Деловое общение — основной рычаг человеческого мышления
Виды психологического воздействия
Заражение
Заражение – способ эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта больших групп людей; бессознательная спонтанная форма воздействия, включающая личность в определенные психические состояния; переживание общего психологического состояния одновременно большим количеством людей. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача(принятие) какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, наблюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.
Подверженность индивида определенным психическим состояниям проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.
При заражении используются в основном невербальные средства: восклицания, интонации, ритмические движения и музыка, яркие цветовые пятна. Этот вид психологического воздействия особенно ярко проявляется в ходе праздников, карнавалов, фестивалей, а также в ситуациях паники, религиозного экстаза и т.п. В организации заранее может использоваться в групповых ритуалах и тренингах для усиления сплоченности коллектива.
Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.
Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники.
Внушение
Внушение– целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. Внушение по общему признанию является одним из самых действенных методов психологического воздействия. Внушение – это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях: авторитетности источника внушения; доверие к источнику внушения; отсутствия сопротивления внушающему воздействию. Внушение осуществляется посредством словесного воздействия на слушателей, готовых получать инструкции, и носит осознанный характер.
Особенностью внушения, в отличие от убеждения, является его адресованность не к логике и рассудку личности, и не к способности анализировать, сравнивать и обобщать. В процессе внушения не надо что-либо логически доказывать или заставлять осмысливать, здесь действуют совершенно другие механизмы. Внушенное порождает веру во что-то. А это достигается главным образом формой сказанного – важно не что сказал, а как сказал, но сказал очень выразительно, ярко, эмоционально, так, чтобы «брало за душу». Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что-либо внушить на незнакомом ему языке.
Внушение влияет не на логическое мышление, а на эмоциональную готовность человека получить установку к действию. Данный вид психологического воздействия предполагает, что информация воспринимается не критически. Внушение особенно эффективно при общении с людьми с доминированием ситуативного психологического состояния (неуверенными в себе или подавленными людьми, подростками, утомленными, физически ослабленными людьми и т.п.). В отличие от заражения внушение:
– имеет одностороннюю направленность;
– не предполагает равенства в переживании идентичных эмоций (внушающий не подвержен тому же состоянию, что и внушаемый);
– осуществляется с помощью речи (вербально), но, в отличие от убеждения, не нуждается в доказательстве.
При внушении желаемого поведения, результатов или эмоций следует помнить, что если вы описываете партнеру его состояние, оно будет закреплено. То есть если вы скажете: «Мне приятно, что вы меня внимательно слушаете», слушатели, скорее всего, станут внимательнее. А если вы скажете: «Я понимаю, что все устали», – слушатели начнут зевать и смотреть на часы. Во всех случаях необходимо говорить фразы, в которых содержится много предположений о желаемом для вас поведении партнера, тем более что одобряемый акт всегда повторяется, поскольку любому человеку приятна похвала.
В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально – психологические функции:
– содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения;
– направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.
Подражание
Подражание – воспроизведение человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску. Согласно психологической трактовки, подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Выделяют следующие виды подражания:
– логическое подражание – подражание сознательно выбранному образцу;
– нелогическое подражание – подражание эмоционально окрашенному образцу;
– внутреннее подражание – подражание мотивам, интересам, способам мышления и т.п.;
– внешнее подражание – подражание внешним формам поведения;
– подражание-мода – подражание образцам, популярным в данный момент в обществе или в референтной группе (например, подражание известным музыкантам, актерам, спортсменами т.д.);
– подражание-обычай – подражание образцам, традиционным для данной культуры (классическим литературным героям, историческим и религиозным деятелям, отцам и т.п.).
Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе – через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания.
Рассматривая разные аспекты психологического подражания, можно также упомянуть о «потребительском» подражании. Многие рекламисты обращают внимание на то, что в рекламе метод создания условий для подражания наиболее эффективно срабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно, что покупается им с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность.
Убеждение
Убеждение – воздействие на рациональную и эмоциональную сферы личности, система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность, проявляющую заинтересованность. Заинтересованность – это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо. Убеждение эффективно, если:
– содержание убеждения отвечает уровню возрастного, профессионального, познавательного и социального развития личности;
– убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
– убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт;
– убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает;
– убеждение последовательно и доказательно;
– убеждение содержит обобщающие положения, а также конкретные факты и примеры.
АТТРАКЦИЯ
Для формирования позитивного имиджа деловому человеку важно научиться управлять впечатлением о себе. Для этого необходимо развивать такие важные составляющие своего положительного имиджа, как аттракция, ассертивность и фасцинация. Незнание себя, неадекватная самооценка, игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа. Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена.
Фасцинация - особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами. Фасцинация повышает степень воздействия информации на поведение реципиентов. Наименьшая интенсивность фасцинации достигается при монотонной речи, максимальная - при декламации, пении.
Ассертивность — термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert — настаивать на своем, отстаивать свои права.
Для формирования позитивного имиджа деловому человеку важно научиться управлять впечатлением о себе.
Аттракция
Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягательность) — не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.
1. Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон, от «люблю» до «ненавижу». На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы.
Способы измерения межличностной аттракции предложены Дж. Морено с помощью «социометрического теста». Человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле: кого бы вы хотели иметь начальником? с кем вы не хотели бы провести отпуск? Социограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними.
2. Внешние факторы аттракции. К ним относятся: потребность в аффилиации [от англ. affiliate — соединять(ся), связывать(ся)] — стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Для того чтобы правильно понять партнера по взаимодействию, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии. Понятие «рефлексия» возникло очень давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. Но здесь добавляется еще и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего человека, его личностные особенности, умственные способности, поведенческие и эмоциональные (экспрессивные) реакции. При этом наше внимание как бы одновременно переносится с партнера на нас самих и происходит некоторое своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.
· Я — какой я есть;
· Я — каким я вижу самого себя (самооценка);
· Я — глазами других (партнер по взаимодействию).
Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена. Незнание самого себя, неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа и помешать добиться успеха.
Фактор эмоционального состояния выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.
Пространственная близость. Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи.
3. Внутренние факторы аттракции. Большинство специалистов-психологов убеждены, что в основе аттракции лежит физическая привлекательность. Для развития позитивного чувства к другому имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения. Да, практически всем нравятся красивые люди.
Вместе с тем связь между физической привлекательностью человека и аттракцией неоднозначна. Иногда вызывают симпатию люди, которые на первый взгляд не кажутся приятными. Однако в процессе взаимодействия мы можем изменить свое отношение к ним, если наблюдаем ум, обаятельную улыбку, доброжелательный взгляд и жесты, желание пойти нам навстречу. И, наоборот, при красивом лице человек может выглядеть холодным и отчужденным, заниматься самолюбованием или демонстрировать эгоизм, неэтичные, некорректные поступки по отношению к другому. Такой человек, как правило, симпатии не вызывает.
Это связано с тем, что для формирования симпатии учитывается целый спектр позиций: какой образ жизни ведет человек, какова его личная жизнь, отношения с коллегами, родственниками, друзьями, его моральные принципы и достоинства, отношение к делу, поведение и характер. Иногда достаточно одной негативной характеристики, и имидж воспринимается не так, как хотелось бы самому человеку. Поэтому иногда не красота, а именно привлекательность человека более значима в глазах окружающих. Привлекательные люди обычно:
· часто и охотно улыбаются;
· обладают хорошим чувством такта и юмора, умеют смеяться над собой;
· ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях;
· веселы, жизнерадостны и оптимистичны;
· часто и охотно говорят комплименты;
· уверены в себе, дружелюбны, контактны;
· быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
· откликаются на просьбы, демонстрируют готовность помочь;
· умеют работать в команде, радуются чужим успехам;
· приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты и пр.).
Более того, психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он действительно выбирает наиболее красивого партнера. При отсутствии такой уверенности он, как правило, ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности другого человека. В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.
Средства достижения аттракции:
Улыбка. Улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное расположение.
Имя. Известно, что человеку приятно слышать свое имя, отчество. Уважительно произносимое имя - важный шаг в достижении аттракции.
Взгляд. Визуальный контакт является исключительно важным для аттракции. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредотачивает внимание на говорящем, что способствует взаимопониманию.
Позы и жесты. Они играют важную роль для аттракции. Наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более - сидит развалившись.
Дистанция. Исследования, проведенные американским ученым Э. Халлом в области проксемики, показали, что существует прямая связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров.
Увеличение или уменьшение дистанции между общающимися должно быть всегда мотивировано. Пространственную близость можно использовать для установления более доверительных отношений с ребенком. Но пользоваться этим нужно крайне осторожно, чтобы это не воспринималось как фамильярность или посягательство на личность.
Существует и весьма интересный, но главное действенный способ достижения аттракции - это выполнение шести правил Д. Карнеги, которые позволяют понравиться людям.
Приемы аттракции и их применение
Законы аттракции:
--- 1-й закон: понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу. Условия принятия:
1) непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;
2) необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;
3) положительное отношение к сообщающему.
Упражнение: показать серый лист бумаги и спросить: "Вы согласны, что это белое?" К тем, кто не согласится: "Вы не согласны со мной. Это ваше право. Но был ли смысл в этой ситуации со мной спорить? Тогда почему вы спорили?" ... "Ну, а в другой ситуации - ваш друг обратился бы с тем же вопросом, вы бы согласились?" Спор на ровном месте, не принципиальный, но здесь задевает не сама информация, а позиции личностей. Дело в том, что в любом сообщении имеется текстовая информация и персонифицированная (то есть о вас самом; помимо воли оппонента проявляется интерес не к информации, а к ее носителю).
Эти две части могут проявляться слитно, а могут и раздельно. Спор на ровном месте - типичный пример того, что принимается не текст сообщения, а личность сообщающего.
---2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того -человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).
Структура общения и психологические приемы формирования аттракции
Деловое общение — основной рычаг человеческого мышления
Наряду с высокой компетентностью, способностью решать коммерческие вопросы, составной частью деятельности торгового работника является искусство повседневного общения с людьми.
Правильно построенная структура делового общения дает большой положительный эмоциональный и экономический эффект. Выработка уверенности в умении строить деловые контакты может привести к росту личного влияния на людей и поможет сделать карьеру. Но при этом следует помнить, что успешное ведение делового общения связано с серьезной профессиональной подготовкой будущего специалиста.
Рассматривая эту структуру, следует сказать о том, что первое впечатление о человеке складывается на основе информации, поступающей в виде ощущений, восприятий, представлений, мышления.
Первое впечатление о человеке складывается на основе внешнего облика человека. Недаром народная пословица гласит: «По одежке встречают, по уму провожают»
Хирург Джозеф Белл, с которым судьба свела известного автора классических детективов Конана Дойла в период его учебы на медицинском факультете Эдинбургского университета, стал прототипом всеми любимого сыщика Шерлока Холмса. Белл при первом осмотре пациента ставил не только диагноз болезни, но и определял его характер и профессию. В своей автобиографии Конан Дойл рассказывал, что, когда в кабинете появлялся больной, Белл обращался к одному из своих студентов с вопросом: «Что с этим человеком, сэр? Посмотрите на него внимательнее! Полюбуйтесь глазами, действуйте мозгами! Пускайте в ход силу дедукции!» Когда студент ничего не мог сказать, Белл сам рассказывал о пациенте: «Перед вами рыбак. Это можно сразу заметить, если учесть, что в столь жаркий день наш пациент носит высокие сапоги. Загар на его лице говорит о том, что это сухопутный моряк, а не моряк дальнего плавания. За щекой у него жевательный
табак. И, наконец, специфический запах рыбы позволяет судить о занятиях человека».
Внешний облик — это первоначальная акция восприятия человека и первый шаг к успеху или неудаче. Костюм человека в деловом общении является кодом, свидетельствующем о степени надежности, респектабельности и платежеспособности партнера. В бизнесе психологические факторы играют не меньшую роль, чем искусно подготовленные деловые предложения.
Однако ошибается тот, кто решит, что потенциального партнера нужно подавлять, как огнем артиллерийских батарей, богатством своего внешнего облика. В западноевропейских странах тяжелые золотые перстни, цепи, браслеты и золотые часы (особенно поддельные «Ролексы» из Гонконга) или излишняя пестрота галстука могут зародить подозрение в несерьезности партнера.
Для первого контакта стоит надеть тщательно отглаженный костюм со светлой сорочкой и галстуком в тон. Не нужны для официальных встреч вошедшие в моду темные сорочки со светлым галстуком, которые подсознательно вызывают у партнеров ассоциации с гангстером из голливудского боевика.
Строгий японский этикет запрещает даже в жаркую погоду во время переговоров распускать узлы галстуков, за исключением тех случаев, когда глава делегации даст понять, что наступило время неформальной беседы. Кстати, есть специальный международный термин «Noy my seuhn», т.е. «встреча без галстуков»
Европейские и американские традиции гораздо либеральнее, но и они запрещают появляться на деловых совещаниях или переговорах в сорочке без галстука, не говоря уж о спортивных костюмах или джинсах.
Иностранные бизнесмены наблюдательны и тщательно следят за деталями, учитывая их в своем костюме. Например, чудовищное впечатление производят короткие и спустившиеся складками носки. В Японии особенно необходимы чистые носки, поскольку там приходится каждый раз снимать свою обувь, заходя в дом.
Ничто так не портит впечатление, как невзначай извлеченный из кармана мятый и несвежий носовой платок, похожий на растрепанный капустный лист. Также не должно быть полуоторванных пуговиц. Отрицательное впечатление производит привычка протирать очки концом галстука.
Нельзя забывать и об обуви. Следует учитывать, что светлые ботинки не идут к темным брюкам, а тяжелые штиблеты на микропоре нелепо выглядят летом. Следует также избегать увлечения русских мужчин пользоваться слишком пахучими лосьонами или одеколонами.
У деловых женщин должен стать ведущим принцип: все в меру. Менять туалеты желательно часто, постоянно используемый предмет туалета надоедает и гасит настроение. Самое главное — индивидуальность деловой женщины. Дело не в том, как человек одевается, а как он ощущает себя и держится в обществе.
Культура делового общения — необходимое условие профессиональной деятельности человека. Она представляет собой культуру речи и манер, умения тактично пользоваться интонацией и жестами. Культура делового общения основывается на действиях, выражающих доброжелательное отношение к окружающим людям.
Этап взаимной ориентировки основан на порою бессознательном анализе внешнего вида, манер, имиджа человека. Он позволяет определить стратегию и тактику делового общения, интересы партнера, его эмоциональное состояние. На данном этапе люди используют невербальные средства общения: контакт глаз, интонацию голоса, гармонию жестов, мимику. Очень многое могут сказать приветственное движение руки, почтительный наклон головы, доброжелательное выражение глаз.
Установление контакта начинается с обращения или рукопожатия. Уже тем, как люди здороваются, они выражают свое расположение, искренность, воспитанность. Смысл рукопожатия заключается в том, чтобы, протягивая правую руку, показать отсутствие в ней оружия. Так было во времена рыцарства. Хотя сейчас мы меч не носим, обычай этот
сохранился. Здороваться надо приветливо, с улыбкой, глядя человеку в глаза.
Богатство русского языка позволяет человеку приветствовать другого, начиная с пожелания «доброго утра» и кончая «спокойной ночи», а повстречав его днем, вежливо улыбнуться, пожелав «доброго дня».
За приветствием следует обращение к человеку. В.Г. Белинский в «Письме к Гоголю» сказал горькие слова: «Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Степками, Парашками» (2).
Верно говорят, что доброе имя, как и честь, следует беречь смолоду. Дейл Карнеги советует: «Если хотите понравиться людям, соблюдайте правило: помните, что имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке».
G целью успешного проведения собственно деловой части необходимо построить план беседы и мысленно проиграть различные варианты. Секрет успешной беседы заключается в исключительном внимании к собеседнику. Если вы стремитесь быть хорошим собеседником, будьте внимательным слушателем. Карнеги советует: «Задавайте вопросы, на которые другому человеку будет приятно отвечать. Поощряйте к тому, чтобы собеседник рассказывал о себе и своих достижениях. Помните, что человека, с которым вы разговариваете, в сто раз больше интересует он сам, его нужды и его проблемы, чем вы и ваши проблемы. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе и говорите о том, что интересует вашего собеседника».
Аргументирование — наиболее трудная часть беседы, требующая профессиональных знаний, внимания, присутствия духа, напористости и вместе с тем корректности. Различают корректную аргументацию, основанную на приемах логики и психологии, и спекулятивную, которую сравнивают с ударом «ниже пояса».
Логика и риторика дают ряд общих советов о правилах аргументации:
• Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.
• Аргументы должны быть достоверными: если правда имеет привкус лжи, то собеседника лучше избавить от нее.
• Способ и темп аргументов должны соответствовать особенностям темперамента собеседника.
• Аргументы должны быть не многочисленными, но яркими.
• Аргументирование не должно быть декларативным или выглядеть как «монолог главного героя».
• Четко расставленные паузы оказывают больше влияния, чем.поток слов.
• Следует открыто признавать правоту своего собеседника и соблюдать этику делового человека.
Аргументы различают по степени воздействия на ум и чувства людей: сильные, слабые, несостоятельные.
Сильные не вызывают критику, их нельзя опровергнуть: это законы, уставы, заключения экспертов, показания свидетелей, статистическая информация и т.п.
Слабые аргументы вызывают сомнения оппонентов: это умозаключения, основанные на догадках, ссылки на малоизвестные авторитеты, доводы и умозаключения личного характера и т.д.
Несостоятельные аргументы строятся на подтасованных фактах, догадках, ложных заявлениях и выводах.
Заключительная часть делового общения — выход из контакта.
В деловых кругах существует выражение: «Выходя из контакта, не хлопай дверью!» Не следует заканчивать деловую беседу спором и доказывать собеседнику, что он не прав. Чаще всего он при этом еще больше убеждается в своей правоте. «В споре нельзя одержать верх, и никогда не говорите человеку, что он не прав», — убеждает Д. Карнеги.
Для выхода из контакта важно не только выбрать наиболее подходящий момент, но и сделать это тактично. При прощании следует употребить речевые обороты, имеющие характер
добрых пожеланий и надежд на дальнейшее сотрудничество: «Всего доброго! Будьте здоровы!», «Всегда рады вас видеть! Желаю успеха!»
В процессе общения используются специальные психологические приемы формирования аттракции, скрытые приемы воздействия на собеседника, крайне важные в профессиональном общении.
Во время контакта с партнером на наши органы чувств (зрение, слух, обоняние и т. д.) поступает огромное множество сигналов от собеседника, но они не все осознаются. Если во время активной беседы нас попросят на минуту закрыть глаза и сказать, какой цвет галстука на собеседнике, то мы не всегда можем дать правильный ответ.
На сетчатке нашего глаза отражается и сам галстук, и его цвет. Но мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать, что вам говорит собеседник. Сигнал, который воздействовал на наши органы чувств, не зафиксировался в сознании, которое в этот миг было занято другим сигналом. Этот сигнал остается в сфере бессознательного, откуда оказывает свое влияние в виде эмоционального отношения. Вспомните: вас только что познакомили с человеком; через полчаса напряженной, сугубо деловой беседы вы расстались, но вас не покидает ощущение чего-то неприятного: «Какой-то неприятный осадок». Или вами овладевает чувство необъяснимой симпатии к новому для вас человеку.
Если вы хотите расположить к себе собеседника, нужно:
а) если в процессе общения посылать партнеру сигналы, чтобы они имели для него эмоциональное значение;
б) чтобы это значение было для него положительным;
в) чтобы партнер не осознал этот сигнал (был в сфере бессознательного), то может возникнуть положительный эффект: партнер по общению будет утверждать, что для него это общение было приятно.
Расположив, таким образом, человека к себе, вы с большим успехом добьетесь принятия им вашей позиции.
Приемы формирования аттракции есть индицирование партнеру сигналов, которые им не осознаются, но имеют для него эмоционально положительное значение. Проникнув
с помощью этих приемов в сферу бессознательного, эти сигналы будут определять положительное отношение человека к вам и расположат вашего партнера.
4. Приемы формирования аттракции
1. Прием «имя собственное». Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Составляющие психологического механизма данного приема следующие:
А. Имя, присвоенное данной личности, сопровождает ее от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.
Б. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, – это «обезличенное» обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят его имя – символ личности, то таким образом вольно или невольно показывают внимание к данной личности.
В. Внимание к личности – это и утверждение данной личности. Каждый человек претендует на то, что он личность. И когда эта претензия не удовлетворяется, когда кто-то ущемляет его как личность, он, конечно, это чувствует.
Г. Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.
Д. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые не обязательно осознаются человеком.
Е. Человек всегда стремится к тому, кто вызывает у него положительные эмоции.
Ж. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию (притяжение, привлечение).
Таков психологический механизм влияния приема «имя собственное»: звучание собственного имени – внимание к личности – утверждение личности – чувство удовлетворения – положительные эмоции – притяжение к источнику положительных эмоций.
Так как для любого руководителя располагать подчиненных к себе – производственная необходимость, поэтому нужно стремиться при общении с ними как можно чаще называть их по имени-отчеству.
2. Прием «зеркало отношения». Большинство людей знает, что чаще в процессе общения по-доброму улыбаются те, кто относится к ним с симпатией. В народе говорят, что глаза – это «зеркало души», а с учетом психологии: лицо – это «зеркало отношения».
Часто ли люди осознанно, преднамеренно регулируют «изображением», т.е. выражением лица. Обычно они это делают редко, а точнее, очень редко. Вот и получается, что часто внутреннее раздражение «написано» у человека на лице. Следовательно, выражение лица соответствует действительному отношению к тому или другому человеку.
Поэтому важно помнить, что мягкая, добрая улыбка обладает способностью чаще притягивать к себе, чем отталкивать. Составляющие психологического механизма данного приема следующие:
А. Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не своим врагам.
Б. Если при общении с нами у человека доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то, скорее всего, это сигнал «Я – ваш друг».
В. Друг в прямом смысле этого слова – единомышленник в значимых для нас вопросах, делах.
Г. Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Друг – это тот человек, который повышает защищенность, т.е. удовлетворяет одну из важнейших потребностей.
Д. Чувство удовлетворенности вызывают у человека положительные эмоции.
Располагать к себе подчиненных – это служебная обязанность руководителя.
Для тех, кто не умеет улыбаться «по заказу», но считает необходимым овладеть этим приемом, можно порекомендовать следующее: оставшись наедине с самим собой, улыбнитесь тому, кто смотрит на Вас из зеркала. Выполнив это упражнение, Вы вдруг почувствуете, что, во-первых, стало светлее, а во-вторых, не так сложно улыбаться тогда, когда это необходимо.
3. Прием «золотые слова» предполагает употребление слов и выражений, способствующих расположить людей к себе. Какие же слова, сказанные руководителем подчиненному, могут содействовать их сближению? «Общаясь с вами, можно многому научиться!», «У вас удивительная способность видеть прекрасное там, где другие не видят!» Услыш