Группировка картинок по способу действия

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими — нельзя.

Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной — шарик с веревочкой, на дру­гой — шарик без веревочки. Затем взрослый показывает ребен­ку картинку с изображением флажка с древком, спрашивает: "Куда его надо положить?" — и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы он не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие — во втором, т.е. выясняют, может ли он обобщить принцип группи­ровки в речевом плане.

Оценка действий ребенка: принятие задания, умение рабо­тать по образцу, умение вычленить принцип группировки в ре­чевом плане.

5. Счет. Задание направлено на выявление уровня разви­тия количественных представлений, умение ребенка выпол­нять счетные операции в умственном плане, т.е. уровень раз­вития наглядно-образного и элементов логического мышле­ния.

Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования:

первый вариант: взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, по­казывает ребенку это количество и спрашивает: "Сколько там осталось палочек?" После ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка: "Сколько там палочек?";

второй вариант: если ребенок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: "В коробке лежало четыре ка­рандаша, два из них красные, остальные — синие. Сколько там было синих карандашей?" При затруднениях проводится обучение.

Обучение:

первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырех, а если ребенок затрудняется, то и до трех. При этом используется открытое предъявление задания (эк­ран совсем убирается);

второй вариант: ребенку предлагают взять четыре палоч­ки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребенку решить задачу, исполь­зуя палочки. Если ребенок задачу решил, можно предложить ана­логичную задачу: "У девочки было четыре воздушных шарика, ос­талось два. Сколько лопнуло шариков?"

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание усло­вий задачи, умение выполнять счетные операции по представле­нию, решать устные задачи.

6. "Найди время года".Задание направлено на выяснение уров­ня сформированности представлений о временах года, т.е. уровня наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими при­знаками четырех времен года.

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают че­тыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: "Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима". В случаях затруднения проводится обу­чение.

Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображени­ем только двух времен года — лета и зимы. Задают ему уточняю­щие вопросы: "Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима".

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

7. "Дорисуй".Задание направлено на выяснение уровня
развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов вообра­жения.

Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовали два круга, цветные фломастеры.

Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предме­та.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков.

8. Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу).За­дание направлено на понимание последовательности событий, изображенных на картинке, т.е. уровень сформированности на­глядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением последо­вательности действий: 1-я — девочка раздевает куклу; 2-я — де­вочка купает куклу; 3-я — девочка вытирает куклу; 4-я — де­вочка надевает на куклу новое платье.

Проведение обследования: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: "Разложи, что сначала было, что потом и чем все завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано". В процесс раскладывания картинок взрос­лый не вмешивается. Ребенок может сам исправлять свои ошибки.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную вре­менную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.

9. Рисование (дом, дерево, человек).Методика проведения таже, что и для детей 5-го года жизни.

Оценка действий ребенка: принятие задания, интерес к ри­сованию, анализ рисунков — основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.

10. Игра.Задание направлено на выявление уровня развития
сюжетно-ролевой игры.

Оборудование: в игровом уголке находятся кукла, посуда, ме­бель, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.

Проведение обследования: ребенку предлагают поиграть в иг­ровом уголке, при этом отмечают интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребенка во время игры.

Оценка действий ребенка: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или не­адекватные действия, стремление к сюжету).

Оценка в баллах

1. Включение в ряд:

1 балл — не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла — принимает задание, но не понимает условия зада­чи, ставит матрешки в ряд без учета их размера;

3 балла — принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием;

4 балла — принимает и понимает условия задачи, выполня­ет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.

2. "Лесенка":

1 балл — не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла — принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает палочки иначе, чем в образце, не может постро­ить не только по памяти, но и по образцу;

3 балла — принимает и понимает задание, но самостоятель­но выполнить сразу не может, после двухкратного повторения образца взрослым способен перейти к самостоятельному спосо­бу выполнения задания;

4 балла — принимает и понимает задание, умеет воспроиз­вести конструкцию по памяти (в некоторых случаях работает са­мостоятельно по образцу).

