Нормативные требования к профессиональным пользователям и специалистам-смежникам
1.1 Пользователь-психолог:а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области; б) отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Он предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;в) пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессионалами на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Он пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;г) в подборе методик в комплексную программу обследования не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат;д) параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследовательских, и в лечебных учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;е) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать эту информацию. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность; и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве; к) сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.
1.2 Использование методик специалистами-смежникамиОтдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом специалист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие требования: а) предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими;б) если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;в) пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автоматически берет на себя обязательство по соблюдению профессиональной тайны;г) пользователь соблюдает все этические нормативы в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами;е) пользователь содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.
Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственность; 2) компетентность; 3) этическая и юридическая правомочность; 4) квалифицированная пропаганда психологии; 5) конфиденциальность; 6) благополучие клиента; 7) профессиональная кооперация; 8) информирование клиента о целях обследования; 9) морально-позитивный эффект исследования; 10) гражданственность и патриотизм.
15 Профессионально-этические нормы деятельности психолога-диагноста
Этические нормы психолога-диагноста — комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого. Этические нормы психолога-диагноста: (а) включают наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики; (б) объединены в кодекс профессиональной этики психолога, занимающегося диагностическими исследованиями.Этические нормы деятельности психолога-диагноста в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу, гуманизм и т. д.). Наряду с этими требованиями, предъявляется и ряд специфических, вытекающих из особенностей взаимодействия в системе "психолог — обследуемый". Психолог-диагност выступает в качестве эксперта личности обследуемого, его профессиональная деятельность нередко затрагивает наиболее интимные стороны жизни другого человека, содержание его сложных межличностных отношений, конфликтов, наконец, объектом изучения в ряде случаев являются болезненные проявления личности, отклонения в поведении, последствия тяжких психосоматических или психических заболеваний. В таких достаточно типичных для работы психолога ситуациях значение норм профессиональной этики в психодиагностике сравнимо лишь с их значимостью в области медицинской деятельности. Одним из важнейших требований профессиональной этики является предпочтение в любой ситуации интересов обследуемого. От психолога требуется немалый такт и терпение, создание условий, в которых проявляется безусловное уважение личности испытуемого и невозможна психологическая травма. На предупреждение некомпетентного использования тестов направлено и требование их ограниченного распространения. Широкое и бесконтрольное распространение тестов среди неспециалистов неизбежно приводит к их дискредитации, может нанести определенный ущерб личности того, по отношению к кому они используются Важнейшим этическим требованием является конфиденциальность результатов исследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и учреждениям. Во многих странах национальными психологическими сообществами принят ряд нормативных документов, касающихся общих и специальных вопросов этических норм психолога-диагноста. Широко известны "Этические принципы проведения исследований с участием людей" (1973), разработанные Американской психологической ассоциацией. Значительный вклад в разработку принципов тестирования, в том числе этических норм, вносит Международная тестовая комиссия О социально-психологических основаниях этического кодекса психолога-диагноста. Психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия каждого отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда другим с целью, несовместимой с ценностью этических эталонов. Испрашивая для себя возможности диагностического обследования, свободы и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на основаниях компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и тех открытий в личностном мире индивида, которые он обнаружил, и вниманию к социальным запросам и интересам своих коллег и общества. Среди тех основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть названы: 1) благополучие обследуемого индивида; 2) ответственность, в основе которой объективность, 3) моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества; 4) корректность и сдержанность в публичных заявлениях;5)конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде; 6) отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов; 7) неразглашение результатов обследования; 8) меры предосторожности в обследованиях; 9) условия, возможности и ограничения в публикации методик; 10) интерпретация диагностических результатов.
16 Основные принципы и типы классификации психодиагностических методик
В психодиагностике методы делят на 2 группы: 1) малоформализованные методы: наблюдение, беседа, контент-анализ. Эти методы не являются экспериментальными. Высокий уровень субъективизма. 2) строгоформализованные: тесты, проективные методы, опросники, психофизиологические методы. Все эти методы являются экспериментальными. К ним предъявляются жесткие требования: стандартизация, проверка методик на надежность и валидность (пригодность).
