Чем психология как наука отличается от других наук
Ставя этот вопрос и отвечая на него, мы будем иметь в виду современную психологию и будем сравнивать ее с другими существующими в настоящее время науками.
Прежде всего, психология отличается от других наук тем, что имеет дело с нематериальными процессами и явлениями. Ни одна другая наука не занимается изучением таких явлений. Психологию отличает от других наук то, что она пользуется не совсем обычными методами познания необычных явлений, например, методом набюдения за тем, что происходит в сознании человека, наблюдением и описанием того, что ощущает, переживает, осознает человек (такой методв психологии называется интроспекцией или самонаблюдением). Психология более чем другие науки претендует на понимание и объяснение поведения человека, и действительно, поведение человека существенным образом зависит от состояния его психики.
Какие отрасли научной психологии существуют в настоящее время.Таких отраслей довольно много, они представляют и так называемую «чистую» науку и связанную с ней практику жизни. В самом общем виде все современные психологические науки делятся на две большие группы: фундаментальные науки и прикладные науки. К фундаментальным психологическим наукам относят такие, в которых ставятся и решаются главные вопросы понимания и познания соотвествующих явлений, например, вводятся определения основных научных понятий для описания и представления психических явлений, собираются достоверно установленные научные факты, касающиеся изучаемых явлений, формулируются законы, управляющие этими явлениями, предлагаются объясняющие их теории.
К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, психология развития, дифференциальная психология, социальная психология. Основная задача фундаментальных наук состоит в том, чтобы получать знания.
Прикладными называют такие науки, в которых изучаются психологические явления, представленные в отдельных видах деятельности людей. Главная цель прикладных наук состоит не столько в получении научных знаний, сколько в выработке рекомендаций по их использованию в соответствующих сферах практической деятельности людей.
Прикладных отраслей психологии довольно много, их примерно столько же, сколько различных видов деятельности человека. К числу прикладных наук можно, например, отнести педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, инженерную психологию. В целом существует около 4—5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук.
Что отличает научные психологические знания от ненаучных.На данный вопрос в отличие от двух предыдущих вопросов ответить сравнительно легко, так как критерии научности тех или иных знаний за последние несколько десятков лет установились достаточно точно, и они распространились также на психологию как науку.
Во-первых, научные психологические знания основываются на достоверных, то есть твердо установленных и проверенных учеными, фактах, а не на мнениях людей.
Во-вторых, научные знания основаны на строгой, безупречной логике доказательства их существования. В отличие от этого житейские и практические психологические знания не обязательно являются столь строгими и логически безупречными.
В-третьих, научные знания соответствуют признанным в настоящее время научным теориям, могут быть объяснены на их основе и, в свою очередь, могут явиться основой для создания или совершенствования новых, более современных научных теорий.
В-четвертых, научные знания являются надежной основой для практических выводов и рекомендаций. Например, на основе научных психологических знаний можно разрабатывать и применять более эффективные методы практического психологического воздействия на человека, чем, например, на основе житейских психологических знаний.
Следует, однако, иметь в виду, что наука не стоит на месте, и то, что сегодня считается научным психологическим знанием, завтра может и должно быть заменено другим, еще более точным и глубоким научным знанием. Так часто происходило на протяжении истории всех наук. Психология как относительно молодая современная наука в наши дни развивается очень быстро, и то, что считалось научным знанием всего лишь 30 или 40 лет назад, сегодня уже может не быть таковым. В этом случае говорят, что прежние научные знания устарели и их необходимо заменить на новые, более совершенные.
К примеру, учение известного отечественного физиолога И. П. Павлова о свойствах нервной системы человека как природной основе темперамента и его же учение о физиологической основе поведения человека (учение об условных рефлексах) спустя всего лишь несколько десятков лет пришлось заменить на новое, более современное учение о свойствах нервной системы, разработанное психологами Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным, В. М. Русаловым, и на учение о физиологических многоуровневых функциональных системах, предложенное физиологами Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным1.
1 Н. А.Бернштейн доказал, что даже систему выученных движений человека нельзя свести только к условнорефлекторным связям, а П.К.Анохин убедил научный мир в том, что мозг человека при научении работает по гораздо более сложным законам, чем условные рефлексы.