3. Классификация картинок по функциональному назначе­нию:

1 балл — не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла — принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по оче­реди, либо в один ряд, потом в другой;

3 балла — принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в ре­чевом плане принцип группировки;

4 балла — принимает и понимает задание, выполняет клас­сификацию с учетом основного признака, может его обобщить в речевом плане.

4. Группировка картинок по способу действия:

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действу­ет неадекватно;

2 балла — задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа;

3 балла — задание принимает, раскладывает картинки с уче­том основного принципа, но не может обобщить принцип груп­пировки в речевом плане;

4 балла — задание принимает, раскладывает картинки с уче­том основного принципа, может обобщить принцип группиров­ки в своих высказываниях.

5. Счет:

1 балл — действует с палочками, не ориентируясь на зада­ние;

2 балла — принимает задание, но количественные представ­ления сформированы на самом элементарном уровне — может выделить только в пределах трех из множества, счетные опера­ции по представлению не выполняет;

3 балла — принимает и понимает цель задания, пересчи­тывает палочки в пределах пяти — действенным путем (дот­рагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счетные операции по представлению в пределах трех, задачу решить не может;

4 балла — принимает и понимает цель задания, пересчиты­вает палочки в пределах пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, решает предложенные за­дачи.

6. "Найди время года":

1 балл — не понимает цели, перекладывает картинки;

2 балла — принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями, т.е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета;

3 балла — принимает задание, уверенно соотносит изоб­ражения только двух времен года с их названиями (зима и лето);

4 балла — принимает задание, уверенно соотносит изобра­жения всех времен года с их названиями.

7. "Дорисуй":

1 балл — не принимает задание, в условиях обучения дей­ствует неадекватно;

2 балла — принимает задание, но не понимает его усло­вий, пытается изображать свои предметы либо чиркает;

3 балла — принимает задание, понимает его условия, может нарисовать только один предмет либо оба одинаковых;

4 балла — принимает задание, понимает его условия, рисует два разных предмета, используя цветные фломастеры.

8. Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу):

1 балл — не понимает задание, действует неадекватно инст­рукции;

2 балла — задание понимает, раскладывает картинки без учета последовательности событий, изображенных на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет;

3 балла — принимает задание, раскладывает картинки, пу­тая действия, но в конечном итоге раскладывает их последова­тельно, однако составить связный рассказ о данном событии не может;

4 балла — принимает задание, раскладывает картинки в оп­ределенной последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.

9. Рисование (дом, дерево, человек):

1 балл — не принимает задание, карандаш или фломастер не использует по назначению;

2 балла — принимает задачу, рисует только элементы этих предметов, рисует одним карандашом все предметы;

3 балла — принимает задачу, рисует основные части задан­ных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи);

4 балла — принимает задание, с интересом его выполняет, задает вопросы, рассказывает, что будет рисовать или что ри­сует, в рисунках отмечаются основные части и детали, исполь­зует различные цвета, у человека выраженно представлен пол.

10. Игра:

1 балл — принимает игру на самом элементарном уровне;

2 балла — принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде;

3 балла — принимает задание, действует с интересом с иг­рушками, может развернуть простой сюжет: кормит куклу, ук­ладывает спать, качает ее в коляске;

4 балла — принимает задание, действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть, ребенок способен удерживать специфичес­кое поведение определенной роли.

Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни

Задание Выполнение
       
1. 11 "Найди место фигуре" (матрица фигур)   +
2. 22 "Найди время года"   +
3. 33 Группировка картинок по количественному признаку   +
4. 44 Счет   +
5. 55 "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре)   +
6. 66 Серия сюжетных картинок (игра с кубиками)   +
7. 77 "Продолжи ряд" (письмо)   +
8. 88 Анализ слова   +
9. 99 Подбор иллюстраций к тексту (день рождения)   +
10. 110 Рисование (дом, дерево, человек)   +

1. "Найди место фигуре" (матрица фигур).Задание направ­лено на выявление уровня развития логического мышления.

Оборудование: три квадратные таблицы, разделенные на 36 клеток (шесть рядов по шесть клеток). Верхняя строка таблицы заполнена изображениями треугольников, нижняя — изображе­ниями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе — самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.

Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисован­ные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выб­ранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип по­строения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и величине) и найти для каждой фигуры нужную строку и графу.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и разной величины. Все фигурки расположены в оп­ределенном порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребенок рассмотрел таблицу, взрослый гово­рит: "А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пус­тых клеточек. У тебя внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каж­дый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку". Затем ребенку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки. Взрослый говорит: "Найди место в таблице и отметь те клетки, куда нужно поставить фигурки".

Обучение: если ребенок затрудняется в выполнении задания, ему помогают определить место для каждой фигурки, активи­зируя при этом ориентировочно-познавательную деятельность ребенка. После обучения ему предлагают еще один вариант таб­лицы для самостоятельного выполнения задания, где необходи­мо расставить по местам другие фигурки, т.е. отметить нужные места крестиками.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения — самостоятельно или после обучения, ре­зультат.

2. "Найди время года".Методика направлена на выявление уровня развития временных представлений, умения ребенка устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением четы­рех времен года с ярко выраженными специфическими при­знаками.

Проведение обследования: перед ребенком на столе расклады­вают картинки с изображением времен года — зимы, лета, осе­ни, весны. Ребенку предлагают рассмотреть их и спрашивают: "Скажи, какое сейчас время года. Покажи его на картинке. Ка­кое время года наступит потом?" Уточняют знания ребенка о пос­ледовательности времен года.

Обучение не проводится. Однако если ребенок не справля­ется с заданием, его просят найти изображение определенно­го времени года.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение определить время года в период обследования и соотне­сти его с изображением на картинке; уровень сформированности временных представлений: обобщенный, элементарный, фраг­ментарный и отсутствие представлений.

3. Группировка картинок по количественному признаку.За­дание направлено на выявление уровня развития наглядного и логического мышления.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, различных по количеству: 1-я пара (на одной — много цветных карандашей, на другой — один карандаш); 2-я пара (на одной — много яблок, на другой — одно); 3-я пара (на одной — много цып­лят, на другой — один) и т.д.

Проведение обследования: перед ребенком кладут пару кар­тинок, на которых изображены: на одной — пять цветных каран­дашей, на другой — один. Ребенку предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: "Все похожие на эту кар­тинку (указывает жестом на картинку, где много карандашей) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд". Затем ребенку дают по одной кар­тинке вперемешку и в ход его действий не вмешиваются. Пос­ле раскладывания картинок его просят объяснить, какие кар­тинки он клал в один ряд, а какие — в другой.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребенком самостоятельно основ­ного принципа группировки и умение обобщить этот принцип в речевом плане.

4. Счет.Задание направлено на выявление уровня развития
количественных представлений, умения выполнять счетные опе­рации в умственном плане, умения принимать и анализировать условия познавательной задачи, т.е. на выявление уровня мыс­лительных операций.

Оборудование: 20 плоских палочек, экран. Проведение обследования: проводится в два этапа: 1-й этап — ребенку предлагают посчитать устно до 10 и обратно.

Затем спрашивают: "Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше: 8 или 9? Какое число стоит между 4 и 6?" 2-й этап — ребенка просят взять из множества палочек только пять. За­тем их раскладывают горизонтально перед ним и предлагают следующую игру: "Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас я буду уменьшать или прибавлять, а ты должен ответить, что я сделал сначала: если я прибавил, то сколько, если умень­шил, то тоже сколько". Взрослый закрывает экраном пять па­лочек и убирает две. Экран открывается и ребенку задают вопросы: "Что я сделал — отнял или прибавил? Сколько стало?" Задание повторяется несколько раз, и счетные задания вы­полняются в пределах восьми.

Обучение: проводится только на 2-м этапе. Если ребенок не отвечает на вопрос: "Сколько я отнял?" — педагог снова показы­вает пять палочек, уже без экрана отнимает две палочки и сно­ва задает этот же вопрос. После этого задание повторяется с ис­пользованием экрана.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание всех вари­антов заданий, анализ условий познавательной задачи, умение выполнять счетные операции в умственном плане.