Метод наблюдения. Основной и очень важный метод. С его помощью можно получить информацию, которую невозможно получить другими способами. Имеет ряд достоинств, преимуществ: дает возможность увидеть поведение человека во всей широте проявлений, с разных сторон (можно сделать в естественной обстановке). Это главное преимущество. В самом процессе наблюдения, в поведении человека можно выделить существенные и второстепенные аспекты поведения, и наблюдать за существенными. Для проведения наблюдения не требуется получение согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта (в отличие от всех оставшихся методов). Недостатки: требуется очень много времени результаты наблюдения трудно поддаются количественной оценке (формализации), значит, трудно их сравнивать между собой. крайний субъективизм результатов (психодиагност является в данном случае измерительным инструментом). Наблюдение - не пассивный акт запечатления увиденного, все проходит через призму наших установок. Мы получаем то, что хотели получить, мы воспринимаем людей в соответствии с нашими ожиданиями. Результаты зависят от опыта, умения психодиагноста, его личностных особенностей. Метод наблюдения дает информацию и о психодиагносте, даже больше, чем о том за кем наблюдает. Обойтись без наблюдения психодиагност не может. Точность результатов зависит от соблюдения строгих требований к наблюдению. Метод беседы. Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа используется с разными целями: метод беседы используется для установления контакта, настройки на сотрудничество метод беседы используется для создания положительной мотивации на обследование и усиление ее. Это подготовка к психодиагностическому обследованию. метод беседы используется для получения диагностической информации от испытуемого метод беседы также используется для снижения уровня тревожности и оказания психологической помощи. Если метод беседы используется для получения диагностической информации, то это диагностической интервью. Если метод беседы используется для снижения тревожности, то это уже клиническое интервью. Их нельзя противопоставлять, они связаны друг с другом. Любой вид интервью начинается в установления контакта, настройки на сотрудничество. В психотерапевтической беседе первый этап содержит этапы психодиагностического интервью, и наоборот психодиагностическое интервью может содержать элементы терапевтического воздействия. Контент-анализ. Контент-анализ - метод формализованного изучения содержания документов и различного рода текстов. Метод перевода текстовой информации в количественную. Объектами изучения являются личные документы (письма, автобиография, дневники). Документы групповой и массовой коммуникации. Записи разговоров, уставы, приказы, объявления, реклама, газеты. Результаты деятельности людей (литература и искусство).
Таблица 1. Классификация психодиагностических методик
Критерий | Наменование методики | Краткая характеристика |
По типу применяемых тестовых задач | Опросные | Используются вопросы, адресуемые испытуемым |
утверждающие | Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться | |
Продуктивные | Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную | |
Действенные | Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий | |
Физиологические | П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических р-ций организма | |
По адресату используемого тестового материала | сознательные | Апеллирующие к сознанию испытуемого |
бессознательные | Направленные на неосознаваемые реакции человека | |
По форме представления тестового материала испытуемым | бланковые | Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.) |
технические | Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства | |
сенсорные | Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств | |
По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики | объективные | Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора |
субъективные | Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример - интроспекция | |
По наличию в методике тестовых норм | Имеющие тестовые нормы | |
Не имеющие тестовых норм | ||
По внутренней структуре методики | мономерные | В них диагностируется и оценивается единственное качество |
Многомерные | Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека | |
По типу анализа экспериментальных данных | качественный | Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия |
количественный | Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми |
17 Психодиагностический процесс и его основные этапы
Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, — диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз). Этапы психодиагностического процесса
- принятие заказа на психодиагностику профессиональных способностей. На данном этапе требуется осознание проблемной ситуации (кого, на какие специальности отбирать, какие требования предъявляются к специалисту (разработаны ли профессиограмма и психограмма специалиста), какого уровня специалисты нужны в организации и др.;
- организация профессионально-психологического изучения персонала. На этом этапе определяются рабочие места для проведения обследования, состав групп психологов, необходимое оборудование (компьютеры, планы и программы обследования и др.);
- постановка задачи обследования, выбор методик. На данном этапе определяется круг диагностируемых людей на конкретные специальности, определяется пакет психодиагностических программ;
- сбор данных об объекте на феноменологическом уровне. На данном этапе все материалы обследования испытуемого комплексируются в общую базу данных (в терминах современной психологии: профессиональная направленность, черты характера, развитие общих и специальных способностей и др.):
- аналитическая обработка результатов обследования и интерпретация данных; на этом этапе происходит статистическая обработка результатов с применением специальных критериев профессиональной пригодности, определения ее уровней у обследуемых, ранжирование результатов и определение их по степени предпочтения для данной организации;
- выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта. На данном этапе выявляются причины отклонений от установленных требований к психоло-гическим качествам специалистов и пути возможного их устранения (психологическое консуль-тирование, рекомендации по развитию необходимых ПВК, обучение и профессиональная подготовка);
- построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым, психологами и руководителями организации. На данном этапе представляется обоснованное заключение о степени профессиональной пригодности персонала и рекомендации по его повышению.
