Коррекционная работа по преодолению тревожности, агрессивности у дошкольников в системедетско-родительских отношений

Теоретическая часть.

Специфика деятельности школьной психологической службы во Франции.

Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. В 1905 году Министерство образования Франции просило исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 году открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба. ВВ 1947 году в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством профессора А.Валлона. В отличие от тех задач, которые ставил перед школьной психологической службой А.Бине, А.Валлон полагал, что ее цель не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей. В последующее время во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы – предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой на предшествующих этапах службы,. – отделять таких детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.

Несмотря на то, что измерение и тестирование и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятельность школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную деятельность, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям. Отмечается, что тестирование не позволяет определить перспективы развития учащихся, оно дает неверные результаты при обследовании подростков из низших социальных слоев и из культурно отсталых районов. Кроме того, эта методика основной акцент делает лишь на одном виде одаренности -интеллектуальном.

Эту же мысль подчеркивал немецкий ученый И.Мюллер (1960), считая, что при современном уровне технического и экономического развития, для того чтобы овладеть профессией и преуспеть в жизни, требуются кроме определенного уровня умственного развития и другие способности и качества: умение хозяйственно мыслить, технико-конструктивные и технико-практические способности, активная волевая и эмоциональная деятельность, энергия и настойчивость и т.д. Сейчас нельзя, по мнению автора, ценить человека только со стороны его интеллектуальных способностей, надо оценивать его всесторонне, как становящуюся личность.

Глубокую неудовлетворенность формальными психометрическими тестами давно уже выражают английские психологи. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность применяемых тестов, их ограниченность и искусственность. Одним из существенных недостатков тестового материала они, в частности, считают полное игнорирование эмоциональных моментов, которые в реальных жизненных ситуациях являются существенной частью поведения. Э.Стоунс пишет, что использование тестов приводит к разделению людей на тех, у кого высокий показатель IQ, и на тех, у кого он низкий. Однако, отмечает он, в последнее время растет число исследований, в которых вместо распределения людей по группам, состоящим из приблизительно одинаковых по психологическим характеристикам людей (слабоумные, тупые или плохо обучаемые), внимание фиксируется на конкретных трудностях научения, с тем, чтобы выявить природу этих трудностей,

Практическая часть.

14. Воспитатель старшей группы показывает рисунки детей на тему «Моя семья». На рисунках явные признаки повышенной тревожности, агрессивности, неблагополучия в семье. Воспитатель просит разработать комплекс мероприятий по гармонизации семейных взаимоотношений.

Коррекционная работа по преодолению тревожности, агрессивности у дошкольников в системедетско-родительских отношений.

Программа коррекционной работы:

Этапы Родители Дети
  1. Пропедевтический этап
(1 занятие)
Совместное детско-родительское занятие. Знакомство с родителями и детьми в круге.  
  1. Вводный этап
(3 занятия)
Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию («Комплименты», «Волшебный клубок»)
  1. Изучение психолого-педагогической литературы
  2. Просмотр видеофильма «Шестилетка, каков ты?»
  3. Родительское собрание на тему: «Мы и наши родители. Семейные линии»
Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию («Комплименты», «Волшебный клубок»)  
  1. Проведение этических бесед на темы: «Семейные праздники», «Как быть вежливым?»
  2. Рисунки детей, отражающие семью и каждого родителя в отдельности.
  3. Составление детьми рассказов о семье
  1. Развивающий этап
(4 занятия)
1. Дискуссии: «Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей? «Как наши страхи становятся страхами наших детей?» 2. Создание и разрешение педагогических ситуаций Составление характеристик на своего ребёнка. 3. Совместные детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного материала. 4. Психологические игры: «Сиамские близнецы», «Слепой и проводник» и т.п. 1. Упражнение «Расскажи о своих страхах». 2. Рисование на тему: «Мой страх» 3. Совместные детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного материала. 4. Психологические игры: «Сиамские близнецы», «Слепой и проводник» и т.п.
  1. Контрольно-оценочный этап
(2 занятия)
  1. рефлексия, круглый стол
  2. чаепитие.
  1. рефлексия, круглый стол
2. чаепитие.

Ход работы:

Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начинается со знакомства. Ведущий называет свое имя и рассказывает о себе и предлагает сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети раскрываются. Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное.

На втором этапе родители становятся более активными, с интересом слушают лекцию о психологических особенностях детей дошкольного возраста. Отмечается актуальность этой темы. Просмотр фильма вызывает эмоциональный отклик, многие родители смотрят на детей другими глазами.

Проведенное родительское собрание поможет понять многим родителям, что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их самих, осознать свои ошибки в воспитании.

Дети также принимают активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывают о праздниках, которые они отмечают семьей. На третьем этапе все родители принимают активное участие в дискуссиях. Ведётся активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составляет труда охарактеризовать своего ребенка.

Для выявления детских страхов с детьми проводится упражнение “Расскажи о своих страхах”. Сначала дети не решаются говорить, чего они боятся, но после рассказа, ведущего о своих детских страхах дети включаются в разговор и рассказывают о своих страхах. В рисовании своих страхов дети с удовольствием принимают участие.

На совместном детско-родительском занятии изготавливается много интересных поделок. Детям очень нравится совместная работа с родителями. На четвертом этапе родители делятся впечатлениями о проведенных занятиях. Дети с большой любовью делают подарки в виде рисунков для своих родителей.

Все заканчивается чаепитием. Родители и дети делятся своими положительными эмоциями.

Таким образом, коррекционные занятия позволяют установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствуют закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

Наиболее эффективными формами работы являются дискуссии, так как каждый высказывает свое мнение и всей группой находится наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.

Помощь ребенку со стороны педагогов образовательных учреждений:

1). Необходимо дать ребёнку почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.
2). Если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе.

3). Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими. Это для такого ребенка лучше, чем занятия в одиночку.
4). Выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих.
5). Очень полезно хвалить ребенка, когда он высказывает какие-либо конструктивные мысли.
6). Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого рисование, работу по дереву, создание кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.
7). Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы.

8). Вместе с ребенком нарисуйте схему, чтобы узнать, с кем бы он хотел работать в группе, и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него. Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.

Помощь «ребенку со стороны родителей:

1). Уделяйте ребёнку как можно больше внимания, постарайтесь лучше узнать его.
2). Постарайтесь завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок откроется вам.
3). Хорошо, если ребенок сможет проявить себя в любой творческой деятельности - в рисовании, в музыке.

4). Не упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том или ином случае.

5). Старшим детям предложите вести дневник с записями - ежедневными и еженедельными. Заверьте, что его никто не прочтет. Скажите ребенку, что он может говорить с вами обо всём, что его волнует.

Выводы

Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, как показывают результаты проведенных исследований, оказывают влияние личностные качества родителей.

Результаты исследований показывают, что лучше проводить обследование отца и матери, составляющих семейную пару, для того чтобы нарисовать более объективную картину воспитания в семье, влияние обоих родителей на формирование личности ребенка, чтобы работа по оказанию помощи семье была более плодотворной.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Тревожность влияет на психическое здоровье детей.

Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско- родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.

Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.

Наши рекомендации