СРС-4. Тема: Методика проведения тренинга эффектвиной самопрезентации для молодых педагогов г.Севастополя (10 ч.; 5 баллов)

Цель: ознакомиться с методикой тренинга и сформировать умения разработки программы и проведения тренинга в будущей профессиональной деятельности.

Задание 1.Ознакомиться с методическими материалами.

«Программа тренинга эффективной само­презентации может быть рассмотрена с позиции любого известного Вам коммуникативного тренинга, тренинга эффективного общения, тренинга уверенности в себе, тренинга лидерства, тренинга влияния и противостояния влиянию для профессионалов, испытывающих труд­ности социального взаимодействия и личного влияния.

В общем виде цель программы может быть определена как повышение уровня личной эффективности и осознанности в сфере самопрезентационного поведения молодых педагогов.

Программа основана на практическом осмыслении изложен­ного выше теоретического материала и является попыткой ответить на социальный запрос в области углубленного совершенствования умений в социально значимых межличностных и деловых коммуникациях современной школы.

Основная целевая аудитория, для которой предназначен предлагаемый вариант программы, — это молодые педагоги современной школы.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

1 Теоретическое и практическое освоение концепций эффек­тивной самопрезентации и формирования позитивного имид­жа в сфере общения.

2. Развитие уверенности в себе различными способами:

• выявление скрытых личностных резервов через осознание и осмысление основных барьеров осуществления публичного и социального взаимодействия и работа с ними;

• осознание возможности контроля над производимым впечат­лением.

Поэтому одной из задач тренинга является вы­ведение на уровень осознания и осмысления основных барьеров осу­ществления публичного и социального взаимодействия и работа с ними.

Программа тренинга эффективной самопрезентации включает в себя 4 блока - комплекс практических и теоретических инфор­мационных модулей, видеозанятий, часть которых может быть модифицирована с учетом специфики профессиональной деятельности аудитории. Участники в процессе тренинга отрабатывают свое самопрезентационное поведение в различных коммуникативных ситуациях повышенной социальной значимос­ти. .). В отличие от обычного коммуникатив­ного тренинга, основной анализ игр и упражнений производится в русле понимания тактик и стратегий своего и чужого самопрезентационного поведения.

По времени проведения программа рассчитана на три дня, время занятий — с 10.00 до 13.00.

Методы и приёмы

1) Использование приемов аттракции (при отработке навыков вступления в контакт и завершения общения).

2) Отработка умений вызвать симпатию у партнера по общению.

3) Отработка навыков позитивной самопрезентации в стратегии «самопродвижение».

4) Отработка навыков публичного выступления с элементами аттракции и самопродвижения.

Задание 2. Ознакомьтесь с вариантом первого дня работы тренинга с молодыми педагогами

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

«КОНТАКТ И САМОПРОДВИЖЕНИЕ»

Цель. Изучение основных представлений, связанных с управле­нием производимым впечатлением в процессе делового и межлично­стного взаимодействия, влиянием феномена «первое впечатление».

Задачи: отработка навыков вступления в контакт, связанного с непосредственной и опосредованной самопрезентацией, развитие индивидуальной концепции самопродвижения.

Порядок проведения. Тренинг начинается традиционно — с самопрезентации тренера, введения правил взаимодействия в группе, обсуждения формы обращения друг к другу и представления участников группы, а так­же перечисления ими своих личностных качеств, помогающих и мешающих эффективной самопрезентации. С целью создания об­становки, способствующей рефлексии собственного образа в гла­зах других, проводится упражнение «Первое впечатление» с последу­ющим анализом барьеров восприятия и социальных стереотипов.

В целях осмысления участниками концепции аттрактивного по­ведения проводится дискуссия, в результате которой на обсуждение и групповой анализ выносятся основные критерии успешности са­мопрезентации. Во время выступлений одних участников другие, в качестве наблюдателей, анализируют их поведение с точки зре­ния увлекательности и убедительности.

Структурно обучение участников проходит с чередованием ин­формационных и практических блоков: сначала — реальный мате­риал для обсуждения, полученный в игре или дискуссиях, подача теоретического материала для информации, а затем — практическая отработка пройденной теории. Так, после получения информации о тактиках и стратегиях самопрезентации, особенностях их прояв­ления в поведении людей участники в процессе проигрывания раз­личных ролевых ситуаций учатся ощущать преимущества и риски использования каждой тактики. Все упражнения снимаются на ви­део и подвергаются специальному анализу по заданным критериям. Это является чрезвычайно важным, так как каждый участник имеет возможность получить не только аудиальную, но и визуальную об­ратную связь, что позволяет сформировать адекватное восприятие своего образа в глазах другого.

Первый день тренинга включает в себя заданияна теоретическую и практическую отработку следующих навыков непосредственной и опосредованной самопрезентации:

• вступление в контакт;

• аттрактивное поведение;

• навыки «самопродвижения».

Все вышеперечисленные навыки отрабатываются на реально встречающихся ситуациях в профессиональной деятельности участ­ников группы (упражнения «Важное собеседование в ГУО», «Я вхожу в класс», «Понравься детям...», «Понравься директору...», «Первое общение с ребёнком по его просьбе»). Кроме навыков непосредственной само­презентации, участникам дается задание на отработку навыков опо­средованной самопрезентации.

