Динамические процессы в малых группах
Групповая динамика - это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе и знаменуют собой движение ее развитие.
Один из основных процессов – образование малых групп. Становление и развитие происходит по двум направлениям:
1. По пути принятия членами группы уже существующих норм групповой жизни.Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой в процессе жизнедеятельности, принятые ее большинством и регулирующие отношения между ее членами. Последствием этого пути является феномен группового давления(т.е. как группа влияет на принятие личностью определенных решений). В этой связи выделяют понятия конформизма и нонконформизма.
Конформизм — подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства.
Конформность — склонность человека как члена группы неосознанно выбирать и следовать мнению группового большинства. Негативизм — демонстрация поведения, или мнения, противоречащего мнению большинства, независимо от того, право это большинство или нет. Нонконформизм — демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт, независимо от мнения или поведения группового большинства.
В. Э. Чудновский выделил 2 типа конформного поведения: внешнее и внутреннее. Внешнее подчинение — это реакция приспособленчества , которая может сопровождаться внутренним конфликтом, но может осуществляться и без него, как принятое личностью внешнее приспособление к группе. Внутреннее подчинение — это переживание мнения группы как своего собственного, которое может проистекать из бессознательного принятия постулата «большинство всегда право», а может быть результатом сознательного выбора личности.
2. Постепенное становление групповых норм и ценностей. Последствием развития по этому пути будет групповая сплоченность.
Подход к сплоченности с точки зрения ценностно-ориентационного единства разработан А. В. Петровским. Сплоченность - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Но это единство не пред-полагает совпадений оценок и позиций членов группы во всех отношениях (в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов). Сплоченность характеризует те отношения в группе, которые опосредованы целями и задачами деятельности, то есть касаются деловых и нравственных оценок.
Факторы достижения групповой сплоченности.
- эмоциональная привлекательность членов группы
— сходство членов группы между собой
— предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы (больше шансов стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации и в которой преобладает мотив сотрудничества).
— особенности групповых целей.
Существует несколько подходов к выделению этапов развитиямалой группы. Модель Л. И. Уманского. Точка, с которой начинается групповое развитие, находится в середине отрезка и называется конгломерат. Конгломерат — это совокупность незнакомых друг с другом людей. Далее развитие группы может происходить в обоих направлениях. Направление задает общая ценностная направленность группы. В случае просоциальной ориентации группа начинает развиваться вверх, через ряд стадий к высшей точке, коллективу; при асоциальной ориентации — к антиколлективу.
Путь к высшей точке лежит через стадии кооперации и автономизации. Кроме того, перед стадией кооперации в развитии группы в ряде случаев можно выделять также промежуточные стадии: номинальной группы и группы-ассоциации. Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов.
Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция.
Группа-кооперация: хорошо развита структура деловых отношений; члены группы ориентированы на сотрудничество в решении целевых вопросов.
Группа-автономия: формируется чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения. Возможно гипертрофированное развитие черт автономии, что приводит к переориентации с общественно значимых целей на собственно групповые. Это препятствует ее дальнейшему развитию.
Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплоченность, кооперативность в инструментальной сфере.
24.Социализация личности и ее основные характеристики.
Социализация – этопроцесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Г.М.Андрееватакже определяет социализацию как процесс трансляции норм и ценностей, позволяющих формировать и расширять социальные связи личности с миром в трех основных сферах – предметной деятельности, общении и самосознании.
Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «развитие личности», «воспитание» и «обучение». Развитие личности не исчерпывается понятием «социализации», не сводимо только к нему.Развитие личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализация и саморазвитие личности. Таким образом, в социализации личность выступает как объект социального воздействия. В процессе развития– личность выступает не только как объект, но и субъектсоциальных отношений, способный оказывать воздействие на другого человека и на себя, т.е. не сбрасывается со счетов активность самой личности.
Факторами социализации являются - целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в процессе деятельности и общения.
Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организован-ная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.
Социализация может осуществляться и стихийно. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимо-действуют два или более индивидов. *Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.
В качестве ведущих факторов социализации отмечают - взаимоотноше-ния в семье, роль которых многими исследователями разных психологических традиций рассматривается едва ли не как решающая, взаимоотношений с непо-средственным окружением (сверстники, родственники, знакомые и т.д.), массовую коммуникацию (печатные издания, аудио и видео и т.п.).
Социально-психологическими механизмами социализации являются:
1. Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта значимых других людей.
