Физиологические механизмы мышления
Физиологическим механизмом процесса мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления прежде всего имеют значение те временные связи (ассоциации), которые образуются между мозговыми центрами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, образующиеся при этом нервные связи отражают действительную связь вещей и явлений. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление... ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация — это есть момент рождения мысли»*.
Мышление опирается не только на первоначальные связи. В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить основные взаимосвязи и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами, а обобщенными символами.
Логика и психология мышления
Мышление изучается наряду с другими науками формальной логикой и психологией.
Логика изучает формы мышления: понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — это мысль, выраженная в слове, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности, например человек, хоккей, дом и т. п. Понятия лежат в основе знаний людей о предметах и яв-
* П а в л о в И. П. Поли. собр. соч., 2-е изд. т. 3,- М.: Изд-во АН СССР, 1951, с. 232.
лениях окружающего мира, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. Каждое новое поколение людей усваивает понятие в готовом виде, в уже сложившихся словесных терминах, определениях, развивает их и продвигает дальше.
Понятия, усваиваемые в процессе обучения, представляют собой не простую сумму знаний, а систему.
Понятия делятся на несколько видов. По характеру отражаемых связей и отношений различают понятия — конкретные (книга, море, стол) и абстрактные (сила, величина, справедливость); по признаку общности: общие и единичные. Общие понятия охватывают класс или группу сходных предметов и явлений (спортсмен, ученый, институт и т. п.). Единичные — определяют отдельные предметы, единственные в своем роде (В. Третьяк, И. В. Курчатов, Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры и т. п.,).
Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение— это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками, например, «бытие определяет сознание». Суждение может быть утвердительным или отрицательным, истинным или ложным, единичным или всеобщим.
С понятиями и суждениями связан процесс умозаключения. Умозаключение представляет собой рассуждение, в котором истинность определенного суждения выводится из истинности других суждений. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Дедукция — это умозаключение, в котором из частных заключений выводится общее. Индукция — логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Аналогия — это умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий. Заключение по аналогии не является высоко достоверным; это всего лишь вероятность, которая нуждается в подтверждении другими доказательствами.
И логика, и психология исследуют одну и ту же познавательную деятельность, но с разных сторон, в разных качествах: логика— преимущественно результаты, продукты мышления (понятия, суждения, умозаключения), а психология — сам процесс. Поскольку процесс мышления и его результаты (понятия, знания и т. п.). неразрывно связаны, психология и логика тесно связаны и дополняют одна другую в исследовании мышления.
Мышление как процесс
Процесс мышления представляет собой сложную умственную деятельность, включающую следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкрет-тизацию, классификацию, систематизацию.
Анализ — мысленное расчленение целого на составные части, компоненты и выделение отдельных признаков, элементов, свойств, связей, отношений.
Синтез — мысленное воссоединение выделенных компонентов
целого.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны, осуществляются в единстве. По выражению Ф. Энгельса, «...мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство»*. -
Сравнение. Неразрывное единство анализа и синтеза выступает в познавательном процессе сравнения, с помощью которого устанавливается сходство и различие отдельных объектов.
Абстрагирование (от лат. abstractio — отвлечение) обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других. Чтобы осуществлялся процесс мышления, необходимо не только различать отдельные свойства объектов, но и представлять эти свойства отвлеченно от самих объектов.
Абстрагирование является источником познания истины. В. И. Ленин писал: «...все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь, познания истины, познания объективной реальности» **.
Обобщение — выделение относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. В основе обобщения лежит абстракция — абстрагируя свойства предметов, мы начинаем мыслить в общем виде.
Конкретизация—мыслительная операция, противоположная абстракции, т. е. переход от абстракции и обобщения к конкретной действительности. В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности.
Классификация — это разделение и последующее объединение предметов или явлений (на основании присущих им общих признаков) более общим понятием, означающим классы тех или иных предметов или явлений. Отнесение предметов, явлений к определенному классу, группе позволяет раскрыть не только особенности данного предмета, явления, но и внутренние связи между группами, классами.
Систематизация — мысленное расположение классов, предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с существующими между ними связями. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в сознании не разобщенно, а в определенной системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильно использовать эти знания в практической деятельности. Примером научной классификации и систе-
* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 41. ** Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 152—153.
матизации явлении может служить периодическая система хими-' ческих элементов Д. И. Менделеева. Значение систематизации в' процессе мышления заключается в том, что она помогает открывать «овые явления и уточнять понимание связей между ними.