Основные виды классификации конфликтов
Конфликтология находится на этапе выделения в самостоятельную науку. В этих условиях первоочередными задачами классификации являются уточнение границ того множества конфликтов, которые выступают объектом науки, и выделение наиболее общих структурных единиц в объектном поле конфликтологии.
Один из существенных признаков конфликта составляют характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта.
Основной объект конфликтологии составляют семь видов социальных конфликтов:
межличностные;
между личностью и группой;
между малыми социальными группами;
между средними социальными группами;
между большими социальными группами;
межгосударственные;
между коалициями государств.
Кроме этого, необходимо указать внутриличностный конфликт как второй основной объект изучения конфликтологии. Он также имеет свои типы:
между "хочу" и "хочу";
между "могу" и "не могу";
между "хочу" и "не могу";
между "нужно" и "нужно";
между "хочу" и "нужно";
между "нужно" и "не могу".
Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; в уважении; самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих пяти потребностей человек может идти на конфликт. В результате можно выделить следующие типы конфликтов: ресурсный конфликт; статусно-ролевой конфликт; конфликт из-за идей, норм и принципов.
Важной характеристикой конфликта является острота противодействия участвующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделяются конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон.
В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др.
Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность.
Каждый конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов конфликты деляг на конструктивные; имеющие позитивные и негативные последствия одновременно; деструктивные.
Помимо общих классификаций конфликтов может быть дано большое количество частных типологий. Они охватывают не все объектное поле конфликтологии, а только его часть, связанную с одним из видов или типов конфликтов.
Разнообразие конфликтов во многом определяется заложенными в них причинно-мотивационными связями. Учитывая это, Н.В. Гришина в результате изучения производственных конфликтов выделила конфликты, возникающие как реакция на: препятствие к достижению первичных, т.е. основных, целей трудовой деятельности; препятствие к достижению вторичных, имеющих личный характер целей совместной трудовой деятельности; поведение, не соответствующее принятым нормам отношений, и поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее их ожиданиям; личные конфликты, возникающие в силу личных особенностей членов трудового коллектива.
Межличностные конфликты в зависимости от характера отношений подчиненности между оппонентами можно классифицировать на конфликты
"по вертикали", "по горизонтали" и "по диагонали - когда оппоненты находятся в отношениях косвенной подчиненности.
Данные классификации не исчерпывают все возможное разнообразие классификаций конфликтов. В основе классификации может в принципе лежать любой признак конфликта (рис. 2.2).
По сферам По степени длительно- По субъектам кон-
проявления сти и напряженности фликтного взаимодей-
экономические: идеологические: социально-бытовые: сем ей но-б ы то в ы с
оурные оыстротскущие: острые длительные, слабовыраженные
вялотекущие; слабовыраженные быстротекущие
внутриличностные: межличностные: конфликты «личность-группа»: межгрупповые
По социальным последствиям
По предмету конфликта
По коммуникативной направленности
Конструктивные
Деструктивные
Реалистичные (предметные)
Нереалистичные (беспредметные) горизонтальные вертикальные смешанные
По масштабам и продолжительности: общие: локальные; краткосрочные: затяжные: скоротечные, долгосрочные
По способам урегулирования: антагонистические: компромиссные: разрешаемые: приводящие к соглашению
По формам и степени столкновения: открытые: скрытые, инициативные: спровоцированные: неизбежные: вынужденные: спонтанные: лишенные целесообразности
Рис. 2.2. Классификация конфликтов
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт - столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений и т.д. у одного и того же человека.
Конфликт имеет различные формы. Одна из распространенных форм -ролевой конфликт, когда одному и тому же человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Ролевой конфликт возникает и тогда, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, роль работника и роль матери.
Внутренние конфликты могут возникнуть на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте. Конфликт возникает на подсознательном уровне, человек испытывает психическое напряжение, эмоциональную неудовлетворенность, раздвоение личности (борьба мотивов) и др.
Отрицательные эмоции человека, раздражительность, часто по пустяковому поводу, могут привести к эмоциональному взрыву. Это нарушает его взаимодействие и общение с другими членами коллектива, служит причиной межличностного или конфликтов более высокого уровня. Кроме того, внут-риличностный конфликт нередко является ответной реакцией на конфликтную ситуацию в коллективе и организации в целом.
Межличностный конфликт
Межличностный конфликт - это конфликт из-за антипатий, личной неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и т.п. как при наличии, так и при отсутствии объективных внутрипроизводственных, организационных причин конфликта. Кроме того, межличностный конфликт может быть следствием организационного или производственного, когда принципиальные разногласия на функциональной, деловой основе переходят во взаимную личную неприязнь или даже вражду.
