Саморазвитие как развитие субъективной реальности
Одними из первых в отечественной психологии дали определение и обосновали отличительные признаки саморазвития В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев. Разрабатывая антропологическую модель субъективной реальности, авторы обосновали необходимость рассмотрения развития человека в следующих контекстах:
· по схеме процесса (как естественную временную последовательность ступеней, периодов, стадий);
· по структуре деятельности (как совокупность способов и средств «развития», где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию);
· как саморазвития (фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования).
Первый контекст акцентирует временную детерминацию развития и его развертку по сущности природы. Второй контекст подчеркивает целевую детерминацию и развертку развития по сущности общества. Третий контекст включает еще одну детерминанту – ценностно-смысловую. В таком случае развитие для человека – это цель, ценность, а иногда и смысл жизни.
В антропологической модели саморазвитие рассматривается как развитие человеком своей собственной самости. В саморазвитии как способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования обнаруживается, согласно данной модели, субъективность. Субъективность как центральная категория психологической антропологии выражает сущность внутреннего мира и родовую специфику человека, отличает его способ жизни от всякого другого. Природа человеческой субъективности находит свое высшее выражение в способности к рефлексии как в основополагающем механизме ее становления и развития в онтогенезе.
Согласно такому подходу, саморазвитие осуществляется в ходе жизнедеятельности человека через проявление им собственной активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания самого себя. Саморазвитие выражает в активной форме особенности внутреннего мира личности, который находится в процессе постоянного становления, развития.
В.И. Слободчиковым Е.И. Исаевым предложена периодизация, в которой развитие рассматривается как процесс становления внутреннего мира, субъективной реальности, как становление субъекта собственной жизнедеятельности, осуществляемое в тесной связи с социальным окружением.
В качестве исходных понятий выступает «со-бытийная общность» и «само-бытность». Co-бытийная общность – это способ существования связи человека с другими людьми, без этой связи само развитие происходить не может. На первых порах роль другого выполняет мать, затем близкие люди, общественный взрослый, все человечество (в пределе). Само-бытность — это как бы выход из общности, индивидуализация, возможность проявить самостоятельность, творить новое. Выделяются кризисы рождения и кризисы развития. Авторы считают, что человек рождается несколько раз. Конечно, биологическое рождение и биологическая смерть происходят только однажды, однако «рождение» человека как личности происходит неоднократно. Оно осуществляется в период вхождения в новую общность, когда принципиально меняется режим индивидуальной жизни. Кризис развития происходит в тот момент, когда обнаруживается разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания, когда возникает противоречие между чем или кем желает стать человек и его возможностями (например, для ребенка противоречие выражается в следующем: «Хочу быть, как ты, – и не могу стать, как ты»).
Кризисы рождения и развития перемежаются стадиями: стадией принятия и стадией освоения. За кризисом рождения следуют стадии принятия, т.е. принятие партнерами друг друга в новых обстоятельствах. За кризисом развития – стадии освоения – способность самостоятельно по собственной инициативе строить и налаживать взаимодействия.
Наконец, выделяются пять ступеней субъективности: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация. Схематически периодизация представлена в таблице 2.
Таблица 2
Интегральная периодизация субъективной реальности
(по В. И. Слободчикову)
Ступени субъективности | Период становления со-бытийности | Период становления само-бытности | ||
Кризисы рождения | Стадии принятия | Кризисы Развития | Стадии освоения | |
Оживление | Родовой кризис: 0 – 2 мес. ±3нед. | Новорожденность: 0,4 – 3,5 мес. | Кризис новорожденности: 3,5–7 мес. | Младенчество: 6 –12 мес. |
Одушевление | Кризис младенчества: 11 –18 мес. | Раннее детство: 1,5 – 3 года | Кризис раннего детства: 2,5 – 3,5 года | Дошкольное детство: 3 года – 6,5 лет |
Персонализация | Кризис детства: 5,5 – 7,5 лет | Отрочество: 6,2 –11,5 лет | Кризис отрочества: 11 –14 лет | Юность: 13 –18 лет |
Индивидуализация | Кризис юности: 17 – 21 год | Молодость: 19 – 28 лет | Кризис молодости: 27 – 33года | Взрослость: 32 – 42 года |
Универсализация | Кризис взрослости: 39 – 45 лет | Зрелость: 44 – 60 лет | Кризис зрелости: 55 – 65 лет | Старость: 62 –... |
Проанализируем коротко содержание этих ступеней.
