Социокультурные аспекты влияния семьи на развитие
Личности ребенка
Рассмотрим роль семьи в формировании личности ребенка. Семья в силу своих воспитательных возможностей, взаимных эмоциональных отношений и всего комплекса взаимодействий между своими членами, представляющими определенные личностные образцы, создает конкретные условия для физического, психологического и социального развития ребенка. Благодаря этим воздействиям семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе. Одновременно семья передает ребенку духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.
Семья рассматривается нами как общественный институт, где в основном происходит эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности. Работы отечественных ученых, посвященные исследованию становления личности в онто-, дизотногенезе –Л.И. Божович (1968, 1979); Е.В. Субботский (1976); А.В. Запорожец (1978); Д.И. Фельдштейн (1994); Л.С. Выготский (1982-1984); Г.М. Бреслав (1982); А.Н. Леонтьев (1983); М.И. Лисина (1983); С.Л. Рубинштнейн (1946, 1976); И.А. Юркова, (1971); В.И. Лубовский (1989); А.И. Захаров (1982); В.В. Лебединский (1990); Е.Т. Соколова (1989); В.Н. Мясищев (1980); Н.Л. Белопольская (1992) и др. – показали, что формирование личности, эмоциональной сферы, Я-концепции ребенка первоначально зависят от отношения к ребенку в семье, оценок родителей.
В раннем детстве важнейшую роль в развитии личности, Я - концепции ребенка играют родители и семья. Она может одинаково способствовать развитию у ребенка как положительных, так и отрицательных представлений о себе. В результате совместной деятельности и общения родители могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет большую ценность для окружающих, так и то, что существо он бесполезное и некому ненужное, особенно если ребенок обладает каким- либо дефектом, отклонением в развитии.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном детстве такой значимой группой выступают члены семьи. Признание изначальной ценности каждого человека как личности способствует индивидуальному развитию, создает предпосылки для признания на деле неотъемлемых прав человека. Вот почему значение семьи в развитии ребенка переоценить нельзя. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Именно в первые 5 лет жизни у человека, в основном формируется структура личности, закладываются основы Я-концепция. Воспитывающее влияние родителей и стремление ребенка к подражанию им играет немаловажную роль в формировании тенденции поведения и личностных черт у детей. Особенности этого поведения и отличительные личностные свойства существенно определяют Я-концепцию ребенка. Под «Я-концепцией» Р. Бернс (1986) понимает динамическую совокупность представлений индивида о самом себе, включая убеждения, оценки и тенденции поведения. В рамках нашего исследования представляется важным то, что исследователь определяет ее как важнейший регулятор социального поведения личности, способствующий достижению ее внутренней согласованности.
Переменные, относящиеся к укладу семейной жизни, которые исследователи связывают с формированием личности и Я-концепции у детей: воспитательный стиль родителей, отношения между родителями, отсутствие одного из родителей, работа матери и связанный с этим ее социальный статус, размеры семьи и старшинство среди детей. Воспитывающее влияние родителей и стремление ребенка к подражанию им играют, немаловажную роль в формировании тенденций поведения и личностных черт у детей. Особенности этого поведения и отличительные личностные свойства существенно определяют и его Я - концепцию.
Важной составляющей Я-концепции ребенка является самооценка. Самооценка может быть общей или частной (конкретной). Общая самооценка отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие самого себя. При нормальном развитии личности общая самооценка бывает положительной. Это обеспечивает человеку уверенность в своих силах, уважение к себе. Отрицательная общая самооценка приводит к неприятию себя, к комплексу неполноценного поведения или, напротив, – агрессивности и озлобленности.
Частная самооценка может по-разному соотноситься с реальными достижениями человека. Она может быть заниженной, завышенной и адекватной. Расхождения между реальными достижениями человека и его самооценкой могут приводить к серьезным личным проблемам. Завышение самооценки в какой-либо деятельности может приводить к эмоциональным вспышкам, обидам, отказу от деятельности. Заниженная самооценка приводит к повышенной тревожности, неуверенности в себе, робости и пассивности. Самооценка отражается и на оценке возможностей и результатов деятельности других людей.
