Организация учета катамнеза

Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педаго­гической, медицинской диагностики, но и по некоторым более об­щим показателям:

· удовлетворенность учащегося и родителей пребыванием в уч­реждении;

· уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);

· способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;

· успешность в овладении адекватными возрастному этапу и осо­бенностям ребенка видами деятельности.

Необходимость анализа эффективности ППМС-сопровождения требует использования метода катамнеза (оценки актуальных характеристик ребенка и его успеваемости при переходе его в другое обра­зовательное учреждение).

Представляется целесообразным сбор катамнеза организовывать через полгода после перевода ребенка (с целью оценки характера его краткосрочной адаптации), а затем раз в год (с целью оценки долго­срочной адаптации и дальнейшей динамики развития).

Задачи изучения катамнеза:

1. Оценка характера и времени адаптации ребенка к новым усло­виям обучения с выводом о степени его социальной адаптиро­ванности.

2. Оценка успеваемости в динамике для уточнения характера ба­зовых знаний, данных ребенку в учреждении.

3. Оценка психического и соматического статуса ребенка с выво­дом о результатах уче6но-воспитательной, коррекционной и лечебной работы, проведенной с ним в учреждении, об эффек­тивности той или иной тактики сопровождения.

4. Обеспечение преемственности и последовательности работы с ребенком (что ни в коем случае не умаляет важности подробно­го оформления психолого-педагогических характеристик и ме­дицинских документов), т.к. происходит обмен дополнитель­ной информацией между специалистами разных учреждений.

Примерная схема сбора катамнеза:

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Возраст на момент сбора катамнеза.

3. Соматический статус.

4. Психический статус.

5. Средний балл (при переводе в школу), приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности.

6. Характер адаптации ребенка по мнению специалистов учреж­дения, в которое он поступил.

7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей.

8. Увлечения

Несомненно, что основная информация поступает от специалис­тов, работающих с ребенком, прежде всего, педагога. Функция сбора катамнеза может быть возложена на любого специалиста службы сопровождения педагогического профиля. При необходимости уточ­нения информации возможно привлечение представителя админис­трации.

Очень важным этапом является беседа с родителями. Не следует забывать об этичном отношении к ним в процессе общения. Конечно, нельзя напрямую спрашивать их, обостряется ли у ребенка основное заболевание. Необходимо использовать дипломатичные вопросы:

«Как себя чувствует ребенок?»

«Чем болел за последнее время?»

«Наблюдается ли у врачей и что они говорят?»

Анализ катамнеза выпускников учреждения целесообразно про­водить с участием всех специалистов службы сопровождения, напри­мер, в ходе педагогического совета. Система сопровождения ребен­ка-дошкольника, опираясь на общую концепцию в практике работы каждого ДОУ, адаптируется и конкретизируется в соответствии с осо­бенностями контингента детей и условий их воспитания.

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

«ГРУППЫ РИСКА»

· Общие сведения

· Соматически ослабленные дети и их сопровождение

· Сопровождение агрессивного ребенка

· Сопровождение гиперактивного ребенка

§ Сопровождение дошкольников
с общим недоразвитием речи

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В современной психолого-педагогической и медицинской лите­ратуре мы встретимся с разным определением и классификацией де­тей, которых можно отнести к «группе риска». Но во всех определе­ниях очень четко выделяется одна принципиальная позиция: «дети риска» -это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии.

По данным обследования детей возраста от 5 мес. до 3-х лет в пе­риод с 1994 по 2000 г PMS-центром Калининского района Санкт -Петербурга (О. Ю. Кравец) выявлено, что 8З% обследованных детей относятся к «группе риска». Среди них дети, имеющие:

· проблемы речевого развития - 28%;

· проблемы психического развития - 22,3%;

· проблемы поведения - 11,2%;

· отставание в сфере моторного развития - 8%;

· проблемы внутрисемейных отношений - 7%;

· дети-инвалиды - 6,5%.

