Тема 1. Организация обучения детей в младших классах школы
1. Объективные и субъективные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники в начале обучения.
2. Пути преодоления психологических трудностей адаптационного характера.
3.Формирование учебной деятельности у младших школьников.
4.Оптимальные формы организации занятий с учащимися в начальный периодих обучения в школе.
Тема 2. Обучение младших школьников в домашних условиях
1. Значение домашней учебной работы для развития детей.
2. Формирование учебной деятельности у младших школьников в домашних условиях.
3. Развитие детского мышления через совершенствование письменной речи.
4 Развитие теоретического и практического мышления ребенка через домашние дела и дидактические игры.
5.Развитие наглядно-образного мышления в процессе занятий художественным и техническим творчеством.
Тема 3. Игровая и трудовая деятельность младших школьников
1. Новые виды игр, появляющиеся у детей в младшем школьном возрасте.
2. Соотношение ведущих деятельностей в младшем школьном возрасте.
3. Роль труда в интеллектуальном развитии ребенка младшего школьного возраста.
4. Организация и стимулирование детского труда в школе и дома.
Тема 4. Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости
1. Развивающие возможности изобразительного искусства.
2. Роль кино и телевидения в психическом развитии детей младшего школьного возраста.
3. Театр как средство нравственного и умственного развития младших школьников.
4. Развивающая роль художественной литературы.
5. Причины отставания в учении детей младшего школьного возраста, пути и в способы их устранения.
Темы для рефератов
1. Психологические требования к методике организации урока в начальных классах школы.
2. Развивающие игры младших школьников.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Система упражнений, направленных на развитие учебной деятельности у младших школьников.
2. Комплексная организация и сочетание различных видов деятельности: игры, учения, общения и труда — у младших школьников,
3. Психологический анализ причин неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
Литература
I
Антонова Г. П., Антонова И. П. Обучаемость и внушаемость младших школьников // Вопросы психологии.—1991.— № 4.— С. 42—50.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986.
(Учебная деятельность в младшем школьном возрасте: 132—162.)
Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.— М., 1981.
(Продуктивное мышление четвероклассников: 83—89. Продуктивное мышление второклассников: 89—99. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников дорого класса: 147—149. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников четвертого класса: 149—155.)
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.—М., 1971.
(Младший школьный возраст: 133—162.)
Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников.— М.,1984.
(Структура мотивации учения младших школьников: 10—42. Мотивация учения и умственное развитие младших школьников: 67—80. Мотивация и продуктивность учебной деятельности младших школьников: 80—93. Психологические условия формирования мотивации учения младших школьников: 93—136.)
Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов.— М., 1986.(Начало обучения шестилетних детей: 33—45. Учение в шестилетнем возрасте: 78—104.)
Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.—М., 1981.
(Развитие мышления "в младшем школьном возрасте: 88—103.)
Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987.
(Младший школьный возраст: 113—122.)
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.—М.,1974. (Начальный период обучения в школе: 27—40. Обучение и развитие в младшем
школьном возрасте: 55—64.)
II
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.—М., 1980.
(Обучение детей в первом классе без отметок: 7—20.)
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Гамезо и
др.— М„ 1984.
(Управление учением младших школьников: 115—121. Трудовая деятельность младших школьников: 121—126.)
Зак А. 3. Развитие теоретического мышления- у младших школьников.— М., 1984. (Развитие мышления младших школьников: 73—120. Формирование мышления младших школьников в учебном процессе: 120—133.)
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1977. (Проблема обучения шестилеток: 3—13. Готовность к школе: 37—59.)
Мир детства: младший школьник.—М., 1988.
(Шестилетний школьник: 35—38.)
Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста.— М.. 1988.
(Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет: 36—45. Становление учебной деятельности у детей 6—7 лет: 77—94. Психолого-педагогическая работа с детьми-шестилетками: 111—128.)
Психолого-педагогические проблемы, обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросы психологии.—1984.— № 4.— С. 30—55. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросы психологии.—1984.- № 5.— С. 49—86.
Улынкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии.— 1983.— № 4.— С. 62-69.
III
Амонашвили Ш. А. В школу— с шести лет.—М., 1986.
(Обучение детей 6-летнего возраста: 61—131.)
Виноградова М. Д.,Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы.— М., 1977.
(Учащиеся в коллективной познавательной деятельности: 14—40.)
Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие.— Минск, 1987.
(Развитие представлений у детей в младшем школьном возрасте: 60—73.)
Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников:, методические разработки.— М., 1989.—109 с.
Развитие логической памяти у детей.— М., 1976.
(Обучение запоминанию школьников: 72—186.)
Глава 20