Общее представление о психологии
Лекция №1
Часть I Введение в психологию
Глава 1 Предмет психологии, ее задачи и методы
§ 1. Общее представление о психологии. Что означает слово «психология». Что такое психика. Какие явления относятся к разряду психических. Чем психические явления отличаются 'от других явлений, существующих вмире. Где изучаются психические явления и где в жизни людей используются знания о них. Какими знаниями о психике располагают люди. Какие виды психологических знаний называются научными, житейскими и практическими.
§ 2. Психологические знания в жизни людей. Где и как применяются психологические знания в сфере образования. Как используются психологические знания в медицине. Каково значение психологических знаний в экономике, политике, области права, других сферах человеческой деятельности.
§ 3. Научная психология. Что изучает психология как наука. Когда и как возникла научная психология. Чем психология как наука отличается от других наук. Какие отрасли научной психологии существуют в настоящее время. Что отличает научные психологические знания от ненаучных. Где применяются научные психологические знания.
§ 4. Практическая психология. Что такое практическая психология. Как возникла и развивалась практическая психология. Чем занимаются практические психологи. Что представляют собой методы практической психологии. Где используются практические психологические знания и умения.
§ 5. Методы изучения психических явлений. Что называется методами научного познания. Каким образом можно изучать психические явления. Каковы основные группы методов научного изучения и практического познания психических явлений.
Общее представление о психологии
Что означает слово «психология».Буквально это слово означает «знание о душе» или «наука о душе». Первая часть этого слова указывает на особый мир явлений, находящихся в сознании человека и не похожих на те явления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире. Вторая часть этого слова показывает, что речь идет или о представлениях людей об этих явлениях, сложившихся в результате накопления жизненного опыта, или об особой науке, которая возникла и существует для получения точных, достоверных знаний об этих явлениях.
Слово «психология»греческого происхождения. Древняя Греция явилась первой европейской страной, в которой собранные в древности (прежде всего в Древней Азии и на Древнем Востоке) знания впервые были осознаны и представлены как научные. Многие из вновь возникших наук получили названия, которые так же, как и слово «психология», заканчиваются на «-логия», например: астрология, филология, биология, зоология. Греческое слово «логос» в переводе на русский язык означает «мысль», «разум». Следовательно, термин «психология», появившийся намного позднее соответствующей системы научных знаний, на русский язык можно перевести как «разумная мысль о душе».
В настоящее время слово «психология» означает и науку о соответствующих явлениях, и сами эти явления, которые называют душевными или психическими, а иногда обозначают общими словами «душа»или «психика».В повседневном языке для обозначения соответствующих явлений используются оба термина, ученые же предпочитают пользоваться только термином «психика».
Что такое психика. Какие явления относятся к разряду психических.К разряду психических явлений, объединяемых термином психика, относят четыре группы явлений, которые включают в себя: психические процессы (иногда по отношению к ним также применяют и другие названия, например, «психологические процессы», «психические функции»), психические состояния, психические свойства человека и так называемые массовидные явления психики.
Психические процессы включают в себя ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека. С помощью этих процессов человек познает себя и окружающий мир, поэтому они также называются познавательными или когнитивными1 процессами.
1 Слово «когнитивный» в переводе с английского языка на русский означает «познавательный», «связанный с познанием», «относящийся к знаниям».
Психические состояния характеризуют те внутренние переживания, которые имеются у человека в данный момент времени. К ним относятся эмоции, изменчивые состояния внимания2, различного рода переживания, состояния удовольствия, неудовольствия, покоя, беспокойства и др., возникающие у человека в процессе удовлетворения его потребностей, преодоления препятствий на пути к достижению цели.