18 Основные виды диагностических ситуаций и их учет в практике психолога-диагноста
В настоящее время можно выделить несколько вариантов систематизации психодиагностических ситуаций.
I. Первая классификация предполагает выделение двух видов диагностических ситуаций: клиента и экспертизы. Для ситуации клиента характерны самостоятельное обращение человека, нуждающегося в психологической помощи, к практическому психологу, готовность сотрудничать с ним, выражающаяся в стремлении возможно более точно выполнять предлагаемую инструкцию, а также отсутствие сознательных намерений приукрасить себя или исказить результаты. Для ситуации экспертизы типичны вынужденное участие в обследовании, желание выглядеть перед диагностом в максимально выгодном для себя свете, намерение выдержать контролировать свое поведение и фальсифицировать его для достижения своей цели даже ценой симуляции отклонений и расстройств.II. Другая классификация психодиагностических ситуаций, строящаяся на основании трех признаков: субъекта, цели использования полученных в психодиагностическом процессе данных, а также ответственности практического психолога за выбор способов вмешательства в судьбу обследуемого человека, предполагает выделение четырех типов диагностических ситуаций, в которых использование полученных данных осуществляется следующими участниками диагностического процесса: 1) непсихологом (специалистом–смежником) для постановки непсихологического диагноза или формулировки административного решения. К этому типу относятся диагнозы в медицине, по запросу суда, комплексная психолого экспертиза, оценка профессиональной пригодности по запросу администрации;2) психологом для постановки психологического диагноза при ответственности непсихолога за практические действия в отношении обследуемого. Например, психодиагностика причин школьной неуспеваемости диагноз ставит психолог, а коррекцию осуществляет учитель;3) психологом для постановки психологического диагноза при осуществлении им же коррекционного или профилактического воздействия. Постановка диагноза в условиях психологической консультации;4) непсихологом (обследуемым) в целях саморазвития, коррекции поведения при ответственности психолога за результаты изменения судьбы обследуемого.III. В основе третьей классификации, предложенной В. Н. Дружининым, находится общий для «входа» и «выхода» психодиагностической ситуации признак — наличие социального контроля за поведением испытуемого. Автор опирается на четыре вида теоретических психодиагностических ситуаций, различаемых по логически возможным сочетаниям значений признака социального контроля на «входе» и «выходе» диагностической процедуры: добровольное участие обследуемого в эксперименте при свободном выборе им поведения, означающее отсутствие социального контроля, как на «входе», так и на «выходе» диагностической ситуации; добровольное участие при навязанном выборе (отсутствие социального контроля на «входе» и наличие его на «выходе»); принудительное участие при свободном выборе (наличие социального контроля на «входе» и его отсутствие на «выходе»); принудительное участие при навязанном выборе (наличие социального контроля в начальной и конечной точке диагностического процесса). В соответствии с этими видами выделяются четыре типа встречающихся на практике эмпирических психодиагностических ситуаций.1. Консультация. Испытуемый, доверяя компетентности практического психолога, по собственной воле обращается к нему, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем. 2. Отбор. На практике встречается в виде профессионального отбора и психологического отбора в учебные заведения и т.п. Обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, на курсы и т.п., а решение о дальнейшей его судьбе зависит от других лиц (членов приемной комиссии, комиссии профессионального отбора, сотрудника отдела кадров). Вследствие того, что после выполнения психодиагностических заданий испытуемый не может повторить решение тестовых заданий и повлиять на мнение лиц, участвовавших в обследовании, ситуация этого типа характеризуется, с одной стороны, меньшей свободой и активностью испытуемых, а с другой, большей значимостью психодиагностического результата для них и соответственно большей эмоциональной напряженностью. 3. Принудительное обследование. К нему относятся массовые социологические и демографические опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы в школе, выполнение тестовых заданий студентами при разработке психодиагностических методик. Условиями возникновения данной ситуации являются невозможность испытуемого уклониться от участия в обследовании, сообщение ему диагностической информации, а также самостоятельное планирование своего поведения и жизненного пути по установленным результатам. 