Классификация видов конспектов

1. План-конспект.

При создании плана-конспекта создаётся план текста, пункты плана сопровождаются комментариями. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

2. Тематический конспект. Вышеуказанный вид конспекта является кратким изложением темы, раскрываемой по нескольким источникам.

3. Текстуальный конспект. Данный конспект представляет изложение цитат.

4. Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя цитатыи собственные формулировки.

5. Формализованный конспект. Записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Это удобно при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д.

6. Опорный конспект содержит основные термины и понятия изучаемой темы.

Рекомендации по составлению конспекта:

· Определите цель составления конспекта.

· Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

Задание 3:

Написать эссе на тему: «Внутриличностные конфликты».

Рекомендации:

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк, от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.).

Эссе - прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, изложенное в жанре критики, публицистики, свободной трактовки какой-либо проблемы.

Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета изучения. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чём-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.

Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающую авторскую позицию по поставленной проблеме.

Структура эссе:

1. Титульный лист.

2. Введение: изложение обоснования выбора темы. Важно грамотно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе исследования.

3. Основная часть: данная часть предполагает изложение аргументации, анализ, исходя из имеющихся данных, позиций по проблеме. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

- причина

- следствие;

- общее

- особенное;

- форма

- содержание;

- часть

- целое;

- постоянство

- изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное материалом. Совершено необходимый способ построения эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения. Названия подзаголовков свидетельствуют о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Методы, рекомендуемые для составления заключения: цитата, оригинальное авторское утверждение.

Заключение может содержать такой важный, дополняющий эссе элемент, как указание области применения исследования.

Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе:

Доказательство – это совокупность логических приёмов обоснования истинности суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура доказательства: Тезис — положение (суждение), которое требуется доказать.

Аргументы — категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

Классификация аргументов:

1. Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные).

2. Определения - описание сущности понятий.

3. Законы науки и ранее доказанные теоремы.

Вывод — мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения — мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Задание 7:

Составление презентаций по темам: «Причины семейных конфликтов и способы их разрешения», «Приемы самоконтроля эмоций в процессе конфликтного взаимодействия».

Рекомендации по составлению презентаций:

- определите цель представления материала;

- проанализируйте содержание учебного материала;

- составьте план для структурирования материала;

- подберите иллюстрации и звуковые фрагменты к выбранному материалу;

- спроектируйте дизайн (внешний вид) разрабатываемой версии.

Задание 8:

Решение производственных ситуаций по проблеме эффективного конфликтного взаимодействия.

Рекомендации:

для выполнения этого задания Вам надо вспомнить и описать конфликтные ситуации и проанализировать ее по предложенному алгоритму:

1. Вид конфликтного взаимодействия.

2. Определение структурных элементов конфликта.

3. Определение типа личностного типа конфликтности.

4. Определение модели и стратегии конфликтного взаимодействия.

5. Определение формулы конфликтного взаимодействия.

Ситуация No 1.

Выполнив финансовый отчет, над которым Татьяна.И., работала в течении месяца, она отправилась на предварительное совещание к своему руководителю, который должен был указать на плюсы и минусы ее работы так как Татьяна.И. самостоятельно выполняла эту работу впервые. В этот день начальник был в плохом настроении, импульсивен и несдержан, все свое раздражение он выместил на Татьяне. И. Во время беседы он громко кричал, переходил на оскорбления, указывал на ее непрофессионализм. В перерывах его эмоциональных высказываний она пыталась объяснить свою позицию, что еще больше эмоционально выводило его. Выйдя, их кабинета Татьяна.И. была просто подавлена ей хотелось плакать, эмоции переполняли, она расценивала поведение руководителя как неадекватное и приняла решение уволится.

Ситуация No2.

Проанализируйте конфликтную ситуацию «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру... В конечном итоге между ними возникла драка...»:

Ситуация No 3.

Между двумя сотрудниками не сложились отношения, по ошибке письменное задание, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку первого «свалить» работу на него. Между ними возник открытый конфликт».

Ситуация No4.

Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этого вопроса с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый сотрудник оказался не способным выполнять обязанности по должности... Руководитель подразделения в служебной записке докладывает о профессиональной непригодности новичка и требует его увольнения. Между начальником и руководителем подразделения возник конфликт».

Ситуация No5.

Рабочий Петров, нарушил технику безопасности, и только случайно никто не пострадал. Руководитель цеха, узнав об этой ситуации, вызвал Петрова к себе в рабочий кабинет. С самого начала беседы с Петровым руководитель кричал, оскорблял, говорил о некомпетентности, о том, что давно не доволен работой Петрова. Сказал, что такого работника больше терпеть, не желает, и предложил Петрову уволиться. Петров спокойно выслушал руководителя, в конце реплик сказал о том, что это произошло случайно и не только по его вине, и молча, вышел из кабинета.

Задание 9:

Составление этического кодекса конфликтного взаимодействия.

В задании необходимо самостоятельно провести анализ всей информации в рамках изучаемой дисциплины и разработать конкретные правила, соблюдение которых позволяет добиться конструктивного исхода конфликта.

В итоге обязателен вывод, в котором студент должен обратить внимание на те рекомендации, которыми он владеет частично или не владеет совсем. Следует также указать на то, что необходимо сделать для лучшего овладения ими.

Анкета рефлексия

Портфолио включает __________ работ, относящихся к разным типам:

воспроизводящих ___;

реконструктивных ____;

эвристических _____;

творческих ______.

В курсе «Конфликтология» преобладают __________________________ работы.

Я испытывал наибольшие затруднения при выполнении __________

Я считаю, что эти затруднения я испытывал по причине __________

На мой взгляд, портфолио демонстрирует мой прогресс в образовательной профессиональной деятельности, так как

_______________________

______________

Но я буду более успешен, если буду формировать (развивать) в себе следующие качества личности: _

______________________________

______________________

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

Наши рекомендации