Причины возникновения нарушений в семье
1. Перегрузка коммуникации побочными функциями.
Любое сообщение, адресованное другому члену семьи, редактируется, проверяется по следующим параметрам:
а) Соответствует ли оно имеющемуся у индивида представлению о том, каким он должен казаться окружающим. Например, индивид, которому очень важно, чтобы члены семьи считали его человеком опытным и сведущим, испытывает немалые затруднения, если ему нужно будет спросить у кого-то совета.
б) Соответствует ли сообщение образу другого, т.е. тому, каким он хочет, чтобы его себе представляли. Действительно, если наше сообщение будет противоречить в каком-либо аспекте тому, как человек хотел бы выглядеть в глазах других, то оно может вызвать его протест и коммуникация не состоится.
в) Соответствует ли сообщение характеру взаимоотношений участников коммуникации. Одно и то же сообщение о том, что индивиду нужна "вон та книга", будет формулироваться по-разному в зависимости от того, к кому оно обращено - к другу или просто знакомому, и вообще не будет иметь места, если должно быть обращено к врагу.
Перегрузка побочными функциями возникает, если значение трех перечисленных моментов настолько возрастает, что коммуникация становится невозможной. В этом случае информация легко вступает в противоречие с одним из трех образов: "Я для другого", "Другой для меня", "наши взаимоотношения", и коммуникация прекращается или превращается в конфликт.
2. Нарушение представления об адресате коммуникации как коммуникационный барьер.
Межличностная коммуникация требует от обращающихся правильного представления о личности друг друга. Искаженное представление о другом члене семьи может стать серьезным препятствием для взаимопонимания при информационном общении.
Представление о личности члена семьи, к которому индивид обращается с каким-то сообщением, обязывает учитывать как минимум два аспекта: 1) необходимо знать и учитывать интеллектуальный уровень того, с кем общаещься, - что не всегда просто, особенно при общении с детьми. Есть люди, которые не умеют разговаривать с детьми: говорят слишком упрощенно или сложно. 2) необходимо предусмотреть реакцию индивида на сообщение. Неспособность учитывать эти моменты лежит в основе многих семейных конфликтов, обид, недоразумений.
3. Уровень взаимной прогностической эмпатии членов семьи.
Наличие низкого уровня эмпатии членов семьи по отношению друг к другу дает основание думать о наличии коммуникационного барьера в их информационном общении.
Выявлено, что у матерей наиболее часто имелись пробелы эмпатии (неправильное угадывание ответов) в оценке недоверчивости как мужей, так и детей (недоверчивость они считали большей, чем это имело место). Ими же переоценивался оптимизм, жизнерадостность обоих представителей мужской половины семьи. Значительные ошибки (в сторону недооценки) сделали матери (жены), оценивая склонность переживать чувство вины. Мужья склонны переоценивать уровень возбудимости и неуравновешенности своих жен.
Нарушения семьи вызывают психическую травму, развитием этой травмы или реакцией на нее является нервно-психическое расстройство индивида - члена семьи.
Развод в семье.
Л.Б. Шнейдер пишет, что существуют разные психологические теории по поводу разводов. Некоторые психологи пытались объяснить развод через концепцию "толчка" - существовала благополучная семья, всё было хорошо, но вдруг что-то случилось (измена, смерть, арест, болезнь и др.), произошел толчёк - и семья развалилась. Эмпирически это редко подтверждается. Обычно семью нельзя разбить одним толчком, видимо, что-то назревало, и готовность к разводу была. Вообще развод - это процесс, направленный на разрыв имеющихся отношений – дополнение Т.Ю.
Противоположная этой концепция пытается объяснить развод как "обратное развитие" (типа: симпатия - любовь - сближение - охлаждение - раздражение - распад) и утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношениях, то эта теория не подтверждается.
В современной европейской семье психологический развод - это не просто распад брачных отношений, это дестабилизация всего жизненного уклада.
Причины роста разводов:
1. изменение функций семей, а именно хозяйственной (экономической) стороны. Женщина может зарабатывать больше, чем мужчина, и становится как бы независимой;
2. успехи в борьбе за равноправие полов (феминизм);
3. отсутствие негативных стереотипов у разведенных;
4. освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;
5. изменение темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе;
6. дифференцированность жизненного цикла;
7. рост продолжительности жизни;
8. усиление миграционных процессов;
9. "ранние", поспешные браки.
Факторы увеличивающие вероятность распада брачно-семейных отношений:
1. конфликтные отношения (развод) одного из супругов;
2. совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади;
3. поздний или ранний возраст вступления в брак;
4. деидеализация партнера;
5. высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов;
6. профессиональная занятость женщины, в том числе "бикарьерная семья";
7. вынужденное раздельное проживание супругов (командировки, разъезды, так называемая "дистантная" семья);
8. измены, сексуальная неудовлетворенность в браке;
9. отсутствие доверия в семейных отношениях;
10. бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей;
11. добрачная беременность (так называемые "стимулированные" браки);
12. рождение ребенка в первые 1-2 года брака;
13. употребление алкоголя и наркотиков;
14. очень большая разница в возрасте;
15. различие интересов, ценностных ориентаций, нравственных норм и др.
