Методика 1. Исследование психологического климата в спортивном коллективе

Стимульный материал ‑ бланки для ответов.

Инструкция: « Просим Вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Ваши ответы будут использованы только в научных целях и оглашению не подлежат. Возможные варианты ответов указаны в анкете. Тот вариант, который выражает Ваше мнение, необходимо отметить крестиком в соответствующей графе. Просим заполнить анкету полностью, без пропусков».

1. Довольны ли Вы:

  Варианты ответов
Очень доволен Доволен Скорее доволен Не знаю Скорее не доволен Недоволен Совсем не доволен
1.Занятиями спортом в данной группе              
2.Содержанием тренировочных занятий
3.Условиями тренировочных занятий
4.Своими спортивными достижениями
5.Взаимоотношениями с товарищами
6.Взаимоотношениями с тренером
7.Режимом тренировок
8.Работой общественных организаций
9.Организацией совместного отдыха

2. Бывают ли у Вас конфликты:

  С тренером С товарищами по группе
1. Очень часто 2. Часто 3. Время от времени 4. Редко 5. Очень редко 6. Не бывает    

3. Дружный ли у Вас коллектив:

Очень дружный В основном дружный Не очень дружный В основном не дружный Совсем не дружный
         

Собираетесь ли Вы в ближайшее время менять место занятий спортом?

а) Да; б) Нет; в) Не знаю

Обработка результатов: за каждый вариант ответа присваивается соответствующий индекс.

Шкалы для расчета индексов групповой оценки

Вопрос 1   Очень доволен Доволен Скорее доволен Не знаю Скорее не доволен Не доволен Совсем не доволен     +3 +2 +1 -1 -2 -3 Вопрос 2   Очень часто Часто Время от времени Редко Очень редко Не бывают +1 +2 +3 +4 +5
Вопрос 3   Очень дружный В основном дружный Не очень дружный В основном не дружный Совсем не дружный     +4 +3 +2 +1 Вопрос 4   Нет Не знаю Да     +2 +1

Оценка. Общий итоговый показатель (показатель отдельной характеристики) определяется суммой баллов (баллом), полученных при опросе. Чем выше сумма баллов (балл), тем благоприятней для данного спортсмена психологический климат группы. Общегрупповой показатель определяется как среднеарифметическое итоговых показателей всех спортсменов.

Диагноз. Общий итоговый показатель (каждого спортсмена и группы в целом) находится в диапазоне от +43 до —27.

При этом сумма баллов будет соответствовать:

От +43 до +30 — очень благоприятному психологическому климату

От +29 до +18 — благоприятному психологическому климату

От +17 до +8 — скорее благоприятному психологическому климату

От +7 до –7 — скорее неблагоприятному психологическому климату

От –8 до –27 — неблагоприятному психологическому климату.

Завершение работы.

При интерпретации необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как организовать и провести исследование в спортивной команде.

2. Что означают полученные результаты.

3. Как тренер может использовать полученные результаты исследования.

4. Психолого-педагогические рекомендации.

Методика 2. Исследование взаимоотношений «тренер — спортсмен»

Цель ‑ изучение взаимоотношений тренера и спортсмена.

Стимульный материал ‑ бланки с утверждениями.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с Вашим тренером, то подчеркните «да», если оно неверно, то подчеркните «нет».

Вопросы Варианты ответов
1. Тренер умеет точно предсказать результаты ДА НЕТ
2. Мне трудно ладить с тренером ДА НЕТ
3. Тренер — справедливый человек ДА НЕТ
4. Тренер умело подводит меня к соревнованиям ДА НЕТ
5. Тренеру явно не хватает чуткости в отношениях с людьми ДА НЕТ
6. Слово тренера для меня— закон ДА НЕТ
7. Тренер тщательно планирует тренировочную работу с о мной ДА НЕТ
8. Я вполне доволен тренером ДА НЕТ
9. Тренер недостаточно требователен ко мне ДА НЕТ
10. Тренер всегда может дать разумный совет ДА НЕТ
11. Я полностью доверяю тренеру ДА НЕТ
12. Оценка тренера очень важна для меня ДА НЕТ
13. Тренер, в основном, тренирует по шаблону ДА НЕТ
14. Работать с тренером — одно удовольствие ДА НЕТ
15. Тренер уделяет мне мало внимания ДА НЕТ
16. Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей ДА НЕТ
17. Тренер плохо чувствует мое настроение ДА НЕТ
18. Тренер всегда выслушивает мое мнение ДА НЕТ
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет тренер ДА НЕТ
20. Я не стану делиться с тренером своими сокровенными мыслями ДА НЕТ
21. Тренер наказывает меня за малейший проступок ДА НЕТ
22. Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны ДА НЕТ
23. Я хотел бы стать похожим на тренера ДА НЕТ
24. У нас с тренером чисто деловые отношения ДА НЕТ

Обработка и интерпретация результатов:Каждый вопрос по шкале, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка результатов опроса включает подсчет с помощью ключа показателей по 3 компонентам и общего итогового показателя.

Ключ для обработки результатов опроса

Компоненты

Гностический (8 вопросов) Эмоциональный (8 вопросов) Поведенческий (8 вопросов)

Номера вопросов со знаком «‑» соответствуют ответам «НЕТ», остальные — „ДА".

Показатели и диагноз

Общий итоговый показатель по шкале получают суммированием всех вопросов, совпадающих с ключом. Показатель может находиться в диапазоне от 0 до 24 (от 0 до 8 — по каждому компоненту). Чем выше итоговый показатель (или показатель по отдельному компоненту), тем благоприятнее и положительное складываются отношения и контакт между спортсменом и тренером.

При этом показатель по гностическому компоненту характеризует оценку спортсменом компетентности тренера, его восприятие тренера как специалиста, направляющего деятельность спортсмена.

Эмоциональный компонент дает представление об отношении спортсмена к тренеру в человеческом плане, насколько он ему симпатичен или несимпатичен как личность.

Поведенческий компонент дает представление об особенностях общения тренера со спортсменом, о том, насколько благоприятно или неблагоприятно складывается собственно их взаимодействие.

Если общий итоговый показатель характеризует отношения .в целом, то отдельные компоненты позволяют выявить, какая сторона в этих отношениях в большей степени нуждается в коррекции: либо в более четкой организации и планировании деятельности, либо в более теплом, эмоциональном контакте, поддержке и помощи, либо в изменении реального поведения и общения тренера.

Завершение работы

При интерпретации необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Чем объясняется выбор методики.

2. Как организовать и провести исследование.

3.Что означают полученные результаты.

4. Как тренер может использовать полученные результаты исследования.

5. Психолого-педагогические рекомендации.

Наши рекомендации