На формирование самооценки в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. В первые месяцы общая самооценка развивается под влиянием родительской любви и ласкового отношения близких. После 2 лет, когда ребенок начинает осваивать разные виды деятельности, под непосредственным влиянием оценки взрослых начинает формироваться частная самооценка. В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной.
Частная самооценка формируется на основании оценок взрослых и на основании собственного опыта ребенка. Общая самооценка проявляется в его положительном самоощущении, доверчивом отношении к другим. Эта общая самооценка становится фундаментом формирования личности. При дефиците родительской любви у ребенка не возникает общей положительной самооценки, что приводит к различным деформациям в развитии личности, нарастающему чувству неполноценности, страху перед новым, агрессивности, озлобленности и т.п. Отсутствие положительной общей самооценки в раннем возрасте, особенно в условиях онтогенеза, трудно компенсировать в более поздние периоды. Как правило, именно этот фактор становится причиной возникновения вторичных отклонений поведения, обусловленных негативной оценкой как достижений, так и самого ребенка..
В зарубежной психологии изучению роли семьи в развитии личности ребенка посвящены исследования К. Хорни (1993); Г. Салливан (1953); Э. Эриксон (1993); Роберт Бернс (1986); Э. Берн (1995) и др.
Итак, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод, что большая роль в формировании Я-концепции личности, в процессе индивидуального развития человека играет семья.
Индивидуализация (самобытные, оригинальные неповторимые черты личности) – непременное условие развития и совершенствования личности. В семье у ее членов формируются многие жизненно важные нравственные черты, вырабатываются нормы поведения, эмоционально-нравственные ценности.
Семья оказывает влияние на формирование характера личности. Впечатления, полученные в раннем детстве, являются наиболее сильными и устойчивыми. Они оказывают заметное влияние на развитие человека, его поведение и образ жизни в последующем.
Вследствие зависимости ребенка от родителей и его любви к ним родитель, по мнению многих психологов, имеет уникальную возможность оказывать избирательное подкрепляющее воздействие на весь процесс научения ребенка, на его представления об идеале поведения, на самовоспитание.
Э. Бёрн считает, что то, чему учится ребенок от 2 до 5 лет, в преобладающей степени определяет, как он будет в течение всей своей жизни обращаться с людьми [17]. Родители ребенка - его ближайшие учителя. И это именно те люди, обращение с которыми для него важнее всего, поэтому он учится главным образом у них. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции, учится воздействовать на других людей. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию, когда сдерживать свои реакции.
В контактах со взрослыми ребенок создает себе образ собственного «Я», понятие о котором развивается под влиянием одобрения людей, которые пользуются авторитетом в общественной среде. Для формирования собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.
При чрезмерно требовательной позиции родители хотят силой «дотянуть» свое дитя до модели идеального, созданного в их воображении ребенка, это часто проявляется в семьях, имеющих аномального ребенка. Иногда за этой моделью кроются собственные неосуществившиеся мечты. При такой позиции родителей у ребенка легко развивается ощущение неполноценности, т. к. его постоянно поправляют, поучают. Поэтому он чувствует себя очень неуверенно.
При чрезмерно оберегающей позиции родители видят в ребенке образец совершенства, поэтому относятся к нему некритично, что затрудняет ему возможность дать себе правильную самооценку. Такая позиция способствует образованию у ребенка чрезмерной уверенности в своих силах, переоценке своих возможностей. Очень часто это приводит к потрясениям при возникновении конфликтов с ровесниками и затруднений в общении со взрослыми. Ребенок не может понять и осознать свои достоинства и недостатки.
Дети, реально оценивающие себя с помощью родителей учителей, осмысливают свои недостатки и по мере возможности их устраняют.
А.И. Захаров [59] отмечает, что родители, дети которых страдают неврозами, часто сами имеют невротическую линию в формировании личности. Взрослые, испытывающие в своем детстве жестокость родителей, как правило, переносят потом это отношение на собственных детей. Такие родители изначально запрограммированы на плохое обращение с детьми, хотя вовсе не обязательно, что эта запрограммированность непременно будет реализована. Для них характерны, как правило, завышенные ожидания и требования по отношению к своим детям. Из-за того, что у них самих было тяжелое детство, такие родители часто испытывают страх быть отверженными детьми. Страдая от собственной неуверенности, заниженной самооценки, меньшей сопротивляемости жизненным невзгодам, они ждут, что ребенок станет для них источником твердости, уверенности и любви.
