Роль социальных норм во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел с гражданами
Взаимоотношения сотрудников органов внутренних дел и граждан относятся к разновидности общественных отношений, регулирование которых осуществляется с помощью определенных норм, называемых социальными и представляющими собой правила поведения людей, распространяемые на всех членов общества.
Социальные нормы являются образцом поведения общего характера, формируются в процессе деятельности людей и служат для поддержания порядка в отношениях между ними. В этом смысле не составляют исключения и взаимоотношения сотрудников органов внутренних дел с гражданами.
К основным видам социальных норм в сфере регулирования общественных отношений относятся правовые, политические, корпоративные (нормы общественных организаций), религиозные нормы, а также нормы морали (нравственности), обычаев традиций, ритуалов. Все они тесно связаны между собой. Перечисленные социальные нормы представляют интерес для анализа взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел и граждан. Сотрудникам органов внутренних дел необходимо учитывать данные нормы при выполнении своих оперативно-служебных задач.
Большое значение для жизни общества имеют нормы обычаев, традиций, ритуалов, которые представляют собой обобщенные правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде, ставшие жизненной потребностью человека и охраняющиеся мерами морального воздействия (например, национальные обычаи, профессиональные традиции, служебные ритуалы). Пренебрежение этими нормами со стороны сотрудников органов внутренних дел могут привести к возникновению конфликтных ситуаций.
Что касается религиозных норм, установленных различными вероисповеданиями, они имеют принципиальное значение для исповедующих ту или иную веру и документально зафиксированы в различных религиозных книгах (Библии, Коране, Талмуде и др.).
Российское законодательство не обошло вниманием эти нормы. Так, в Конституции Российской Федерации (ст.13,14,19,28,29) каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедания и запрещается деятельность, направленная на разжигание религиозной розни. Регулирует данные отношения и закрепляет правовое положение религиозных объединений Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»[1]. Уважительное отношение сотрудников правоохранительных органов к вероисповеданию граждан необходимо для достижения оптимального результата общения.
Важную роль во взаимоотношениях членов общества играют политические нормы, т.е. правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.
Конституцией РФ признается политическое многообразие и гарантируется равенство прав и свобод человека независимо от его убеждений. Во взаимоотношениях с гражданами сотрудник органов внутренних дел «не должен допускать влияния любых политических взглядов на свои действия».
Нельзя не упомянуть и о нормах общественных организаций, которые представляют собой внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношения их членов.
Подобные корпоративные нормы регулируют отношения между членами, участниками общественных объединений и охраняются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.
Сферы действия данных норм оговариваются в Конституции РФ, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и других законодательных актах. В связи с этим сотрудники органов внутренних дел должны четко разграничивать просоциальную, асоциальную и антисоциальную деятельность общественных организаций и на этой основе регулировать свое поведение во взаимоотношениях с членами этих организаций.
Не отрицая важности вышеперечисленных социальных норм, следует признать, что во взаимоотношениях между гражданином и сотрудником органов внутренних дел приоритетными компонентами являются нормы права и морали.
Право определяется как система общеобязательных социальных норм, установленных и охраняемых государством. У норм права та же цель, что и у других социальных норм - регулирование поведения людей в обществе, однако правовые нормы имеют и существенные отличия.
Для эффективности взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел и граждан обе стороны должны обладать достаточным уровнем правосознания, под которым понимается отношение к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений).
В рассматриваемых отношениях выделяются, с одной стороны, правосознание граждан (т.н. обыденное), а с другой - правосознание сотрудников органов внутренних дел (профессиональное), формирующееся в результате специальной подготовки. Сотрудникам органов внутренних дел необходимо повышать уровень собственного правосознания и учитывать особенности обыденного правосознания граждан для решения оперативно-служебных задач.
Важную роль во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел и граждан играют нормы морали (нравственности). Термины «мораль» и «нравственность» принято считать синонимами. Мораль является совокупностью норм, принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.
Нередко сферы моральных и правовых отношений совпадают. У права и морали могут быть одни и те же задачи, одна общественная цель: способствовать формированию отношений между людьми. Морально-правовыми принципами можно признать гуманизм, свободу, справедливость. Отношения к государству, культуре, другим народам можно рассматривать как с позиции нравственности, так и с точки зрения права.