На первой ступени – оживления – ребенок вместе с родным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, «вписывая» себя в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение этой ступени – подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорах, двигательных, общительных, действенных измерениях.
На второй ступени – одушевления – ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредованные формы общения в плане совместных имитационно-предметных действий с реальным партнером и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два значимых события стоят в начале новой ступени развития – прямохождение и речь – способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Это ступень овладения культурными навыкам и способностями, здесь ребенок впервые открывает свою собственную личность («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений.
На третьей ступени – персонализации – партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей: учитель, наставник, мастер и т.п.,; вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия: в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее. Кульминационным моментом личностного развития на этой ступени является проявление способности к саморазвитию, однако реализация ее ограничена тем, что человек не) достигает еще внутренней свободы, несмотря на выраженное стремление к взрослости, не может освободиться от зависимости от других людей.
На четвертой ступени – индивидуализации – портретом молодого человека становится человечество (в определенные пределах), с которым он вступает в деятельностные отношения опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Индивидуализация общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Обособляясь от оценок окружающих, человек становится ответственным за свою личность, которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.
Последняя – пятая ступень – универсализации –знаменует выход за пределы собственной индивидуальности и одновременный вход в пространство общих сверхчеловеческих ценностей как в «свое другое». Соучастником в построении универсального события является Бого-человечество, когда личность осознает универсальность своей духовной сущности независимо от того, является она верующей или нет.
Таким образом, процесс саморазвития – как сущностная форма бытия человека – начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее. Но человек долгие годы может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Эту роль очень долго и слишком часто берет на себя не индивид, а общность, в которой он живет, с которой взаимодействует. Хотя саморазвитие всегда внутренний, даже интимный, процесс, касающийся отдельного человека, в то же время это процесс объективный, осуществляемый совместно со значимыми другими. Саморазвитие как объективный процесс осуществляется на протяжении всей жизни. Возникает вопрос: всегда ли человек берет инициативу саморазвития в свои руки, становится полноправным его субъектом? Согласно приведенной периодизации, при благоприятных условиях это происходит на ступени персонализации, когда отрок проявляет интерес к постановке задач самоопределения, изменения и совершенствования своей личности. На двух предшествующих ступенях – оживлении и одушевлении – идет подготовительная работа, когда ребенок, проявляя инициативу и достигая определенных результатов, часто не всегда осознанно выстраивает свою личность. Подражая общепринятым образцам (не только положительным), он обретает самостоятельность, учится возлагать на себя ответственность, в актах самоопределения выражает свою личность и познает ее.
Итак, на каждом возрастном этапе саморазвитие через конкретные акты самопостроения личности дает возможность решить задачи возраста, вплоть до задачи стать полноправным и независимым субъектом собственного саморазвития, своей жизни и судьбы, насколько это позволяют сделать складывающиеся обстоятельства. Все сказанное дает возможность анализа проблемы саморазвития в контексте жизненного пути человека. Единицей анализа жизненного пути являются события, к которым относятся события среды, события поведения человека в окружающей среде и события внутренней жизни. Подлинное саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором собственной жизнедеятельности, который способен не подчиняться обстоятельствам, а творить их, определять перспективы самосуществования.
С этих позиций в качестве единицы анализа саморазвития, его «кирпичика» рассматривается акт самопостроения личности как способность воплощаться в то, что совсем недавно было осознанным или неосознанным проектом самого себя. Самопостроение–это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через акты самопостроения в конкретной ситуации. Процесс этот довольно сложен, в самом общем плане суть его состоит к следующем. Человек способен за счет механизмов самопрогнозирования строить модель реального Я, т. е. проецировать себя в близкое будущее, ограниченное конкретной ситуацией. Эта Модель воплощается в реальное Я. В итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем качестве либо воссоздает себя в качестве новом. И то и другое, накапливаясь, трансформируясь, воспроизводит личность уже на новом уровне. Поэтому личность всегда находится в движении, в процессе саморазвития. Другое дело, какой характер носит это саморазвитие: позитивный или негативный, прогрессивный или регрессивный, насколько существенны и устойчивы позитивные и негативные изменения.