2 Особой строгости в отнесении тех или иных психических явлений к группе процессов, состояний и свойств не существует, поэтому, например, внимание одновременно характеризуют и как процесс, и как состояние психики человека. Точно так же, например, чувства человека одновременно выступают и как
его состояния, и как его психические (психологические) свойства
Психическими свойствами (другое их название индивидуальные или личностные свойства человека) называют более или менее устойчивые психологические особенности человека, которые остаются с ним в течение всей жизни, более или менее постоянно проявляются в его поведении и отличают данного человека от других людей, характеризуя индивидуально своеобразное именно для него поведение. Это, например, способности, темперамент, воля, характер, чувства, потребности, мотивы поведения, устойчивые отношения человека к себе, к окружающим людям, к тому, что происходит вокруг него1.
Такие отношения в психологии называются социальными установками.
Термин «массовидные явления психики» относится к таким явлениям, которые по своим свойствам напоминают психические явления, но в отличие от них, в частности, в отличие от перечисленных выше процессов, состояний и свойств относятся не к отдельно взятому человеку, а к группам людей. Это, например, мода, паника, слухи, общественное мнение. Эти явления специально изучаются в науке, называемой социальной психологией.
Чем психические явления отличаются от других явлений, существующих в мире.Ответ на данный вопрос дать непросто, так как психические явления трудно сравнивать с другими известными науке явлениями, например, физическими, химическими, биологическими, математическими. Кроме того, психические явления с очень большим трудом поддаются научному изучению.
Все современные знания о психических явлениях выступают как косвенные, то есть полученные не путем прямого наблюдения за ними, а через признаки, в которых они проявляются, например поведенческие, речевые. Тем не менее наука о психологии человека, существующая и успешно развивающаяся уже около 2,5 тыс. лет, позволяет иметь точные, вполне достоверные и надежные знания об этих необычных явлениях.
Психические явления невозможно полностью отождествить ни с одним из известных материальных процессов, которые изучаются в науках о природе. Они находятся как бы внутри человека, в то время как другие явления, изучаемые естественными науками, могут существовать как в самом человеке (физиологические процессы), так и вне его (физические и химические процессы).
Психические явления идеальны, то есть они существуют лишь в виде идей в сознании людей и в той части их психики, которую современные психологи называют бессознательной1.
1 Бессознательное — это то, что существует в психике человека в виде ощущений, образов, идей и т.п., реально управляет психикой и поведением человека, но в каждый момент времени человеком не осознается. О бессознательных психических явлениях мы поговорим подробнее в следующих главах учебника.
Это, правда, не значит, что в реальном мире этим, то есть психическим, явлениям ничто материальное не соответствует. Напротив, материалистически мыслящие ученые — а таких ученых в настоящее время большинство — признают, что психика самым тесным образом связана с работой материального органа тела — мозга, а также с происходящими в нем вполне материальными процессами. Признание психических явлений как идеальных означает лишь то, что психические явления и процессы невозможно напрямую изучать с помощью методов, которыми для познания интересующих их явлений пользуются представители естественных наук: физики, математики, биологии, химии, географии и других.
Психические явления не существуют вне явлений жизни. Это утверждение почти никто из современных ученых не оспаривает, хотя в древние времена многие ученые полагали, что душа (аналог того, что сейчас называется психикой) может существовать сама по себе, вне материальных тел и живых организмов. Психические явления — по крайней мере, так думают современные ученые — присущи лишь высшим живым существам — человеку и животным, в то время как другие явления можно обнаружить почти везде в существующем мире, в том числе в неживом.
Где изучаются психические явления и где в жизни людей используются знания о них.Встречая человека, начиная разговаривать с ним, мы, как правило, обращаем внимание не только на его внешность, но и пытаемся познать его психологические особенности. Это необходимо для того, что бы лучше понимать, что говорит и делает данный человек, умело помогать ему, убеждать, располагать к себе, добиваться взаимопонимания в решении разнообразных вопросов, оказывать, если в этом есть необходимость, на него влияние.