2. Внушение -неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими.
3. Убеждение- осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.
4. Идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.
5. Эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.
Перечисленные механизмы представлены в последовательности, которая отражает их действенность, привязанную к возрастным особенностям.
Первоначально у ребенка еще нет необходимого багажа критического отношения к поставляемой информации и преимущество имеют механизмы подражания и внушения. Именно при их посредстве формируется необходимый фундамент для последующего критического отношения к транслируемому опыту, обусловливающего выход на первый план механизма убеждения.
Это же касается и механизмов эмпатии и идентификации. Идентифицируя себя со значимым другим, эмпатируясь с ним, ребенок получает возможность как аккумуляции опыта, так и формирования отношения к нему.
В психоаналитической традиции (Н.Смелзер) в качестве механизмов социализации называются:
1. Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенные модели поведения;
2. Идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;
3. Стыд- переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей (возникает у человека из-за ощущения, что его разоблачили);
4. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей
Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.
Основные направления социализации, по мнению Шевандрина, соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Таким образом, в процессе социализации люди обучаютсятому,
· как себя вести,
· как эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства;
· каким образом познавать окружающий социальный и физический мир;
· как организовывать свой быт;
· каких морально-этических ориентиров придерживаться;
· как эффективно участвовать в выстраивании формальных и неформальных взаимоотношений и многое, многое другое.
Вопросы к экзамену
- Предмет психологии.
- Методы исследования в психологии
- Основные этапы развития психики в филогенезе
- Сознание как высшая форма развития психики
- Психологическая характеристика деятельности
- Виды деятельности
- Понятие ощущений, свойства и закономерности ощущений
- Понятие о восприятии, свойства восприятия
- Виды восприятия и их характеристика
- Понятие о внимании, функции и свойства внимания
- Виды внимания и критерии их классификации
- Понятие о памяти, теории памяти
- Психологическая характеристика видов памяти
- Процессы памяти и их психологическая характеристика
- Понятие и виды мышления
- Мышление как процесс
- Определение и виды воображения
- Приемы и способы процесса воображения
- Речь, ее виды и функции
- Речь и познавательные процессы
- Понятие индивида, индивидуальности, личности
- Структура личности по К.К. Платонову
- Психоаналитические теории личности З.Фрейда
- Бихевиоральный подход к изучению личности
25. Гуманистические теории личности
26. Социализация личности и ее основные характеристики
- Понятие о темпераменте, теории темперамента
- Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- Понятие о характере, структура характера
- Акцентуации черт характера
- Понятие о способностях, виды и уровни способностей
- Понятие о воле, структура волевого действия
- Волевые качества и их формирование
- Понятие об эмоциях и чувствах
- Формы переживания чувств
36. Понятие общения, его структура и функции
37. Общение как обмен информацией
38.Общение как восприятие и понимание людьми друг друга
39. Межличностная аттракция, ее факторы и механизмы.
- Каузальная атрибуция, теории атрибуции
- Стили атрибуции
- Анализ взаимодействий в рамках трансакционного анализа Э. Берна
- Стили общения
- Понятие агрессии, психоаналитический и этологический подходы к объяснению агрессии.
45. Фрустрационная модель агрессии
46. Бихевиоральная модель агрессии
47. Альтруизм, формирование мотивации к просоциальному поведению
48. Понятие конфликта, его виды и функции
- Способы поведения в конфликте
50. Эффекты группового взаимодействия
51. Понятие малой группы, классификация малых групп
52. Эмоциональная структура малой группы и методы ее измерения
53. Феномен группового давления (конформизма)
54. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- Процесс принятия групповых решений
- Понятие, общие признаки и структура большой социальной группы
- Стихийные группы: основные признаки, виды, механизмы поведения человека в толпе
- Массовидные явления в больших социальных группах
- Психическое развитие, его факторы и закономерности
- Психоаналитический подход к развитию ребенка З. Фрейда
- Теория психосоциального развития Э. Эриксона
- Развитие нравственного сознания по Л. Колбергу
- Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконин
- Факторы, закономерности и динамика психического развития.
- Психического развитие ребенка в дошкольном детстве, психологическая характеристика готовности к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития в младшем школьном возрасте
- Формирование личности младшего школьника
- Психофизиологическое развитие в подростковом возрасте.
- Основные новообразования и развитие личности подростка
- Становление и развитие личности в период ранней юности