Тема 11. Теоретические основы диагностики интеллекта и способностей
Прежде всего, необходимо отметить, что интеллект является метанаучной категорией, сложным, многоаспектным объектом исследования. В связи с этим, в ситуации диагностики неизбежна редукция исходного понятия до измеряемого состояния – «психометрический интеллект».
Достаточно удобной, на наш взгляд, является модель интеллекта Г.Айзенка, который предлагает рассматривать три уровня интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Психометрический интеллект – то, что измеряется с помощью психологических тестов, а именно, способность к решению различного рода задач. Как отмечает А.Анастази, поскольку большинство задач в тестах интеллекта связано с обучением, «психометрический интеллект» по сути есть интеллект академический, образовательный.
Само понятие «интеллект» впервые оформилось в качестве научной психологической категории благодаря тестологии. На основании многочисленных факторных исследований сложились две прямо противоположные линии трактовки природы интеллекта: одна связана с признанием общего фактора интеллекта, представленного на всех уровнях интеллектуального функционирования (позиция Ч. Спирмена), другая – с отрицанием какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждением существования множества независимых интеллектуальных факторов (позиция Л. Терстоуна).
История развития тестологических исследований, опирающихся на факторные теории интеллекта, показала, что более жизнеспособной оказалась точка зрения Ч.Спирмена. Наличие генерального фактора интеллекта (фактора G), а также совокупности подчиненных ему специфических факторов, проявляющих себя при решении конкретных задач (S-факторов), признавали многие теоретики интеллекта. Фактор G, по Ч.Спирмену, это некая «умственная энергия», а именно, фактор G – это и есть собственно интеллект. G-фактор обладает определенной степенью инерции и колебания энергии, то есть скоростью перехода от одного вида активности к другому и легкостью ее восстановления после работы. Генеральный фактор латентен и по-разному проявляется при решении различного типа задач. Максимальным его влияние оказывается в действиях, протекающих во внутреннем плане, минимальным – в непосредственных взаимодействиях индивида с объектами окружающей среды.
Теория Ч.Спирмена послужила основанием для ряда последующих моделей интеллекта. В модели интеллекта Р.Кеттелла фактору G соответствует в большей степени «флюидный» интеллект как потенциальная способность к интеллектуальной деятельности. На базе «флюидного», свободного от культуры интеллекта под воздействием окружающей среды формируется «кристаллизованный» интеллект (знания и интеллектуальные навыки личности).
Модель Дж.Равена рассматривает интеллект как совокупность продуктивных (способность выявлять связи и соотношения, непосредственно не представленные в заданной ситуации) и репродуктивных (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию) способностей (Дж.К.Равен, Дж.Х.Курт, Дж.Равен, 1997).
Иерархические модели, наиболее известной из которых является модель Д.Векслера, рассматривают интеллект в качестве иерархии способностей различного уровня, возглавляемой G-фактором.
Современная тестология переживает серьезный кризис, проявляющийся в накоплении большого числа противоречий методического (конструирование тестов), методологического (правомерность теорий интеллекта) и содержательно-этического плана (К.М. Гуревич, 1980; М.А. Холодная, 1997). Наиболее проблематичной является возможность применения психометрических методик в качестве оценки интеллектуальных свойств индивида и прогнозов относительно будущих достижений. Ярким примером можно считать активно проводившуюся в 60-70-х годах XX века американскими психологами «IQ-дискуссию», результатом которой явилось признание неоднозначности интерпретации результатов существующих тестов интеллекта. В России аналогичная дискуссия состоялась в 2004 году и высветила различные точки зрения на проблему использования интеллектуальных тестов (М.К.Акимова, 2004; Д.Б.Ьогоявленская, 2004; Л.Ф.Бурлачук, 2004; А.Н.Лебедев, 2004; Д.В.Ушаков, 2004; М.А.Холодная, 2004; А.Г. Шмелев, 2004 и др.).
Несмотря на существующие противоречия, тестологическая парадигма в западной психологии интеллекта оказывает существенное влияние на исследования в этой области. В факторных моделях интеллекта в наиболее явной форме проявляется операциональный подход к его изучению, а именно, интеллект как психологический конструкт рассматривается в тесной взаимосвязи с процедурой его исследования. Основная суть измерительного подхода – в процедуре и содержании тестовых задач, которые являются моделью некоторой деятельности (в данном случае интеллектуальной), как любой психологический эксперимент (В.Н. Дружинин, 1999).
Показатель IQ отражает скорее не уровень интеллекта, а степень приобщенности индивида к культуре. «IQ является отражением предшествующих достижений в обучении и предиктором последующих. Поскольку функции, которыми овладевают в процессе получения образования, имеют первостепенное значение в современных культурах с передовыми технологиями, показатель по тесту академического интеллекта служит также эффективным предиктором успешной профессиональной или иной деятельности в таких культурах» (А. Анастази, С. Урбина, 2001; с.326).
В целом, в основании измерительного подхода лежит представление об «идеальном интеллекте» как некотором гипотетическом конструкте. Предполагается, что распределение людей по уровню интеллекта аналогично большинству биологических и социальных признаков описывается законом нормального распределения. Традиционная психометрика является составной частью дифференциально-психологических исследований, позволяющих выявлять индивидуальные отличия в интеллекте по сравнению со статистическими нормами, но не объясняющих механизмы выполнения различного типа интеллектуальных задач.