Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества
2. В основу классификации ветвей психологии можно положить также психологическиеаспекты развития, В этом случае будет реализован принцип развития. Теперь перед нами выступит следующий ряд отраслей психологии:
· возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей:
· детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология;
· психология аномального развития, или специальная психология:
· олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопси-хология;
· сравнительная психология — исследует филогенетические формы психической жизни.
3. В основу классификации отраслей психологии можно положить психологические аспекты отношений личности и общества. В этом случае выделится целый ряд отраслей психологии, объединяемых понятием «социальная психология».Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.
Из всего сказанного можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Важно отметить, что эта панорама включает задачи разного масштаба — от исследования восприятия человеком показаний прибора до изучения массовидных психических явлений. Психологические аспекты можно выявить в глобальных проблемах современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др.) и, в частности, в вопросах повседневной жизни людей (снятие эмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др.). И это естественно, поскольку эти проблемы так или иначе касаются человека, а следовательно, в таком случае нас неизбежно в первую очередь интересует его психика.
Необходимо отметить, что особое место среди прочих отраслей психологии занимает общая психология. Она не является ветвью психологической науки, которую можно поставить в один рад с другими: это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией. В задачи общей психологии входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Методология науки. Уровни методологии психологии (теория, методика, эмпирическое знание).
Методология – учение о наиболее общих принципах, структуре, методах и средствах познания и преобразования окружающей действительности.
Функции методологии – должна описывать науку и предписывать как она должна продвигаться: дискриптивная(описательная) и нормативная (предписательная).
Уровни методологии:
1. Уровень собственной методологии (общая теория, методологические принципы) – о факторах, определяющих науку, о знании принципов и категорий, дает обоснование для выбора методов исследования психики и интерпритации данных. Обобщающий уровень, что отличает эту науку от других. В каждой из школ психологии свои подходы к интерпритации и разный категориальный аппарат.
2. Методы исследования психики, т.е. способы и формы, при помощи которых получают данные о психической жизни. Это – тесты, наблюдение, беседы, анкеты, интервью, эксперимент, интерпритация.
3. Уровень конкретных методик. В каждой школе они свои. Получая данные конкретных методик необходимо отнести к конкретным школам.
Все уровни тесно связаны между собой.
Методология: философская – основа действительности; общенаучная – универсальные принципы познания; специально-научная – универсальные принципы познания исходя из особенностей объекта.
Методология – наука о методах, т.е. наука о том, к.о. подбираются методы исследования, исходя из предмета и задач этого исследования.
Методология дает способы интерпритации полученных данных, и в зависимости от методологии это своеобразная научная идеология.
М. Решает 2 задачи : подбор методик и интерпритация данных.
Уровни методологии: (формирование научного мировоззрения)
· Общетеоретический или философский ( в большей степени связан с интерпритацией). Описывает принципы и категории науки, т.е. теоретические средства с помощью которых наука строится.
· Научный уровень связан с подбором методов исследования исходя из принципов конкретной науки (описывает как естественнонаучная или гуманистическая). Описывает методы доминирующие в данной науке (психология – интраспекция, формирование доминирующего эксперимента, тест).
· Уровень конкретных методик – как подобрать конкретные методики исходя из конкретной задачи.
У психологии нет единой методологии, это специфика психологии.
1 уровень общий для всех школ, 2 и 3 специфический у каждой школы.