Динамические процессы в малых группах

Групповая дина­мика - это совокупность тех динамиче­ских процессов, которые одновременно происходят в группе и знаменуют собой движение ее развитие.

Один из основных процессов – образование малых групп. Становление и развитие происходит по двум направлениям:

1. По пути принятия членами группы уже существующих норм групповой жизни.Группо­вые нормы — это определенные правила, выработанные группой в процессе жизне­деятельности, принятые ее большинством и регули­рующие отношения между ее членами. Последствием этого пути является феномен группового давления(т.е. как группа влияет на принятие личностью определенных решений). В этой связи выделяют понятия конформизма и нонконформизма.

Конформизм — подчинение сужде­ния или действия чело­века групповому давлению (мнению боль­шинства) в ситуации конфликта ме­жду его собственным мнением (опытом) и мнением большинства.

Конформ­ность — склонность че­ловека как члена группы неосознанно выбирать и сле­довать мнению группового большинства. Негативизм — демонстрация поведе­ния, или мнения, противоречащего мнению большинства, независимо от того, право это большинство или нет. Нонконформизм — демон­страция мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт, независимо от мнения или по­ведения группового большинства.

В. Э. Чудновский выделил 2 типа конформного поведения: внешнее и внут­реннее. Внешнее подчинение — это реакция приспо­собленчества , которая может сопро­вождаться внутренним конфликтом, но может осуществляться и без него, как принятое личностью внешнее приспо­собление к группе. Внутреннее подчинение — это переживание мнения группы как своего собственного, которое может проистекать из бессознатель­но­го принятия постулата «большинство всегда право», а может быть резуль­татом сознательного выбора личности.

2. Постепенное становление групповых норм и ценностей. Последствием развития по этому пути будет групповая сплоченность.

Подход к сплоченности с точки зрения ценностно-ориентаци­онного един­ства разработан А. В. Петровским. Сплоченность - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Но это единство не пред-полагает совпадений оценок и позиций членов группы во всех отношениях (в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов). Сплоченность характе­ри­зует те отношения в группе, которые опосредованы целями и за­дачами дея­тельности, то есть касаются деловых и нравственных оце­нок.

Факторы достижения групповой сплоченности.

- эмоциональная привлекательность членов группы

— сходство членов группы между собой

— предпочитаемый группой способ взаимодействия и ве­дущий со­циальный мотив членов группы (боль­ше шансов стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации и в ко­торой преобладает мотив со­трудничества).

— особенности групповых целей.

Существует несколько подходов к выделению этапов развитиямалой группы. Модель Л. И. Уманского. Точка, с которой начинается групповое развитие, находится в середине от­резка и называется конгломерат. Конгломерат — это со­вокупность незнакомых друг с другом людей. Далее развитие группы может происходить в обоих на­правлениях. Направление задает общая ценностная направленность группы. В случае просоциальной ориентации группа начинает развиваться вверх, через ряд стадий к высшей точке, коллективу; при асоциальной ориентации — к ан­ти­коллективу.

Путь к высшей точке лежит через стадии кооперации и автономизации. Кроме того, перед стадией кооперации в развитии группы в ряде случаев можно выделять также промежуточные стадии: номи­нальной группы и группы-ассоциации. Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне за­данную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов.

Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды дея­тельности приняты членами группы. Возникает первичная межлич­ностная интеграция.

Группа-кооперация: хорошо развита струк­тура деловых отноше­ний; члены группы ориентированы на сотруд­ничество в решении целевых во­просов.

Группа-автономия: формируется чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения. Возможно ги­пертрофированное развитие черт ав­тономии, что приводит к переори­ентации с общественно значимых целей на собственно групповые. Это препят­ствует ее даль­нейшему развитию.

Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплочен­ность, кооперативность в инструментальной сфере.

24.Социализация личности и ее основ­ные характеристики.

Социализация – этопроцесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Г.М.Андрееватакже определяет социализацию как процесс трансляции норм и ценностей, позволяющих формировать и расширять социальные связи личности с миром в трех основных сферах – предметной деятельности, общении и самосознании.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «развитие личности», «воспитание» и «обучение». Развитие личности не исчерпывается понятием «социализации», не сводимо только к нему.Развитие личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализация и саморазвитие личности. Таким образом, в социализации личность выступает как объект социального воздействия. В процессе развития– личность выступает не только как объект, но и субъектсоциальных отношений, способный оказывать воздействие на другого человека и на себя, т.е. не сбрасывается со счетов активность самой личности.

Факторами социализации являются - целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в процессе деятельности и общения.

Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организован-ная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Социализация может осуществляться и стихийно. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимо-действуют два или более индивидов. *Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

В качестве ведущих факторов социализации отмечают - взаимоотноше-ния в семье, роль которых многими исследователями разных психологических традиций рассматривается едва ли не как решающая, взаимоотношений с непо-средственным окружением (сверстники, родственники, знакомые и т.д.), массовую коммуникацию (печатные издания, аудио и видео и т.п.).

