Шкала суммарных оценок лайкерта
Через четыре года после появления шкалы Терстоуна в противовес ей американский психолог Ренсис Лайкерт разработал другую процедуру составления шкалы отношений. Лайкерт в 1932 году опубликовал статью «Техника измерения аттитьюдов», где предложил иные принципы построения
шкалы и обработки полученных данных. Он назвал свою процедуру «шкалой суммарных оценок», что достаточно точно отражает общий принцип ее построения.
Сейчас процедура Лайкерта широко используется при составлении психологических тестов, социологических и социально-психологических анкет. Методика построения шкалы Лайкерта состоит из 6 этапов.
Первый этап. Для экспертной оценки подбираются от 50 до 100 суждений. Требования к суждениям предъявляются такие же, как и в шкале Терстоуна, но добавляются два дополнительных требования:
- суждение должно быть оценочным, то есть давать положительную или
отрицательную оценку изучаемого объекта или явления. Поэтому становится
излишним требование процедуры Терстоуна о том, что одно и то же суждение
не должны высказывать люди с противоположным мнением об объекте;
- суждение не должно быть нейтральным, оно должно выражать край
ние точки зрения в отношении изучаемого объекта.
Из отобранных суждений составляется анкета.
Второй этап. Подбирается репрезентативная выборка экспертов, такого же объема, как и в процедуре Терстоуна.
Третий этап. Экспертная оценка суждений. Эксперт должен оценить каждое суждение по шкале, состоящей из 5-7 баллов. Лайкерт использовал 5-балльную шкалу. Если эксперт оценивает суждение как положительное, то высшее одобрение выражается максимальным баллом. Если же он оценивает суждение как отрицательное, то высшее неодобрение выражается минимальным баллом. В анкете баллы не проставляются, вместо них эксперту предлагаются ответы типа: «очень одобряю; одобряю; не знаю; не одобряю; очень не одобряю» или «полностью согласен; согласен, но не полностью; не имею своего мнения на этот счет; не согласен; решительно не согласен» и т. п. В социальной психологии чаще всего используются ответы следующих типов:
- оценка удовлетворенности, выявляющая психологическое состояние
человека;
- оценка согласия, определяющая степень согласия человека с предла
гаемым суждением;
- оценка, дающая возможность выразить свое отношение к тому или
иному общественному явлению;
- оценка информированности, показывающая степень знаний о том или
ином событии;
- оценка ценностных ориентации, уточняющая степень значимости для
человека того или иного предмета или явления.
Для удобства математической обработки каждому ответу присваивается числовое значение. Например, на вопрос социального психолога: «Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены своей работой?» можно предло-
Организационная социальная психология
Приложение 8 к главе X
жить пять вариантов ответа: «полностью удовлетворен» - 5 баллов; «удовлетворен» - 4 балла; «частично удовлетворен» - 3 балла; «не удовлетворен» - 2 балла; «совершенно не удовлетворен» - 1 балл.
Четвертый этап.Процедура обработки данных. Во-первых, для каждого суждения по баллам, проставленным экспертами, рассчитываются парные коэффициенты корреляций с другими суждениями. Выделяются пары сильно коррелирующих признаков при задании некоторого порога силы связи, скажем, не менее 0,85. Из каждой выделенной пары устраняется тот признак (суждение), который представляется исследователю менее значимым для выяснения оценок экспертов. Если выбирать из пар сложно, то можно исключать суждения из пар произвольно. Такое устранение сильных корреляций в статистике называется ликвидацией мультиколлинеарности.
Во-вторых, по каждому из составленных суждений для каждого эксперта вычисляется сумма набранных баллов и складывается суммарный балл. Баллы по исключенным суждениям не учитываются. После этого высчиты-ваются коэффициенты корреляций между суммарным баллом и баллами, проставленными всеми экспертами по каждому суждению. Устраняются те из суждений, которые имеют низкие коэффициенты корреляций с суммарным баллом. В результате должно остаться не более 20 суждений, из которых составляется анкета для основного опроса.
Пятый этап.Анкетный опрос респондентов. Респонденты должны оценить суждения анкеты так же, как это делали эксперты.
Шестой этап.Математическая обработка и анализ мнений и установок респондентов по отношению к изучаемому объекту или явлению.
В качестве примера приведем некоторые вопросы анкеты, выявляющей отношение работников к нововведениям в организации
1. Укажите, пожалуйста, насколько Вы информированы о планах руко
водства по внедрению нововведений в организации?
- информирован полностью (знаком со всеми подробностями внедре
ния нововведений);
- информирован (знаком с планами руководства);
- информирован частично (знаком с планами руководства в общих чертах);
- не информирован (не знаком с планами руководства);
- совершенно не информирован (не знаю ничего о том, что в организа
ции проводятся нововведения).
2. Скажите, насколько Вы согласны с предлагаемыми изменениями в
организации?
- согласен полностью;
- согласен;
- согласен частично;
- не согласен;
- совершенно не согласен.
3. Укажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены процессом эне-
дрения нововведений в организации?
- удовлетворен полностью;
- удовлетворен;
- удовлетворен частично;
- не удовлетворен;
-совершенно не удовлетворен.
4. Оцените, пожалуйста, значимость проводимых нововведений в орга
низации для Вашего дальнейшего профессионального роста?
- очень значимы (нововведения помогут мне повысить профессиональ
ную квалификацию);
- значимы (нововведения могут способствовать повышению моей про
фессиональной квалификации);
- значимы частично (нововведения могут способствовать, а могут и не
способствовать повышению моей профессиональной квалификации);
- не значимы (нововведения не будут способствовать повышению моей
профессиональной квалификации);
- совершенно не значимы (нововведения могут помешать повышению
моей профессиональной квалификации).
5. Выскажите, пожалуйста, свое отношение к результатам внедренного
нововведения.
- результаты превосходные (нововведение принесло громадную пользу
организации);
- результаты хорошие (нововведение принесло пользу);
- результаты средние (нововведение принесло больше пользы, чем вреда);
- результаты плохие (нововведение принесло больше вреда, чем пользы);
- результаты негативные (нововведение принесло только вред организации).