Это наиболее часто возникающий в организациях и рассматриваемый в литературе тип конфликта. Он обусловлен не только особенностями ситуации, но и отношений и оказывает влияние на многие стороны жизни коллектива и его членов. В него всегда в той или иной степени втянут руководитель. Межличностный конфликт отражает психологическую атмосферу всей организации и отдельного коллектива.
Межличностный конфликт в организациях проявляется по-разному, например, как борьба руководителей различных структур и функциональных подразделений за ограниченные ресурсы, рабочую силу, капиталовложения и инвестиции и т.п. или конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.
Другая форма проявления межличностного конфликта - столкновение личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента, ценностными ориентациями, которые в силу противоположных целей не в состоянии ладить друг с другом.
Возникновение межличностных конфликтов определяется:
трудовым процессом и производственной ситуацией;
личностным своеобразием членов коллектива;
отношением личности к ситуации;
психологическими особенностями членов коллектива.
Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлена демографическими и индивидуальными характеристиками. По данным Н.В.Гришиной, для женщин более характерны конфликты, связанные с их личными проблемами: зарплатой, распределением отпусков, премий и т.д.
Мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций и т.д.). У молодых специалистов большее количество конфликтов возникает по поводу дисциплины.
Межличностный конфликт всегда протекает ожесточенно и носит более застойный, инерционный характер. Поэтому профилактика межличностных конфликтов в организации требует постоянного внимания менеджера.
Межгрупповой конфликт
В данном случае сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями разных социальных категорий, между руководством и исполнителями, между неформальными группами и т.д.
Наиболее ярким примером может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзами и администрацией. Установлено, что угроза забастовки становится реальностью, когда число недовольных условиями труда или величиной вознаграждения за труд работников превышает 50% от общего числа работающих Для предотвращения этой ситуации менеджеру необходимо периодически проводить мониторинг для выяснения причин недовольства и количества недовольных.
Межгрупповые конфликты возникают также вследствие несовместимости целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т.п.), т.е. наличия реальной конкуренции, а также по причине социальной конкуренции.
Групповой фаворитизм (а, следовательно, и конфликтность) возрастает.
если:
оценка результата межгруппового взаимодействия выносится произвольно, по неопределенным критериям, без обсуждения с группой;
взаимодействие сторон строится по жесткому принципу "выигрыш-проигрыш";
- группа терпит стабильный неуспех;
- существует прямая зависимость индивида от группы - от группы зависит его успех или неуспех;
- невозможно сравнение двух групп извне.
Итак, способами профилактики межгрупповых конфликтов являются уменьшение различий между группами и снижение межгруппового фаворитизма.
Организационный конфликт
Организационный конфликт - это разновидность конфликта, возникающего в коллективах вследствие рассогласования формальных организационных начал и реатьного поведения членов коллектива. К каждому работнику организация предъявляет целый ряд требований, зафиксированных в определенных документах (правилах внутреннего распорядка, должностных инструкциях и др.), а также закрепленных в сложившихся традициях и нормах поведения.
Конфликт возникает, если работник по каким-либо причинам не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые к нему со стороны организации, а также если требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, нечетки, неконкретны.
Противоречивость должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей или плохое организационное обеспечение, как правило, приводят к конфликту.
Так, выполнение функций контроля, ревизии, нормирования, оценки нередко вовлекает работников в конфликтные ситуации. Это, конечно, не означает, что выполнение данных задач неизбежно ведет к конфликту. Последний возникает на основе недостаточной проработки этих функций, отсутствия организационного и психологического обеспечения их выполнения.
Позиция многих современных авторов заключается в том, что конфликты в организациях не только возможны, но иногда и желательны.
В зависимости от эффективности управления конфликтами их последствия могут быть функциональными (положительными) и вести к повышению эффективности организации.
Положительные (функциональные) последствия конфликтов состоят в следующем:
создание общности людей, причастных к решению проблемы;
возможность сотрудничества в других сферах и делах;
- уменьшение синдрома покорности, стимулирование высказывания собственных идей, отличных от мнения руководства;
- принятие лучшего решения путем учета большего количества мнений:
- обращение внимания на другие стороны проблемы, нуждающиеся в более пристальном рассмотрении и детальной проработке;
- способствование процессу самосознания, расстановки приоритетов. Причины же организационных конфликтов можно классифицировать
следующим образом:
1)распределение ресурсов;
взаимозависимость задач;
различия в целях;
различия в представлениях и ценностях;
различия в манере поведения и жизненном опыте;
неудовлетворительные коммуникации.
