Тема. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
«Психология дошкольного возраста»
для студентов-бакалавров заочного отделения,
Направления подготовки: 44.03.02 психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки: психология образования
Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Психология дошкольного возраста»
1. Общая характеристика дошкольного возраста. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности. Центральные новообразования.
2. Общая характеристика игровой деятельности дошкольника.
3. Виды игр дошкольника.
4. Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника.
5. Этапы развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте.
6. Влияние игры на психическое развитие ребенка. Игрушка как средство психического развития.
7. Развитие изобразительной деятельности дошкольника.
8. Конструктивная деятельность дошкольника.
9. Развитие элементов учебной деятельности дошкольника.
10. Развитие элементов трудовой деятельности дошкольника.
11. Развитие речи дошкольника. Функции и формы речи дошкольника.
12. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками.
13. Развитие перцептивных действий дошкольников.
14. Развитие ориентировки в пространстве и времени в дошкольном возрасте.
15. Развитие внимания дошкольника.
16. Развитие памяти дошкольника.
17. Общая характеристика воображения в дошкольном возрасте. Виды и функции воображения в дошкольном возрасте. Этапы развития воображения дошкольников.
18. Общая характеристика мышления в дошкольном возрасте. Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. Развитие логического мышления в дошкольном возрасте.
19. Общение дошкольников со сверстниками (формы общения). Особенности общения дошкольников со сверстниками. Дифференциация детей в детском коллективе.
20. Общение дошкольников с взрослыми (формы общения).
21. Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.
22. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте. Соподчинение мотивов.
23. Развитие волевой сферы дошкольника.
24. Развитие способностей в дошкольном возрасте.
25. Особенности чувств дошкольника.
26. Общее проявление темперамента и его развитие у детей дошкольного возраста. Характеристика детей разных типов темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей детей.
Задания к практическим
и семинарским занятиям по дисциплине «Психология дошкольного возраста»
Тема: Развитие деятельности в дошкольном возрасте
1. Выделите основные показатели, характеризующие сюжетно-ролевую игру и раскройте их содержание и значение для психического развития ребенка.
2. Дайте характеристику изобразительной деятельности дошкольников. Покажите взаимосвязь развития восприятия и детского рисунка.
3. Раскройте влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника.
4. Решите задачи:
Задача 1. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют порой более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно. Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.
Задача 2. В приведенных ситуациях определите, у кого из детей скорее сформируется игра как деятельность.
Лена (3г.5мес.) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку, Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.
Мама Нины (3г.6мес.), показывая девочке, способы действий с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.
Задача 3. Проанализируйте следующие суждения с точки зрения развития личности ребенка: «Девочка потому становится мамой, что у нее в руках кукла»; «Девочка потому берет куклу, что ей хочется быть как мама».
Какое суждение правильное? В чем принципиальное различие в развитии ребенка в условиях игры?
5. Напишите аннотацию к видеолекции д.пс.н. Смирновой Е.О. «Психология детской игры» (http://univertv.ru)
Тема. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
1. Схематически изобразите взаимодействие взрослого с ребенком в процессе овладения им сенсорными эталонами и способами обследования предмета.
2. Охарактеризуйте основные особенности внимания и памяти дошкольника.
3. Назовите основные закономерности мышления в дошкольном возрасте. Покажите на примерах взаимосвязь видов мышления.
4. Опишите особенности воображения дошкольника и проиллюстрируйте это примерами.
5. Решите задачи:
Задача 1. « Как мне трудно со своим сыном Колей (4г.)! Мне кажется, что он любознателен не в меру. Он уже читает, считает, пишет. Если мы ему что-то не отвечаем, он спрашивает, где это можно прочитать? А ему только 4 года. Может быть, это не нормально. Что же мне с ним делать?» Раннее развитие – что это? Как воспитывать такого ребенка?
Задача 2. Разговор двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу». Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован мамой?
Задача 3. Ребенок впервые увидел помидор. Как ребенок должен осуществлять действия ассимиляции и аккомодации? (по П.Пиаже).
Задача 4. Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. И, убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму одного шарика – раскатывали его «в колбаску». Спрашивали: «Одинаковое ли количество пластилина в шарике и колбаске?» Дети отвечали, что неодинаковое: в колбаске больше, так как она длиннее. О чем говорит данный эксперимент Ж.Пиаже?
6. Подобрать игры и упражнения на темы:
- Пути и средства организации и поддержания внимания дошкольника.
- Развитие памяти дошкольника.
- Развитие наглядно-образного и логического мышления дошкольника.
- Основные направления развития воображения дошкольника.