Несмотря на то, что области действия права и морали нередко пересекаются, каждая из этих норм является самостоятельным регулятором общественных отношений. Но при этом они не должны противоречить друг другу: право нормативно не закрепляет поступков, выходящих за пределы нравственности, моральные нормы осуждают нарушение закона. Совершая тот или иной поступок, человек, как правило, не задумывается, какой из социальных норм регулируются его действия в конкретном случае, так как на уровне индивидуального сознания нравственность и право не разделяются. Решающую роль в оценке поведения играет, прежде всего, положительное или отрицательное отношение общества к данному поступку. Признавая, что моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения, нетрудно проследить прямую связь между аморальностью и преступностью, так как любое преступление, по сути, аморально. Как правило, отступление от норм морали, является одновременно и нарушением юридических норм.
В обществе выделяется категория людей (в том числе и сотрудники органов внутренних дел), профессиональная деятельность которых протекает в особых условиях, требующих от них особой ответственности, организованности, напряжения нравственных и физических сил. В данной области мораль неразрывно связана с правом и во многих странах отдельные нравственные требования к лицам, применяющим право, закреплены в присяге, уставах, наставлениях.
Россия в этом смысле не является исключением. В этой связи нельзя обойти вниманием Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в котором, в частности, запрещается «прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению»[2].
К сожалению, нередко сотрудники органов внутренних дел не учитывают нравственную сторону отношений с гражданами. Подобное упущение нередко объясняется строгой регламентацией служебной деятельности законами, приказами, инструкциями. Недооценка норм морали снижает эффективность выполняемой сотрудниками органов внутренних дел деятельности.
Находясь в центре деструктивных социальных процессов, в силу своего общественного положения сотрудники могут либо сглаживать, либо усугублять возникающие противоречия в зависимости от той роли, которую играет полиция как субъект социально-правовых отношений, другой стороной которых является гражданин.
Аспект организации массовой коммуникации с различными категориями граждан необходимо учитывать постольку, поскольку правоохранительная система должна в принципе контролировать процесс производимого ею впечатления на граждан. Другими словами, полицейские структуры должны уметь психологически грамотно передавать и получать те информационные единицы, которые закрепят в массовом сознании образ эффективно действующего механизма сохранения социального порядка, сформируют позитивное отношение к нему, будут способствовать формированию искреннего желания граждан сотрудничать с представителями органов внутренних дел. Более того, организация собственной публичной рекламы, инициируемая руководством МВД России (и реализованная сотрудниками), должна стать процессом не прекращаемым, результаты которого могут показаться весьма отдаленными по времени, но все равно они окажутся позитивными, действенными в плане сотрудничества правоохранительных структур и граждан в контроле правопорядка.
Представляется ошибочным однозначное связывание процесса коммуникации социально одобряемого образа сотрудника органов внутренних дел только лишь с активным его продвижением в средствах массовой информации. Десятки тысяч сотрудников органов внутренних дел ежесекундно в ходе профессионального взаимодействия с различными категориями граждан формируют мнение о себе, о своих коллегах. К сожалению, для многих сотрудников перестало быть актуальным психологическое правило: «общайся с каждым человеком таким образом, чтобы он стал «агентом» твоего позитивного влияния в обществе». Другими словами, современный сотрудник минимально мотивирован на то, чтобы в рамках своей деятельности своими личными моральными, психологическими качествами, профессионализмом, развитыми навыками общения производил позитивное впечатление на любого гражданина, который впоследствии так или иначе спровоцирует аналогичное отношение со стороны своих знакомых, родственников и т.д. ко всей правоохранительной системе.
В эпоху демократических преобразований в нашем обществе представляется актуальным изучение европейского и североамериканского опыта построения отношений полиции и населения. Его заимствование не должно быть слепым копированием и предполагает тщательный анализ возможности его использования с нашей стороны с учетом политического, исторического и других факторов развития российского государства. Поэтому необходимо изучать социально-психологические характеристики построения отношений полиции и населения в странах Евросоюза и США, которые реализуют достаточно продолжительное время модель «полиции, стоящей на службе общества».
Выполняя свои служебные обязанности, сотрудники органов внутренних дел по возможности должны учитывать все виды социальных норм, отдавая приоритет нормам права и морали (нравственности), углубляя и применяя на практике знания психологических особенностей общения с гражданами.