Трудовые конфликты Обострение экономического кризиса в обществе, связанного с банкротством предприятий, структурной перестройкой экономики, высвобождением рабочей силы (безработицей), задержкой заработной платы и т.д. является
внешним по отношению к предприятиям и организациям конфликтогенным фактором.
Наличие нестабильной внешней экономической ситуации определяет напряженную социальную ситуацию в коллективах, способствует расширению полосы трудовых конфликтов.
Трудовые конфликты определяются комплексом факторов:
социально-экономических (уровень оплаты труда работников, нормирование труда и т.д.);
политических (стабильность политической ситуации, соблюдение властями прав и свобод граждан, трудового законодательства);
психологических (особенности культуры, воспитания, психологии коллектива, уровень неудовлетворенности работников трудовой и социальной ситуацией).
В совокупности они порождают социальную напряженность, которая проявляет себя в следующем:
в рабочей среде распространяются настроения недовольства существующим положением, выдвигаются неформальные лидеры;
под влиянием названных настроений возникает атмосфера беспокойства, эмоционального возбуждения, утрачивается доверие к власти;
активизируют свою деятельность общественно-политические объединения, идет подготовка к митингам, иным формам гражданского неповиновения.
Проблемы трудовых конфликтов:
высокая степень социальной напряженности постепенно ведет к конфликту;
отсутствие необходимого профессионального уровня управления на производстве;
осложнение характера социально-трудовых отношений;
проблема необходимости высвобождения рабочей силы ведет к :толкновению жизненно важных интересов людей в сфере трудовых отно-лений;
на характер трудовых отношений оказывает влияние усиление степе-т социализации отдельных групп работников.
Механизмы разрешения трудовых конфликтов:
создание конфликтной комиссии;
обращение к институту посредничества;
3) использование авторитета парламентских и правительственных орга-
юв, представительской или исполнительной власти.
Тема 2.3. Причины возникновения конфликтов Объективные факторы возникновения конфликтов
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех рупп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы носят объективный характер, третья и четвертая - субъективный.
Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при определении способов предупреждения межличностных конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах. К числу объективных причин конфликтов можно отнести обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки -объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов, в основном, связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного носят главным образом субъективный характер.
При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее:
жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов;
нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных еще и объективными причинами.
В то же время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. В любом межличностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъективный фактор. Если человек субъективно не примет решения о начале конфликтного противодействия, конфликта не будет. Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.
Анализ многочисленных конфликтов во взаимоотношениях руководителей среднего звена показывает, что существует много объективных причин, вызывающих конфликты Они столь разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие:
естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;
- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
- образ жизни многих россиян;
- достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, способствующие возникновению конфликтов.
Организационно-управленческие причины конфликтов
Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов можно разделить на следующие группы:
структурно-организационные;
функционально-организационные;
личностно-функциональные;
- ситуативно-управленческие.
Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, т.е. структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.
Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой эта организация занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах.
Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффективная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам. Функциональные связи между структурными подразделениями организации должны соответствовать требованиям деятельности и объективным законам функционирования самой организации. Этим же требованиямАдолжны соответствовать функциональные взаимосвязи между отдельными работниками коллектива
Личносгно-функционатьные причины конфликтов связаны с неполным соответствием профессиональных, нравственных и другим качеств работника требованиям занимаемой должности. Любая работа требует определенных профессиональных знаний и опыта, иногда весьма значительных. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют род дея-
тельности и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами. Они будут вызваны тем, что ошибки, допускаемые этим работником, затрагивают интересы всех, кто с ним взаимодействует.
Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.
Социально-психологические причины конфликтов
К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Четкие границы между четырьмя группами причин конфликтов пока не определены. Не существует строгого разграничения между социально-психологическими и организационно-управленческими конфликтами, с одной стороны, а также между социально-психологическими и личностными конфликтами - с другой стороны. Тем не менее, изучение конфликтов позволило выявить несколько типичных причин, носящих социально-психологический характер:
• возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;
• несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей;
непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон;
выбор разными людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга;
при оценивании других человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению идеалом, нормой, целью деятельности, а сам человек обычно оценивает свои результаты по сделанному, т.е. сравнивая их с началом деятельности.
Личностные причины конфликтов
Личностные причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию.
Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое - к конфликту.
Конфликтная ситуации - трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Человек, не обладающий психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия, чаще воспринимает ситуацию как конфликтную (рис. 2.3).