5. "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре).За­дание направлено на выявление уровня развития наглядно-об­разного мышления, воссоздающего воображения.

Оборудование: на одном листе — четыре круга, на дру­гом — четыре полукруга, нарисованные в ряд на некотором расстоянии друг от друга, набор цветных фломастеров или ка­рандашей.

Проведение обследования: сначала ребенку дают один лист с изображением четырех кругов и просят их дорисовать так, чтобы получились четыре разных предмета. Затем предлагают другой лист с изображением шести полукругов и просят нари­совать четыре разных предмета, используя цветные фломас­теры.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, ана­лиз рисунков.

6. Серия сюжетных картинок (игра с кубиками).Задание
направлено на проверку уровня развития наглядно-образного
мышления.

Оборудование: серия из четырех сюжетных картинок "Игра с кубиками": 1-я — мальчик несет ящик с кубиками; 2-я — маль­чик, сидя на ковре, выкладывает кубики из коробки; 3-я — мальчик строит башню; 4-я — мальчик заканчивает строить башню — ставит завершающую деталь.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть все картинки, а потом говорят: "Подумай, как из этих карти­нок составить рассказ? Разложи картинки так, чтобы полу­чился рассказ: его начало, продолжение и окончание". После того как ребенок разложит картинки, независимо от соблю­дения последовательности событий (оценка его действий не дается), его просят составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказа ребенок может менять картин­ки местами. Помощь со стороны экспериментатора не оказы­вается.

Оценка действий ребенка: понимание ребенком того, что серия картинок объединена одним сюжетом, учитывает ли ребенок, что это событие происходит во временной, логи­ческой последовательности (основанием для этого служит правильно подобранный ряд картинок), может ли ребенок от­разить это событие и его последовательность в своем расска­зе.

7. "Продолжи ряд" (письмо).Задание направлено на выяв­ление уровня развития готовности руки к письму, умение ре­бенка принять задание и проанализировать образец.

Оборудование: лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на 1-й строчке — четыре палоч­ки; на 2-й строчке — палочки и крючочки; на 3-й — треу­гольники; ручка.

Проведение обследования: ребенка просят написать на листе бумаги те элементы букв, которые даны в образце, ему говорят: "Продолжай писать".

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ образца, умение писать по образцу.

8. Анализ слова.Задание направлено на выявление умения
ребенка принимать новые познавательные задачи, связанные с
учебной деятельностью.

Проведение обследования: взрослый говорит ребенку: "Я тебе назову слово, а ты посчитай, сколько там звуков". На­зывает слово "дом" и спрашивает:"Сколько там звуков?" После этого называет слова "стена", "хвост" и спрашивает: "Какой звук второй? Назови третий, первый, четвертый, пятый звуки".

Обучение: если ребенок не может сказать, сколько звуков в слове "дом", взрослый медленно произносит каждый звук и Группировка картинок по способу действия - student2.ru считает их: "Д — один звук, о — два, м — три. В этом сло­ве — три звука. А теперь посчитай, сколько звуков в слове кот". Другие слова в этих случаях для анализа не предлага­ются.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение анализировать слова, обучаемость.

9. Подбор иллюстраций к тексту (день рождения).Задание
направлено на выявление взаимоотношений между словом и об­разом.

Оборудование: три картинки — лесная полянка, улица горо­да, день рождения.

Проведение обследования: ребенку предлагают прослушать текст связного рассказа, отражающий определенный сюжет, и подобрать иллюстрацию, соответствующую прослушанному тек­сту, а затем обосновать свой выбор.

Текст рассказа: "У Маши был день рождения. К ней в го­сти пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа при­несла шарик. Петя принес кубики. А мама подарила Маше куклу".

Текст читают один раз в медленном темпе, при этом кар­тинки ребенку не показывают. Только после того, как рас­сказ прочитан, ребенку предлагают выбрать иллюстрацию, соответствующую прочитанному тексту: "Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал". После выбора кар­тинки независимо от правильности решения ребенка спраши­вают: "Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал?"

Обучение: предлагается повторное прослушивание расска­за.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, сформированность соотношения между словом и образом, ре­зультат.

Наши рекомендации