Эмоциональной основой любви детей к родителям является чувство восхищения ими, справедливость взрослых, их мудрость, деликатность и другие высокие человеческие качества. Это создает близость детей и родителей. Родителям, прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитать себя, развивать и совершенствовать свою личность постоянно.
Среди причин, способствующих формированию патологических черт личности и невротических симптомов Е.Т. Соколова (1985), отмечает внутрисемейные конфликты, отсутствие одного из родителей, неправильные воспитательные позиции отца и матери, раннюю изоляцию ребенка от семейного окружения и др. Эти проявления могут быть рассмотрены как вторичные, социально обусловленные дефекты развития аномального ребенка.
Если обратиться к детству как источнику появления искажения наиболее существенных образований личности то в числе таких образований можно проследить формирование образа Я, играющего немалую роль в обеспечении эффективного функционирования личности. Есть основания считать период до 3-5 лет решающим в формировании «базального – Я», ощущение «какой Я» складывается раньше, чем «кто Я». Период дошкольного детства, особенно ранний возраст до 3 лет, является сензитивным в развитии отношений. Дефицит эмоционального общения с близкими людьми ведет к устойчивым и малообратимым искажениям личности уже повзрослевшего ребенка. «В этой связи привлекает внимание так называемый синдром „аффективной тупости”. Его основной радикал – своеобразная неспособность к привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими, отвержение себя и других, что может находить выражение в агрессии, направленной вовне и на собственную личность» [18, с.18]. Психическим механизмом психопатического развития можно считать недостаточную сформированность чувства привязанности в раннем детстве.
Другой вариант искаженного развития напоминает тип так называемой «невротической личности». Основные черты такой личности: повышенная тревожность, неуверенность, зависть, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности. Подобно психопатам, невротики также испытывают затруднения в установлении доверительных отношений с другими людьми, однако не столько из-за отсутствия душевного тепла, а сколько из-за неуверенности в себе. Впоследствии эти личностные особенности проявляются в стиле родительских отношений: существует связь между жестокостью родителей и отвержением их самих в детстве, влияние низкой самооценки матери на формирование заниженной самооценки у ребенка. В частности, Боули [18] выделяет следующие типы патогенного родительского поведения:
1) родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви или полностью отвергают его;
2) ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;
3) использование угрозы «разлюбить» ребенка или покинуть семью, используемые как способ дисциплинирования;
4) внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;
5) отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания.
Неразвитость этих отношений лежит в основе психопатического варианта аномалии, а их нарушение – в основе невротического варианта. Оба вида этих аномалий имеют в качестве общего радикала искажение самооценки и нарушение межличностных отношений.
Неразвитость отношений привязанности между родителями и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я», что, в свою очередь, приводит к глобальному отвержению мира социальных отношений. Такому человеку недоступно чувство общности и единения с другими людьми, также как и другим не дано пробиться к его душе. Дефицит позитивных эмоциональных связей в семье затрудняет идентификацию с родителями, а это вынуждает ребенка искать образцы сопереживания и подражания вне семьи.
Ребенок, часто разлучаемый с родителями, к которым он привязан, бессознательно начинает ощущать, что его любят за «что-то» и что он в любую минуту может потерять расположение близкого человека. Эта ситуация «условного приятия» рождает, с одной стороны, неуверенность в ценности собственного Я, низкое самоуважение, иногда доходящее до самоуничижения, с другой – постоянное стремление заслужить любовь другого человека, всеми силами удержать ее, т.е. зависимость от объекта привязанности (К. Хорни). Кроме того, чувство тревожности, отсутствие доверия к себе оборачивается враждебностью и подозрительностью к другим.
Нарушенные семейные отношения, неправильное воспитание могут рассматриваться как причины возникновения личностных деформаций. Некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или неверными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной функции семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным влияниям в формировании их личности. К длительно действующим психотравмирующим факторам относится прежде всего неблагополучная обстановка в семье: часты скандалы, ссоры. Они вызывают у ребенка перенапряжение тормозного процесса и срыв.