Так, например, если мы имеем дело с ребенком и перед нами стоит задача хорошо обучить и воспитать его, то нужно знать психологические особенности ребенка (у детей разного возраста они различные), его индивидуальность (у каждого ребенка свои особенности). Если к врачу приходит пациент, то возникает необходимость знать и понимать психологию больного. Без этого вряд ли врач сможет добиться успешного лечения человека. К каждому больному нужен свой психологический подход. Об этом знали и писали еще древнеегипетские и древнегреческие врачи.
Руководителю необходимо оказывать влияние на подчиненного, пользуясь не только данной законом властью, но и другими доступными средствами, в том числе психологическими. Словом, почти всегда и почти везде, где приходится иметь дело с людьми, вступать с ними в общение, знание психологии оказывается необходимым.
Психология человека интересует и тех, кто стремится получить точные, достоверные знания о людях, об их взаимоотношениях, о человеческой истории, культуре. Это, в частности, ученые, представляющие науки об обществе и науки о человеке, в том числе сами психологи, чьей главной задачей как раз и является познание психологии человека.
Все, о чем говорилось выше, интересует человечество давно, с возникновения человеческой истории и культуры, уже несколько тысяч лет. Поэтому закономерен вопрос:
Какими знаниями о психике располагают люди.Ответить на этот вопрос одновременно и просто, и непросто. Просто ответить потому, что психология как наука появилась в то историческое время, о котором мы располагаем дошедшими до нас достоверными документальными источниками. Это начало второй половины I тыс. до н.э. Если же иметь в виду новейший, современный уровень научного психологического знания, экспериментального и математически точного, то его накопление началось всего лишь около 150 лет назад в трудах немецких ученых и их последователей.
Трудно найти убедительный ответ на данный вопрос потому, что психологические знания людей не ограничиваются тем, что известно только ученым. Можно предположить, что люди в целом знают о психологии намного больше, чем сами ученые-психологи. Это связано с тем, что люди получают знания о психологии через богатый жизненный опыт, который, естественно, у всего человечества в целом намного больше, богаче и разнообразнее, чем у сравнительно небольшой группы ученых-психологов. (Даже в США, где профессиональных психологов больше, чем в других странах мира, их не более 1%.)
Чем же отличаются знания, которыми располагает современная наука, от знаний, которыми располагают обычные люди, а также от знаний, которыми пользуются психологи-практики или практические психологи? Разницу в этих знаниях мы попытаемся выяснить, отвечая на вопрос:
Какие виды психологических знаний называются научными, житейскими и практическими. Научными называют такие знания о психологии людей, которые считаются достаточно правильными и точными, причем их правильность можно доказать, пользуясь достоверными фактами и современной логикой научного доказательства, а точность обеспечить за счет применения соответствующих математических расчетов.
Научные знания о психологии человека представлены в современной научной литературе, в выступлениях ученых на различных научных собраниях.
Житейскими называют знания, которые научно не проверены, получены путем жизненного опыта. Их имеет каждый человек, однако они недостаточно надежны и достоверны. Эти знания неискушенный в психологии человек может получить, наблюдая и сравнивая с тем, что происходит в его собственном сознании или в душе. В таком наблюдении много субъективности1.
1 Слово «субъективность» имеет несколько разных значений. В данном случае оно означает «необъективность», то есть недостоверность, неточность или несоответствие реальной действительности. Несмотря на то что субъективность самонаблюдения за психическими явлениями в настоящее время признается большинством ученых-психологов, когда-то этот метод познания психических явлений под названием «интроспекция» считался вполне надежным и единственно научным. Это было еще относительно недавно, в конце XIX в.
Практическими называют психологические знания, которые используются для оказания прямого психологического воздействия на самих себя и на других людей. Практические психологические знания, в свою очередь, могут быть и научными, и житейскими. К ним обычно не предъявляют таких строгих требований, какие предъявляются к научным психологическим знаниям. Главное в этих знаниях — быть полезными в работе с людьми, и если это так, то на их научную обоснованность, как правило, особого внимания не обращают.