Работа с каждой из этих групп может быть представлена не в од- . ной КНИГЕ. В данном пособии из большой категории детей «группы риска» мы выделили:

· соматически ослабленных детей, т. К. проблема здоровья до- школьников в настоящее время актуальна во всех регионах России;

· детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении;

· детей с общими нарушениями речи (ОНР).

Для нас 6ьшо важно выстроить и раскрыть систему сопровожде­ния этих групп детей в единстве диагностики и коррекции, комплек­сности, мультидисциплинарности, направленности на положитель­ную позицию по отношению к ребенку.

Раскроем общие направления работы влогике этой системы.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что только совместными усилиями семьи и специалистов ДОУ можно добиться существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. Совместная работа должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важ­ных аспектов работы, как в семье, так и в ДОУ, является охрана фи­зического и психического здоровья ребенка; решение его медицине- них проблем, организация охранительного режима.

Родители - это «профессия» педагогическая, но очень часто ро­дителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. На помощь родителям должны прийти ДОУ. Установив доверительные отноше­ния с родителями, они наладить конструктивное взаимодействие с ними, помочь им освоить родительскую «профессию»:

· просветить по психолого-педагогическим проблемам воспита­ния, организовав лекторий, школу или университет для роди-мелей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;

· научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;

· консультировать по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка;

· составить коррекционную программу совместных действий
родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка;

· поддержать родителей в кризисных ситуациях.

Система этой работы поможет родителям понять свои воспита­тельные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаи­модействия со своим «трудным» ребенком. Не менее важная роль в сопровождении развития ребенка принадлежит ДОУ, в котором ре­бенок проводит большую часть своего дошкольного детства, где у него появляются первые друзья, где он учится жить в коллективе.

В ДОУ работают специалисты, но наука и практика психологии и педагогики дошкольного воспитания бурно развиваются, предлага­ют новые коррекционные технологии работы с «трудными» детьми, которых становится все больше, а характер их «трудностей» все раз­нообразнее. Педагог не может стоять на месте в своем профессио­нальном совершенстве.

Имеющиеся у педагогов-профессионалов знания особенностей и закономерностей детского развития необходимо пополнять знаниями по тем проблемам, с которыми воспитатель сталкивается в работе с разными группами детей. Опираясь на эти знания, педагог сможет грамотно выстроить свою работу, улучшить взаимоотношения с ре­бенком и, в свою очередь, оказать ему помощь в кризисных ситуаци­ях. А поэтому одно из направлений работы ДОУ - повышение научно-методического уровня педагогов.

Самым главным в сопровождении развития ребенка является со­ставление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем це­ленаправленного воздействия специалистов ДОУ и родителей, т.е. определение индивидуального маршрута его воспитания и обучения.

Важной целью ППМС-сопровождения детей «группы риска» яв­ляется, в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаи­моотношений взрослых с ребенком. Это позволяет:

1. Изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недооформлен­ных функций.

2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.

В 3-й главе данного пособия представлены основные направле­ния работы (системное сопровождение) с детьми различных «групп риска» в следующей последовательности:

· описание феномена проявлений проблем ребенка;

· комплексная диагностика;

· методические рекомендации к работе ДОУ;

· рекомендации родителям в работе с «трудным» ребенком;

· примеры методических материалов для работы с определенной категорией детей.

В системном сопровождении каждой Из групп риска реализуется личностно-ориентированный подход кре6енку. Но чаще всего про­блема ребенка - это комплекс трудностей, имеющих разную природу и прогнозы для коррекции. Поэтому на фоне общеразвивающей направленной работы со всей группой для некоторых детей необходимо разработать программу индивидуального сопровождения (индивидуальный маршрут) с учетом личностных и потенциальных возможностей каждого.

Рассмотрим алгоритм последовательных действий при проекти­ровании (составлении) целевых программ.

1. Работа начинается с выделения актуальных (приоритетных) проблем и целей, для предупреждения и/или коррекции кото­рых и проектируется программа. Обычно ряд актуальных про­6лем в системной работе ДОХ выносится на педагогический совет, который и определяет, сведи них приоритетную.

Кратко, четко и понятно сформулированная проблема дает на­звание программе. Например, программу сопровождения гипер­активных детей можно назвать «Непоседы»; коррекционная программа «Раз - словечко, два - словечко...» проектируется для детей с общим недоразвитием речи; программа сопровож­дения ослабленных детей «Малышок - здоровячок» направле­на на оздоровительную работу с детьми и др.

2. В любой программе должна быть четко сформулирована ее конечная цель и ожидаемый результат, который соотносится с:

· возрастными и психологическими особенностями сопровож­даемой группы детей;

· возможностями исполнителей программы - коллектива ДОУ;

· условиями работы каждого конкретного ДОУ

З. Очень важным этапом проектирования программы является формулировка гипотетического положения на основе теорети­ческого анализа проблемы, обобщения имеющегося опыта ра­боты. Гипотеза несет основную смысловую нагрузку програм­мы; В НСЙ заложены основы построения концепции решения проблемы.

4. В программе необходимо проанализировать и определить воз­можные способы реализации проекта и выбрать наиболее оп­тимальный вариант, который:

· дает максимальный эффект при минимальных затратах;

· не будет противоречить общей системе работы и принципам жизнедеятельности ОУ;

· не явится причиной появления более сложных проблем, чем те, которые решаются данной программой;

· носит комплексный характер и оказывает коррекционное воздействие на группу проблем.

5. При составлении программ целесообразно ее реализацию раз­бить на «шаги» («ступеньки»), определив, какова цель каждого шага, промежуточный результат и функции каждой службы и исполнителя. Разработать программу индивидуального сопро­вождения поможет «целевая матрица» Дж. ван Гига.

Таблица 1

Матрица проектирования целее 1х программ сопровождения детей
в системе дошкольных образовательных учреждений
(адаптированный вариант Дж. ван Гига)

Что делает     Кто действует Теоретическое изучение проблемы Диагностика Сбор информации Выработка плана .,
Учитель (учитель-дефектолог)        
Педагог-психолог        
Учитель-логопед        
Социальный педагог        
Воспитатель        
Врач        
Старшая медсестра        
Инструктор ЛФК        
Массажист        
Музыкальный руководитель        
Представитель администрации        

По горизонтали отражены ведущие цели каждого этапа в реализации программ, а по вертикали - ее исполнители (сопровождающие).

Целевой подход к планированию и реализации программы системного сопровождения даст возможность:

· четко вычленить проблему и конкретную задачу, над кото­рой работает служба по данной программе;

· включить весь педагогический коллектив и родителей в процесс сопровождения в режиме поступательного развития;

· целенаправленно подбирать кадры и обеспечивать рост их профессиональной компетентности в решении детских проблем;

· создавать в ОУ новые структурные подразделения, укрепляя и расширяя тем самым базу образовательного учреждения службы сопровождения в целом и базу проектирования и реализации целевых программ.

При матричном планировании индивидуального сопровождения программа комплексной психолого-педагогической медико-социaль­ной помощи заключается в коррекции проблемы конкретного ребенка «командой» необходимых специалистов. Алгоритм составления про­граммы тот же, но ориентирована она только на одного ребенка со всеми его радостями и бедами.

6. Целевая программа системного сопровождения группы детей со­ставляется рабочей группой службы сопровождения и утверж­дается на педагогическом совете ОУ. Анализ результатов ее реа­лизации может быть проведен на методических советах и вынесен на обсуждение всего педагогического коллектива.

Программа индивидуального сопровождения вырабатывается на кон­силиуме, после большой предварительной работы по теоретическому осмыслению проблем ребенка, диагностики его развития, коллегиаль­ного обсуждения возможных причин проблем и путей их коррекции.

Анализ и обобщение опыта работы ОУ по целевым программам системного и индивидуального сопровождения показал, что это дей­ственное средство обеспечения достижения планируемого результа­та и прочного успеха.

Наши рекомендации