Общие причины конфликтов | |
Социально-политические | |
Экономические | |
Социально-демограф! шескпе | |
Социально-психологические | |
Индивидуально-психологические | |
Частные причины конфликтов |
Неудовлетворенность \ словиями служебной деятельности |
Нарушение служебной этики |
Нарушение законодательства |
Ограниченность ресурсов |
Различия в целях, ценностях, средствах достижения целей |
Неудовлетворительные коммуникации |
Рис. 2.3. Причины конфликтов
Тема 2.4. Структура конфликта Объективные составляющие конфликта
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие "структура" трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой Апонимается совокупность элементов, составляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.
Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы. Конфликт является не только системой, но и процессом. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены в виде схемы.
Кроме понятия "конфликт" часто используется и понятие "конфликтная ситуация" - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития.
1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте основными действующими лицами являются люди. Они выступают как частные, официальные или юридические лица. Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства. Степень участия в конфликте может быть разной: от непосредственного участия до опосредованного влияния на ход событий. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.
Основные участники конфликта являются сторонами или противоборствующими силами конфликта. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят понятие "оппонент" или противник.
Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта.
Иногда выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг. Ранг оппонента это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, "сила", выражающаяся в сложности и влиятельности его связей, физические, материальные и интеллектуальные возможности, навыки и умения, социальный опыт конфликтного взаимодействия.
Группы поддержки практически всегда стоят за оппонентами в конфликте. Они могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо своими активными действиями, либо только своим присутствием могут коренным образом влиять на ход конфликта.
Другие участники - это группа, в которую могут входить субъекты, оказывающие эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Иногда в число участников конфликта включают медиаторов (посредников, судей и т.д.). Третья сторона в конфликте (медиатор) решает задачу прекращения конфликта. Медиатор действует ненасильственными методами и не входит в число участников конфликта.
Предмет конфликта. Ядром любого конфликта является противоречие, котором отражается столкновение интересов и целей сторон. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием как предмет конфликта. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречия конфликта. Таким образом, предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
Объект конфликта. Еще одним непременным атрибутом конфликта является его объект. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается.
Легче определяется проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод для конфликта. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Важгго уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно этот конфликт разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняет процесс решения проблемы.
4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т.е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как-социальную ситуацию. В отечественной науке социальная среда как комплекс условий понимается достаточно широко. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является участник конфликта. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от среды (рис. 2.4).
Психологические составляющие конфликта
Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
Мотивы сторон. При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях отдельных лиц, социальных групп, государств или их сообществ.
Мотивы в конфликте - это побуждение к вступлению в конфликт, связанное с удовлетворением потребностей оппонента; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, т.к. они в большинстве случаев скрываются.
Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности. Они представляют собой состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах конфликта, необходимых для осуществления его существования и развития, выступающих источником его активности.
Мотивы индивида или группы не возникают сами по себе и часто определяются ситуацией, условиями, в которых он находится. Зачастую протекающие в обществе процессы деформируют общественное сознание, которое реализуется и преломляется через потребности, интересы, цели, поступки и действия конкретных людей.
Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в целях. Цель -это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.
2. Конфликтное поведение. Состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в большой степени влияют друг на друга, вытекают из предыдущих действий, т.е. взаимно обуславливаются, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия.
Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени и др.
Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
Основными стратегиями поведения в конфликте являются:
- соперничество (конкуренция) - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения;
сотрудничество (проблемно-решающая ситуация) - осуществление поиска такого рода решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;
компромисс - взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон;
приспособление (уступка) - понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента;
избегание (бездействие) - нахождение в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.
Как правило, в конфликте используется комбинация стратегий, порой доминирует одна из них.
Особенности восприятия конфликтной ситуации
Проблема образов (информационных моделей) конфликтной ситуации, имеющихся у каждой из участвующих сторон, стала рассматриваться в конфликтологии сравнительно недавно, с конца 60-х годов XX века. Под образом конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Она включает в себя: представление оппонентов о самих себе (своих целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.); о противостоящей стороне (ее целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.); представление каждого участника о том, как другой воспринимает его; о среде, в которой складываются конкретные отношения.
Именно идеальные картины конфликта, а не сама реальность, определяют поведение сторон. Как отмечает Н.В. Гришина, человек не просто реагирует на ситуацию, но "определяет" ее, одновременно "определяя" себя в этой ситуации, и тем самым он создает, "конструирует" конфликтную ситуацию. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая:
конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет;