Б.Г.Ананьев об индивидуальности

Индивидуальность. Детерминанты и формы проявления индивидуальности.

Личность каждого человека наделена толькоей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и его поступках. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Понятие индивидуальности (от лат. - неделимое) в современной психологии представляют системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации. Выделяется одно свойство и изучается его проявление на разных уровнях психической организации человека, например, уникальность, неповторимость: от кожных рисунков пальцев до неповторимости в поведении и деятельности. Для формирования неповторимой индивидуальности большое значение имеет биографическая ситуация и жизненный опыт. Даже хобби играет роль в формировании или саморазвитие делает человека независимым. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.

Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.

Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории: «индивид», «личность», «индивидуальность».

1. Человек как индивид предстает существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

2. Личность — понятие, выбранное для отображения соц. природы человека как носителя индивидуального начала. В это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. Однако личность— это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей. Личность – результат процесса воспитания и саморазвития .Личность – это индивид осознающий свою индивидуальность. Сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно.

Б.Г.Ананьев об индивидуальности.

Большое место индивидуальности человека уделял в своих работах Ананьев. Он видел в ней целостность, внутреннюю замкнутость свойств человека, их взаимосвязанность. Индивидуальность относится к человеку в целом. Соответственно и понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида, личности и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).

В каждой из этих подструктур существуют индивидуальные различия, которые отражают неповторимость, уникальность человека, однако они не могут рассматриваться в качестве критериев индивидуальности как целостного феномена. Индивидуальность человека — сложное многоуровневое и многоструктурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое.

Б. Г. Ананьев считал, что при изучении индивидуальности нужно учитывать два принципа — субординационный и иерархический. Первый состоит в том, что более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняютсебе более элементарные и частные психологические и психофизиологические свойства. Второй принцип допускает паритетные взаимодействия между разноуровневыми показателями. Это значит, что индивидуальные особенности низших уровней (биохимического, физиологического, психологического) могут проявляться сами по себе, без давления более высокого уровня.

Не только целостная система, но и основные ее компоненты индивидуализируются в процессе их взаимодействия.

Наши рекомендации