4. Аттестация. Проводится при аттестации руководящих и инженерно-технических кадров, педагогических кадров, в судебной экспертизе, на экзаменах в выпускных классах школы, на сессиях в вузах и характеризуется высоким уровнем социального контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого другими людьми помимо его желания.Проведенный анализ понятия «психодиагностическая ситуация» позволяет сформулировать следующие выводы. Психодиагностическая ситуация обусловливает продуктивность взаимодействия участников диагностического процесса, преследующих собственные цели (совпадающие иди несовпадающие), влияет на получаемую диагностическую информацию и, в частности, на результаты тестовых испытаний. Личностная значимость для обследуемого результатов, получаемых в диагностическом процессе, обусловливает его активную позицию в нем, которая проявляется либо в готовности давать предельно искренние ответы, способствующие получению адекватной диагностической информации, либо в поведенческих тенденциях (уклончивость и осторожность, выражающиеся в нейтральных высказываниях, социальная желательность, замалчивание и отрицание своих черт), которые осложняют установление психологического диагноза.. По отношению к диагностическому процессу психодиагностическая ситуация выступает как фактор, влияющий на его эффективность
19 Понятие о переменных психодиагностического процесса. Виды переменных
Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, – непременное условие успешности разработки диагностической процедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует. Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует систему взаимодействия «экспериментатор—испытуемый», в литературе немало внимания уделяется анализу влияния различных переменных, включенных в эту систему. Обычно выделяются ситуационные переменные, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого. Значение этих переменных достаточно велико, а их влияние должно учитываться при планировании и проведении исследований, обработке и использовании полученных результатов. Вполне понятно, что невозможно контролировать все факторы, могущие оказать влияние на процесс тестирования. Тем не менее подготовка к тестированию должна исключить возникновение непредвиденных обстоятельств и обеспечить единообразие процедуры. Независимая переменная — это условие, манипулируемое (изменяемое, варьируемое) экспериментатором. Независимые переменные — это предполагаемые причины различий в поведении участников исследования. Любая независимая переменная имеет два или более “уровня”. В эксперименте ими являются те условия, которые может выбирать экспериментатор, например два набора инструкций для запоминания материала. Уровни некоторых независимых переменных можно выбирать на основе непрерывной шкалы. Например, можно изменять количество кофеина, который дается испытуемым, и затем наблюдать его воздействие на их способность к точному запоминанию материла. Здесь можно использовать разные дозировки кофеина (5, 20 и 50 мг), а также условие, когда кофеин не принимается совсем. Другие независимые переменные являются дискретными или категориальными, например два типа инструкций запоминания. Зависимая переменная является мерой результатов эксперимента, т.е. следствием, которое разные уровни независимой переменной оказывают на поведение участников. В качестве зависимой переменной в психологических экспериментах чаще всего выступают показатели вербального и невербального поведения. Выделяют формально-динамические и содержательные характеристики поведения. Примеры зависимых переменных: формально-динамические характеристики – точность-ошибочность действия в задачах на достижение; время от момента предъявления стимула до выбора решения; длительность или скорость выполнения задания; содержательные характеристики – уровень притязаний испытуемых, агрессивность, объем памяти, установки и т.п. Промежуточные переменные осуществляют связь между независимыми и зависимыми переменными. Промежуточные переменные — понятие, введенное необихевиоризмом с целью преодолеть ограниченность трактовки поведения как процесса, сводимого к формуле "стимул—реакция". Под П. п. понимались недоступные прямому наблюдению психические компоненты ("значение", "цель", "мотив", "когнитивная карта" и др.), выступающие в роли посредника между стимулом как независимой переменной и ответной реакцией как зависимой переменной. Наряду с чисто психологической трактовкой П. п. (Э. Толмен) выдвигалось учение об их представленности в организме в виде доступных физиологическому анализу факторов (К. Халл).