Принцип культуросообразности
Понимание мира, частью которого является сам ребенок. В этом мире преобладает идея малой родины – организация жизнедеятельности детей в пространстве русской культуры, обычаев и традиций родного края. Этот принцип очень важен не только для формирования социальных умений и навыков, но и нравственных качеств, актуальность которых в последние два года подчеркивается Президентом и Правительством Российской Федерации.
Во время сюжетных игр предоставляю детям возможность проявлять свои имеющиеся умения и тренироваться, так как сами по себе способности не развиваются.
Специальными ситуациями, различными играми, заданиями, поощрением, личным примером формирую в детях уравновешенность, сдержанность, внешнее спокойствие, кротость, самоконтроль.
Добиваюсь от помощника воспитателя, родителей аккуратного поведения, сдержанности, терпимости, что способствует формированию социального здоровья.
В группе создан благоприятный психологический климат. Заботливость, внимательность к окружающим, умение чувствовать их интересы и считаться с ними, позитивный дружественный настрой, желание сделать хорошее для других, замечать проблемы, желания, настроения – основные условия атмосферы в группе. Главная основа социально-личностного развития ребенка – его положительное самоощущение, уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят независимо от его достижений, достоинств и недостатков. Я устанавливаю с детьми доверительные отношения, сочетающиеся с разумной требовательностью.[1,c.16]
При создании творческого продукта (рисунка, сюжетной линии рассказа и т. д.) обращаю внимание на окружающие предметы и объекты, которые являются дополнительным материалом для развития детских способностей.
Как я уже неоднократно отмечала выше, при формировании социального здоровья нельзя достичь больших успехов без систематической совместной работы с семьей, социумом.
Одним из важных блоков обеспечения социального здоровья детей является создание условий, так называемый средовый принцип. Безусловно, среда и предметное окружение оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу, поведенческую культуру. От первого визита посещения группы, полученных впечатлений от визита зависит возникновение стремления посещать с желанием детский сад или идти с неудовольствием. Чтобы у ребенка возникло эстетическое наслаждение и удовольствие, я оформила группу в теплых тонах, с яркими вкраплениями декоративной отделки: на персиковом поле стен размещаются зеленые растения, картины, разноцветные игрушки. Цветовая гамма мебели (светлого дерева) соответствует санитарным требованиям.[1,c.112]
Созданная в группе среда стимулирует у детей самостоятельность, общительность, доброжелательность, чувство собственного достоинства. Она успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка, что проявляется в более спокойном поведении и содержательной деятельности. В группе не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, но и созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование ее элементов для саморазвития, социализации.[2,c.96]
В групповой комнате оборудована зона уединения - с креслами, мобильными модулями разных размеров, переносным домиком. Наличие их позволяет организовать детям свое собственное пространство, где они могут с любимым другом или с любимой игрушкой организовать игры. Для защиты и социальной безопасности, избавления от шумного неугомонного детского коллектива создан уютный уголок, где можно полистать любимые книги, просто помечтать…[1,c.34]
Для этого использую переносные ширмы, настенные бра, коврик на полу, детскую мягкую мебель по росту ребенка, картины, спокойную релаксационную музыку; они радуют слух и глаз ребенка, помогают восстановить силы, создать хорошее настроение, почувствовать заботу о психическом и эмоциональном здоровье детей.
Основным показателем при организации материального пространства является способность детей организовать свою деятельность самостоятельно: планировать деятельность, приложить волевые усилия для его реализации, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительно - этические качества в общении со сверстниками и взрослыми.
Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребенку вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению.
Для развития творческих способностей, самоутверждения созданы центры художественно - эстетического развития. Эффективны в социальном развитии обсуждения с воспитанниками видов уголков, центров, их оснащение. В раздевальной комнате созданы условия для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстниками, взрослыми, детьми других групп, тем самым подчеркнуть свою значимость, свой социальный статус.
Заключение
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:
-состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
-адекватное социальное поведение;
-умение понимать себя и других;
-более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
-умение делать выбор и нести за него ответственность.
Проблема психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возрастов является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.
Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе.
Психологическое здоровье детей имеет ясно выраженную интерсубъективную природу.
Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.
Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.
Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровье сберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей дошкольного возраста и учащихся в младшем школьном возрасте.
Здоровье ребенка это не только его физическое и интеллектуальное развитие. Оно включает в себя и психический аспект. С этой целью мы посещаем театры и музеи. Родители с радостью участвуют в организации и сопровождении подобных мероприятий.
Литература
1. Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов // Физиология развития человека. Материалы международной конференции. – М., 2000.-140 с.
2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.
3.Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2003.- 607с.
4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. – М.: Российское педагогическое агенство.1996,-374 с.
5.Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей.// Прикладная психология.-2002.-№5-6
6.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// Психологическая наука и образование, 1998, №2
7.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 с.: ил.
8.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1995
Приложение1