Основная задача первого дня тренинга — создание каждым участником тренинга индивидуальной концепции самопродвижения, осознание возможности произвольного контроля за имиджеформирующей информацией и повышение уверенности при инициировании контактов с другими людьми. Возможно также введение в программу тренинга индивидуальной диагностики особенностей са­мопрезентации участников группы.

День завершается оценкойучастниками тренинга своей удовлет­воренности содержанием работы и собой, получением письменно­го домашнего задания — построить свою «Стену уверенности».

Задание 3. Соберите копилку упражнений, информационных материалов, ролевых игр и т.д. для первого дня тренинга, аналогичных указанных мною (5 заданий).

Форма отчетности:краткий рукописный конспект, печатные материалы, данные вопросы включены в тестовый контроль по содержательному модулю.

Хрестоматия

Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. – К.: ИМСО МО Украины: НВФ «Студцентр», 1999. –

С. 120-124.

«Тактики и стратегии самопрезентации»

Известный западный исследователь Б. Шленкер (В. Schlenker), рассматривая самопрезентацию как многоцелевую деятельность, пишет, что ее изучение включает в себя два типа исследований:

1) Исследования, в которых рассматривается то, как люди, бу­дучи субъектами деятельности, стараются сформировать отношения (аттитьюды) и поведение аудитории через представ­ление «Я-информации».

2) Исследования, в которых рассматривается то, как люди, слов, но «мишени», реагируют на самопрезентационную деятель­ность других (6).

Согласно В. Шленкеру, самопрезентация не является только поверхностной, обманчивой или манипулятивной деятельностью, она может также включать в себя «...попытку представить аудито­рии приближающийся к идеалу образ» кого-либо. Обычно этот об­раз отражает слегка измененную и улучшенную Я - концепцию, но он является тем, во что „актер" искренне верит сам» (6, с. 493). По мнению Шленкера, самопрезентация в осознанном или неосоз­нанном виде представляет полимодальную характеристику: «...са­мопрезентация осуществляется, исходя из множества мотивов; она присутствует среди друзей, и даже в интимных ситуациях; она име­ет место и в длительной взаимосвязи, такой как брак. Но она не обя­зательно включает в себя сознательное внимание и контроль» (6, р. 495).

С точки зрения практического применения теоретических зна­ний в области практической психологии последнее утверждение явилось для нас основополагающим при разработке тренинговой программы по улучшению умений самопрезентации, поскольку в ее рамках обращается внимание не только на осознаваемые моменты предъявления себя окружающим, но и на неосознаваемые мотивы, поведение и поступки людей, осуществляющих самопрезентацию.

Исследователи (Е. Goffman, J. Tedeschi, М. Leaiy & R. Kowalski, R. Baumeister, E. Jones, B. Schlenker, M. Weigold, K. Gentry и др.) вы­деляют ряд ключевых мотивов, лежащих в основе процесса само­презентации:

• поддержание чувства собственной уникальности;

• демонстрация своей принадлежности к определенной среде;

• утверждение желательной «Я-концепции» и укрепление само­оценки;

• получение социальной, материальной выгоды;

• повышение привлекательности, получение одобрения и ува­жения;

• сохранение и увеличение власти, влияния.

Подчеркнем, что большинство исследователей ведущим мотивом самопрезентации считают потребность в получении социального одобрения. При этом, как было отмечено многими исследователями (B. Schlenker, D. Myers и др.), не все самопрезентационное поведение предназначено для предъявления социально одобряемой идентичности. Люди могут часто проявлять в общении агрессивность или слабость для достижения определенных целей (здесь можно вспомнить концепцию Э. Шострома с его двояким пониманием манипулятивного поведения, обозначаемого как «собака-снизу» и «собака-сверху»).

Несмотря на универсальность мотивов самопрезентационного поведения, наблюдаются значительные индивидуальные различия в осуществлении самопрезентации. Представители публичных про­фессий (актеры, политики, журналисты и др.) в большей степени осознают процесс контроля над производимым впечатлением, в дру­гих же сферах подобный контроль и его осознание менее выраже­ны. Кроме профессиональных особенностей самопрезентации, су­ществуют также тендерные и возрастные различия этого процесса, которые оказывают влияние на особенности стиля коммуникации, выбор самопрезентационных тактик и стратегий, на психологи­ческом содержании которых мы остановимся ниже.

Ни одно социальное взаимодействие не обходится без презента­ции себя, своих личностных или профессиональных качеств (кста­ти, не является исключением и деятельность ведущего тренинговой группы). Оказываясь в ситуации межличностного общения, каждый из нас немедленно становится субъектом самопрезентации. Неза­висимо от осознанности своих поведенческих действий, мы предъяв­ляем партнеру по общению информацию о себе посредством раз­личных символических знаков (внешнего вида, окружающего пространства — офиса, дома, социальных символов престижа и ста­туса — марка автомобиля, телефона и др.), а также своим вербаль­ным и невербальным поведением (1) (рис. 4)

СРС-4. Тема: Методика проведения тренинга эффектвиной самопрезентации для молодых педагогов г.Севастополя (10 ч.; 5 баллов) - student2.ru

Автоматически, с момента начала общения наш партнер, воспри­нимая как осознанно, так и частично, и неосознанно, эту информа­цию, становится объектом нашей самопрезентации. Таким образом, самопрезентация является средством управления впечатлением, которое мы производим на других людей.

Наши рекомендации