Поскольку воспитание характеризуется, прежде всего, определенными сторонами отношения родителей к детям, их можно выделить в виде трех групп факторов невротизации детей.
К факторам первого порядка можно отнести следующие стороны отношения родителей:
1. Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных чувств и переживаний: гиперопека матери, основанная на тревожности и страхе одиночества; нервные срывы в виде крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей, а также бесчисленные замечания и педантичное предопределение образа жизни детей, исходящее из мнительности родителей или чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.
2. Неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители приписывают или обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознается должным, своевременным образом.
3. Непоследовательность суждений, когда родители говорят одно, а делают другое, или мораль носит отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером.
4. Родители не могут стабилизировать кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхами и тревогами и иногда упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть достаточно легко устранимы адекватным психологическим воздействием.
5. Родители не могут установить ровных, доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.
Факторы второго порядка:
1. Непонимание своеобразия личностного развития детей, их индивидуальных особенностей.
2. Непринятие детей. Под этим подразумевается, с одной стороны, нежелание иметь ребенка вообще или преждевременность его появления, когда его еще «не ждали», а также несоответствие его полу, ожидаемому родителями. С другой стороны, это непринятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера. Непринятие – одна из причин возникновения невроза страха у детей, чей жизненный тонус первично понижен вследствие предшествующего стресса матери в связи с нежеланной беременностью: непринятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, именно тогда, когда требуется максимум эмоционально – теплого отношения к ним матери.
3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий и патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей.
4. Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается: недостаточным учетом ситуации момента; несвоевременным откликом; фиксацией проблем; трафаретностью, запрограммированностью требований; отсутствием альтернатив в решениях; предвзятостью суждений; навязыванием мнений. Неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей: недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток – недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.
5. Непоследовательность в обращении с детьми – существенный фактор невротизации, создающий эффект «ошибки» в результате меняющихся и противоречивых требований родителей.
6. Несогласованность отношений между родителями, обусловленная наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.
Факторы третьего порядк:
1. Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители всегда в той или иной мере переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими выходящими из-под контроля чувствами.
2. Тревожность в отношениях с детьми, которая выражается в следующем: беспокойство и паника по любому поводу; стремление чрезмерно опекать ребенка и не отпускать его от себя; предохранение от всех большей частью воображаемых опасностей; «привязывание» детей к себе, в том числе к своему настроению, чувствам, переживаниям; непереносимость ожидания и нетерпеливость, сомнение в правильности своих действий и одновременно навязчивая потребность постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.
3. Доминантность в отношениях с детьми: безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения; категоричность суждений, приказной тон; стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя; навязывание мнений и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и т.д.
4. Гиперсоциальность – особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, характер. Этому стилю присущи и элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта, искренности и непосредственности в выражении чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной заданной программе, не учитывая своеобразия его личности, возрастных потребностей и интересов.
5. Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту. В таких случаях дети легко заражаются этими чувствами и переносят их в какой-то мере на отношения со сверстниками, что создает проблемы в установлении искренне – дружеского, непосредственного общения.
6. Недостаточная отзывчивость или нечуткость родителей. Неотзывчивость, преимущественно со стороны матерей, оказывает большое патогенное действие в первые годы жизни детей, создавая эффект психической депривации.
7. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами; аффектность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность с доминантностью, завышенные требования с родительской беспомощностью и т.д.
В итоге хочется отметить, что нарушения поведения у детей не возникают, если родители любят и добры к ним; отзывчивы к их нуждам и запросам; просты и непосредственны в обращении; позволяют детям выражать свои чувства.
Рассмотрим социокультурный аспект традиций семейного воспитания. Исторический обзор состояния семейных отношений в России выявил существенное изменение традиций воспитания. Первые проявления кризиса семьи наметились в послереволюционный период, о чем свидетельствуют многочисленные статьи русской интеллигенции того времени. В статье «Об интеллигентной молодежи» А.С. Изгоев [67] описывает семью русских интеллигентов. Яркое, хотя и парадоксальное свидетельство, иллюстрирующее один, почти всеобщий для русской интеллигенции, факт: «родители не имеют влияния на своих детей, заботятся или нет, авторитетами или нет они являются – результат один. Настоящей истинной связи между родителями и детьми не устанавливается и даже наблюдается более или менее скрытая вражда, душа ребенка „развивается от противного”, отталкиваясь от души своих родителей». Русская интеллигенция бессильна создать свою семейную традицию, считает автор, она не в состоянии построить свою семью. У русской интеллигенции семьи нет. Наши дети воспитательного влияния семьи не знают. Семья не тольконе порождает вождей, она неспособна сохранить даже просто физической силы детей, предохранить их от раннего растления, при котором нечего и думать о каком-либо прогрессе [67, с.19]. «Воспитательное влияние школы еще меньше. А если и существует влияние школы на выработку мировоззрения, то чисто отрицательное. В школе ребенок чувствует себя как во вражеском лагере, в представлении ребят, школа – это большое зло, но, к несчастью, неизбежное, его нужно перетерпеть с возможно меньшим злом для себя ущербом: надо получить наилучшие отметки, не отдать школе возможно меньше труда и глубоко спрятать от нее свою душу. Обман, хитрость, притворное унижение – все это законные орудия самообороны. Учитель – нападает, ученик – обороняется. В довершение всего в этой борьбе учитель приобретает себе дома союзников в лице родителей, взгляд которых мало чем отличается от учительского», – писал Изгаев.
Воспитание ребенок получает в своей товарищеской среде. Товарищество, по мнению автора, – единственное влияние, которому подвергаются дети, но оно во многом опасно и вредно (становится отщепенцем, уродуется личность, враждебен окружающему миру и др.).
Если не смотреть на год издания этой статьи (1909), то кажется, что читаешь заметки из современных психологических исследований по проблемах детства. Так же часто бессильны сегодня родители в вопросах воспитания нравственных ценностей у детей, так же бывает разрушительно влияние сверстников, школы…
Особенности семейного воспитания в советский период представлены в работе В.Е. Кагана «Тоталитарное сознание и ребенок» (1993). Семья рассматривается им с точки зрения феномена советской семьи, а ее члены – представители феномена «ГОМОСОВЕТИКУС». Общие черты такой семьи охарактеризованы автором следующим образом: догматичность сознания, закрытость его эмпирическому опыту при некритическом доверии «коллективному разуму», раздвоенность приватного и социального Я; инфантильность упований на внешние инстанции и перенос на них ответственности за неудачи, постоянный страх, отсутствие чувства стабильности и безопасности. Ведущий мотив поведения – избегание неудач, а не достижение новых позитивных результатов; занижение самооценки и чувства собственного достоинства, недостаточное принятие своего Я; недостаточная рефлексивность при высокой нормативности.
Наиболее яркая черта тоталитарного семейного воспитания – противостояние взрослых детям, вызывающее ответное противостояние детей взрослым. «Подобно тому, как перенесший операцию ребенок „делает операции” своим куклам, семья отреагирует переживание тоталитарного прессинга в общении с ребенком» [68, с.15].
Семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но принимает ее парциально: все желательное – от влияния семьи, а нежелательное – вопреки ей, из-за дурного влияния друзей, улицы, школы, средств массовой информации и прочего. Это приводит к тотальному контролю всей жизни ребенка, переживаемому им как недоверие, отрицание, унижение и вызывающему протест. Поведение родителей строится так, как если бы ребенок был не просто «чистой доской», а изначально нес в себе все зло мира, выкорчевать которое есть добро воспитания. В этой «корчующей» педагогике ребенок из субъекта социального и взаимодействия превращается в объект воздействия, манипулирования, считает Каган. Вместо воспитания навыков опрятности и личной гигиены – борьба с нечистоплотностью, вместо воспитания щедрости – борьба с жадностью и т.д. Взрослый постоянно апеллирует к «злу» в ребенке, так что от его любви до ненависти – часто, действительно, один шаг.
Скованная ограничениями тоталитарного бытия и собственного тоталитарного сознания семья в любом проявлении самостоятельности ребенка, которая не согласуется со стандартами этого бытия, видит прямую угрозу его будущему, а поэтому стремится эту САМОСТЬ подавить, отсечь. Ребенок не принимается таким, каков он есть. Ему предписывается быть таким, каким он быть не может и не хочет; это становится либо магистральной целью воспитания, либо платой ребенка за право хоть в чем-то быть самим собой.
Занижение самооценки и самоуважение взрослых переводят родительское поведение из сферы самореализации в сферу самоутверждения. Партнерство с ребенком как с личностью вытесняется потребностью в главенстве над ним, сообщающему взрослому дополнительное чувство собственной значимости и самоуважения. Послушание при этом рассматривается как одна из главных добродетелей ребенка. При этом, родители почти постоянно провоцируют «протестное» поведение и, следовательно, непослушание. Комплекс свойств тоталитарного сознания определяет и содержание вербального воспитания, замечает В.Е. Каган. Львиную долю в нем занимает «нельзя», «не надо», «плохо» и т.д. Вместе со всем уже сказанным это приводит к тому, что оценка поступка подменяется оценкой ребенка: «ты плохой». Ребенком это воспринимается не только как удар по самоуважению, но и как угроза его отторжения. Живущий в постоянном страхе и знающий, что «все нельзя», ребенок не может самостоятельно вывести, что и как надо, можно, хорошо. Он живет в мире «от противного», как правило, непосильного для его только еще формирующегося самосознания.
По существу, тоталитарное сознание придает семейному (и не только семейному) воспитанию характер психологического насилия.
Нельзя не согласиться с автором, что атмосфера тоталитарного сознания и порождаемого им насилия создает тот контекст семейного воспитания, в котором даже отдельные ненасильственные действия воспринимаются ребенком как насилие, вызывая неожиданные для взрослых эффекты, вновь стимулирующие тактику насилия.
О роли психологического насилия в возникновении серьезнейших личностных деформаций все чаще появляются публикации в психологической литературе (Каган В.Е. (1994); Большунов А.Я., Лисин В.С. (1999) и др.). Возможно, пришло время пересмотреть роль семейного неблагополучия, школьных трудностей в возникновении эмоционально-личностных проблем у детей и признать психологическое насилие в детско-взрослых отношениях как центральный фактор, вызывающий эти нарушения.
Анализируя традиции воспитания в постсоветский период, А.Я. Большунов (1999) пишет: «Жертвой и делом реформации стали дети, юношество. Ничего подобного произошедшему не знала российская история: подрастающие поколения были просто вычеркнуты из обращения общества, его настоящего и будущего» [24,с.75]. С упразднением пионерской и комсомольской организации институты социального и социокультурного самоопределения юношества прекратили существовать (а ведь доминанта деятельности по социокультурному и социальному самострою является характеризующей чертой молодежи – фактором, абсолютно необходимым для её нормального развития – взросления). Речь идет о размывании механизмов социализации молодежи, считает автор.
Но и сейчас отсутствует такой важный аспект социализации, как причастность, приобщенность, призванность к историческому действу и общественной жизни. Причастность зиждется на идеологии общественного и исторического призвания (миссии поколения: идеологии, состоящей в убеждении, что именно мы, наше поколение, призвано разрешить те «великие жизненные вопросы» (В. Соловьев), перед которыми общество поставлено своей историей, судьбой. «Это философия исторического оптимизма. О каком призвании можно говорить в отношении человека, который не знает, кто он, и который, едва вступив в жизнь, вынужден добывать себе хлеб не трудом, а унижением?» - пишет А.Я. Большунов.
Результатом проводимой молодежной политики стали «американизация», «европеизация» молодежной субкультуры. Это проявляется в оторванности от культуры отечественной.
Жизнедеятельность человека не сводится к отправлению биологической жизни или точнее – она осуществляется социокультурными, экономическими и прочими отношениями. В этих отношениях человек реализует себя, соответственно, как социокультурный, социальный, экономический, бытовой и т.д. субъект, вследствие чего исследователь считает возможным и необходимым говорить об «экологии культуры», об «экологии детства», в конечном итоге – об экологии человека как совокупности отношений, в которой люди полноценно и всесторонне реализуют себя в своих собственно человеческих качествах и ипостасях, сообразуют свою жизнь с ее человеческим смыслом.