Социально-психологическими механизмами социализации являются:

1. Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта значимых других людей.

2. Внушение -неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими.

3. Убеждение- осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.

4. Идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.

5. Эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.

Перечисленные механизмы представлены в последовательности, которая отражает их действенность, привязанную к возрастным особенностям.

Первоначально у ребенка еще нет необходимого багажа критического отношения к поставляемой информации и преимущество имеют механизмы подражания и внушения. Именно при их посредстве формируется необходимый фундамент для последующего критического отношения к транслируемому опыту, обусловливающего выход на первый план механизма убеждения.

Это же касается и механизмов эмпатии и идентификации. Идентифицируя себя со значимым другим, эмпатируясь с ним, ребенок получает возможность как аккумуляции опыта, так и формирования отношения к нему.

В психоаналитической традиции (Н.Смелзер) в качестве механизмов социализации называются:

1. Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенные модели поведения;

2. Идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

3. Стыд- переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей (возникает у человека из-за ощущения, что его разоблачили);

4. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей

Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Основные направления социализации, по мнению Шевандрина, соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Таким образом, в процессе социализации люди обучаютсятому,

· как себя вести,

· как эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства;

· каким образом познавать окружающий социальный и физический мир;

· как организовывать свой быт;

· каких морально-этических ориентиров придерживаться;

· как эффективно участвовать в выстраивании формальных и неформальных взаимоотношений и многое, многое другое.

Вопросы к экзамену

  1. Предмет психологии.
  2. Методы исследования в психологии
  3. Основные этапы развития психики в филогенезе
  4. Сознание как высшая форма развития психики
  5. Психологическая характеристика деятельности
  6. Виды деятельности
  7. Понятие ощущений, свойства и закономерности ощущений
  8. Понятие о восприятии, свойства восприятия
  9. Виды восприятия и их характеристика
  10. Понятие о внимании, функции и свойства внимания
  11. Виды внимания и критерии их классификации
  12. Понятие о памяти, теории памяти
  13. Психологическая характеристика видов памяти
  14. Процессы памяти и их психологическая характеристика
  15. Понятие и виды мышления
  16. Мышление как процесс
  17. Определение и виды воображения
  18. Приемы и способы процесса воображения
  19. Речь, ее виды и функции
  20. Речь и познавательные процессы
  21. Понятие индивида, индивидуальности, личности
  22. Структура личности по К.К. Платонову
  23. Психоаналитические теории личности З.Фрейда
  24. Бихевиоральный подход к изучению личности

25. Гуманистические теории личности

26. Социализация личности и ее основ­ные характеристики

  1. Понятие о темпераменте, теории темперамента
  2. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
  3. Понятие о характере, структура характера
  4. Акцентуации черт характера
  5. Понятие о способностях, виды и уровни способностей
  6. Понятие о воле, структура волевого действия
  7. Волевые качества и их формирование
  8. Понятие об эмоциях и чувствах
  9. Формы переживания чувств

36. Понятие общения, его структура и функции

37. Общение как обмен информацией

38.Общение как восприятие и понимание людьми друг друга

39. Межличностная аттракция, ее факторы и механизмы.

  1. Каузальная атрибуция, теории атрибуции
  2. Стили атрибуции
  3. Анализ взаимодействий в рамках трансакционного анализа Э. Берна
  4. Стили общения
  5. Понятие агрессии, психоаналитический и этологический подходы к объяснению агрессии.

45. Фрустрационная модель агрессии

46. Бихевиоральная модель агрессии

47. Альтруизм, формирование мотивации к просоциальному поведению

48. Понятие конфликта, его виды и функции

  1. Способы поведения в конфликте

50. Эффекты группового взаимодействия

51. Понятие малой группы, классификация малых групп

52. Эмоциональная структура малой группы и методы ее измерения

53. Феномен группового давления (конформизма)

54. Лидерство как феномен психологической власти в группе

  1. Процесс принятия групповых решений
  2. Понятие, общие признаки и структура большой социальной группы
  3. Стихийные группы: основные признаки, виды, механизмы поведения человека в толпе
  4. Массовидные явления в больших социальных группах
  5. Психическое развитие, его факторы и закономерности
  6. Психоаналитический подход к развитию ребенка З. Фрейда
  7. Теория психосоциального развития Э. Эриксона
  8. Развитие нравственного сознания по Л. Колбергу
  9. Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконин
  10. Факторы, закономерности и динамика психического раз­вития.
  11. Психического развитие ребенка в дошкольном детстве, психологическая характеристика готовности к обучению в школе.
  12. Общая характеристика психического развития в младшем школьном возрасте
  13. Формирование личности младшего школьника
  14. Психофизиологическое развитие в подростковом возрасте.
  15. Основные новообразования и развитие личности подростка
  16. Становление и развитие личности в период ранней юности

Наши рекомендации