Факторы разрушающие брак:
1. Чрезмерные перегрузки и частое физическое напряжение.
2. Злоупотребление кредитом (займами)
и ссоры по поводу денежных затрат.
3. Эгоистичность. (жить только для себя и во имя себя).
4. Чрезмерное вмешательство родителей.
5. Нереальные ожидания по поводу брака.
6. Пьянство и наркотики.
7. Все, что как бы "незаконно" внедряется в отношения супругов, способно встать между ними (например, ревность, низкая самооценка и другое).
8. Азартные игры, дурные пристрастия (Шнейдер Л.Б. , 2000).
Фазы распада и дестабилизации эмоциональных отношений:
1. Интра - психическая (внутренняя). У одного или обоих супругов (обычно более чувствиветьного) появляется ощущение внутренней неудовлетворенности. Возможные исходы этой фазы:
а) смириться с этим и на поверхности выражать удовольствие или никак не проявляя свою неудовлетворенность;
б) решиться на то, чтобы высказать партнеру свое неудовлетворение.
2. Интер - психическая (между супругами) или диадическая - партнеры обсуждают свои отношения. На этой фазе повышается самораскрытие, супруги пробуют экспериментировать. Это может длиться годами. Исход возможен в двух вариантах:
а) перестройка отношений - их стабилизация;
б) принятие распада (эксперимент закончился неудачно).
3. Социальная фаза - в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья). Факт распада должен стать "всеобщим достоянием", должен "санкционироваться" другим. Окружение должно перестать воспринимать супругов как пару. Исход этой фазы: прекращение социальных отношений, распад семьи.
4. Фаза отделки (как бы вновь интра-психическая). Оба бывших супруга перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями. Исход этой фазы возможен:
а) примирение с ситуацией, с собой, извлечение позитивных моментов, уроков, приобретение личного опыта;
б) произошедшее воспринимается как неудача, приписывается себе. Это влечет за собой срывы, истерики, неврозы (Стивен Дак).
В зарубежной психологии распространена проблема развода и имеется концепция распада эмоциональных отношений Дж. А. Ли, который выделил 5 фаз:
1. осознание неудовлетворенности;
2. выражение неудовлетворенности;
3. переговоры;
4. принятие решений;
5. трансформация отношений.
Дж А.Ли утверждает, что супружеская пара может не одновременно проходить все фазы, распад отношений может происходить любым путем и в любой форме, очевидность не обязательна. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Автор полагает, что можно ходить по такому кругу всю жизнь.
Типы реагирования на развод также могут быть разными, это зависит от самого события развода (его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных в него участников), отношения к нему со стороны супругов, имеющихся в наличии ресурсов (материальная и жилищная обеспеченность, здоровье, эмоциональное состояние, детские проблемы, возраст супругов).
Стратегии поведения в разводной ситуации также могут быть различными.
1. Воинственно-ненавидящая (вернуть супруга (гу) любой ценой). Здесь нужна победа, но при этом уважения ни к себе, ни к партнеру нет.
2. Обострение любви - поиск каких-то вариантов удержать, привлечь партнера. Эта тактика может сработать только если партнер еще не принял окончательного решения уйти.
3. Принять реальность такой, какая она есть. В данном случае это дает возможность сохранить с бывшим супругом (гой) человечность в отношениях, не зачеркивать совместно прожитые годы, свести к минимуму негативные последствия для детей (если они есть).
Стадии развода.
1. Стадия отрицания. Превоначально реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения : "Ничего такого не случилось", "все хорошо", "наконец пришло освобождение" и т.п.
2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.
3. Стадия переговоров. Самая сложная стадия. Предпринимаются попытки восстановить брак и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.
4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается уровень самооценки, он начинает сторониться людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отношения.
5. Стадия адаптации. Цель - "перейти" в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации.
Постразводная ситуация.
К социально-психологическим последствиям развода относят:
1. снижение рождаемости;
2. ухудшение условий семейного воспитания;
3. падение производительности труда;
4. ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности;
5. рост алкоголизации;
6. увеличение суицидальных исходов;
7. увеличение риска психических заболеваний (в течении года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30%).
Проблема семейных разводов – это актуальная современная ситуация, нуждающаяся в качественном изучении. Установлен тот факт, что развод это причина возникновения различных психологических проблем, как у разведенных супругов, так и у ребенка, чьи родители разведены или разводятся. Психологами доказано, что иногда в ситуации развода имеет место такая парадоксальная тенденция: семья имеет существенные нарушения, которые негативно сказываются на развитии каждого члена семьи, но за весь период дисфункционироования у членов семьи не наблюдалось таких психологических деформаций и отклонений, какие возникли в процессе развода и в ситуации, которая возникла после развода. В связи с чем, особую важность приобретает ситуация сохранения семьи.
Литература:
1. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.
2. Семенов Ю.И. Происхождение семьи и брака. – М.,1974.
3. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М., 1989.
4. Соколова Е. Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.
5. Солодовников В.В. Дети развода //Социс. – 1988- №4.
6. Спиваковская А.С. Как быть родителями? - М., 1986.
7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2000.
8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-512 с.