Требования экологичности является своего рода «категорическим императивом» человеческого общежития и управления общественной жизнью людей, поскольку там, где это требование игнорируется, общество утрачивает свое предназначение, свой человеческий смысл, какие бы цели оно перед собой ни ставило.
Основной акцент в работе Большунова и его соавторов делается на экологию семьи и личности, достоинств и социального качества человека и экологии детства (условий, в зависимости от которых находится самоощущение и развитие ребенка, которыми ему предоставляются социальные и социокультурные перспективы и возможности их осуществления).
Интересен стихийно открытый опыт семейного воспитания детей в изолированных культурах. Маргарет Мид [95] в книге «Культура и мир детства», описывая опыт изолированных культур островов Океании, приводит несколько типов семейного воспитания. Так, воспитание на Само носит характер большой семьи. Дом не доминирует над жизнью ребенка и не искажает его. Помимо отца, есть десятки родственников, которые накормят и приласкают ребенка независимо от того, свой он или чужой. Ребенок воспитывается не отдельным лицом, делающим себе подобного, а армией родственников в соответствии с общепринятыми стандартами.
Племя Манус в Новой Гвинее отличается отцовским характером воспитания и полной свободой ребенка. В раннем детстве о ребенке заботятся только родители. Своим бдительным надзором они обеспечивают ему безопасность при ознакомлении с миром. Каждый успех ребенка, честолюбивая попытка получает одобрение, на мелкие неудачи не обращают внимания. Ребенок, в их понимании, – повелитель вселенной. Формирование личности ребенка в очень большой мере определяется тесными связями со взрослой личностью. В родительских заботах взрослых мужчин о своих детях Манус обрели великолепный социальный механизм переноса их личностных характеристик на следующие поколения.
В племени Горных Арапешей жизнь сорганизована вокруг одного главного стержня: мужчины и женщины объединены общим делом – воспитанием. Их основные ценностные ориентации направлены не на себя, а на нужды подрастающего поколения. Это общество, в котором мужчина рассматривает ответственность, власть, общественное положение как обременительные обязанности, от которых он готов отказаться, как только его старший сын достигнет половой зрелости. Агрессивность, конкуренция, стяжательство заменены на чуткость и внимание к нуждам других. «Вынашивают» ребенка и мать, и отец, считая, что ребенок создается родителями в течение нескольких месяцев. Уход за новорожденным осуществляют также вместе. В течение первых лет жизни ребенок не остается один, хотя система запретов сведена до минимума. Родители приходят на помощь только в случае опасности, не изводя ребенка запретами. Каждый успех ребенка, его честолюбивая попытка получает одобрение, а на небольшие удачи не обращают внимания. Плач ребенка – это трагедия, которую следует избегать любой ценой.
Знакомя ребенка с новыми людьми, животными, предметами, много раз повторяют, например, «хорошая собачка». Это внушает доверие ребенка к окружающему миру. Подросшего ребенка могут брать в семьи родных, везде ребенок чувствует себя хорошо, сфера его доверия расширяется. От ребенка не требуют, чтобы он быстрее приобретал какие-то навыки, воспитание сводится к тому, чтобы отрицательные эмоции не могли повредить никому, кроме них самих, – растаскивают драчунов и позволяют кричать и валяться.
Таким образом, были стихийно открыты общие закономерности воспитания уверенных в себе и своей значимости личностей Этот опыт интересен и в вопросах формирования положительной самооценки ребенка в семье, коррекции и профилактики негативных черт личности ребенка, особенно в условиях того или иного дефекта развития.
2.5. Подходы к «интеграции» и «нормализации»
в специальном образовании как условие оптимизации
психического развития ребенка
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей (по материалам Н.С. Грозной, Цит. по: [131].
Вопросы нормализации и интеграции рассматриваются в рамках работы Международной централизованной организации Инклюшн Интернешнл, которая включает 169 организаций, представляющих 105 стран. Волтер Айгнер, Президент НФПУ (Норвежский союз людей, страдающих задержками психического развития, входящий в эту организацию, разъяснил понятие включения: «Мы можем представить себе человеческое сообщество, где люди, страдающие различного рода