Современное состояние психодиагностики
В учебниках по психодиагностике вы встретите два определения данного раздела психологии.Первое: Психодиагностика — это отрасль психологической науки, а также сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием методов распознавания психологических особенностей человека, его деятельности и взаимодействия с другими людьми. Второе: Психодиагностика— это наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.
Диагноз (по-гречески — «распознавание») как заключение о характере и существе болезни (в медицине) или особенностях работы какого-то механизма (в технике) используется во многих научных и практических сферах. В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность или её отдельные характеристики.
Как экспериментально-психологическая наука психодиагностика своим предметом имеет индивидуальную вариативность психологических переменных. В этом психодиагностика сходна с дифференциальной психологией. В дифференциальной психологии ставится задача поиска общепсихологических закономерностей индивидуально обусловленной вариативности психологических параметров. Для решения этой задачи необходимо надежное, точное выявление таких параметров, что и обеспечивается психодиагностическими процедурами. В психодиагностическом эксперименте единственной переменной является психологическая характеристика индивидуальности.
Необходимо отметить следующие отличительные особенности психодиагностики:
- во-первых, она аккумулирует в себе практически всё психологическое знание и в этом смысле находится в самом центре системы знаний о человеке;
- во-вторых, благодаря насыщенности разнообразными психологическими знаниями, психодиагностика получает возможность наиболее непосредственного выхода в практику. Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используется во всех прикладных отраслях психологии и непосредственно на практике. Как в медицине без психодиагностики невозможна терапия, так и в психологии психодиагностика явно или неявно и предшествует, и сопровождает, и завершает любое взаимодействие психологической науки с практикой: в педагогике, при консультировании, отборе, тренинге и т.д.;
- в-третьих, психодиагностика имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами, так как исторически её возникновение было обусловлено не потребностями психологической науки, а внешними проблемами или запросами практики.
Таким образом, психодиагностика — это мост между наукой (дифференциальной психологией или психологией индивидуальных различий) и практикой (постановкой психологического диагноза), это современная научно-технологическая дисциплина.
При определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность.
В первом понимании психодиагностика выступает непосредственной теоретической основой диагностической деятельности психолога-практика.
Психодиагностика как наука - это специальная область психологических знаний, включающая в себя разработку теории, принципов и инструментария оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность человека, и использование на практике психодиагностических средств. В научно-исследовательском содержании психодиагностика отвечает на такие вопросы:
• какова природа психических явлений:
• какова принципиальная возможность научной диагностики;
• в какой мере средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным методологическим требованиям:
• каковы методические требования к средствам психодиагностики;
• какова процедура конструирования и проверки научности методов психодиагностики;
• какова социально-экономическая эффективность использования психодиагностики;
• каков общественный отклик на использование психодиагностики.
Общая цель научной психодиагностики состоит в сборе и анализе информации об особенностях человеческой психики.
Главными задачами научной психодиагностики являются следующие:
1) систематизация направлений в понимании сущности психологической диагностики как научной дисциплины;
2) систематизация путей становления психологической диагностики;
3) определение предмета психологической диагностики;
4) раскрытие механизмов эволюции психодиагностических идей;
5) выявление ключевых компонентов структуры психодиагностического процесса;
6) разработка моделей психодиагностического исследования с учетом индивидуальных особенностей человека и социально-психологических характеристик конкретной ситуации;
7) определение и классификация факторов, влияющих на результаты психодиагностики.
Научные задачи психодиагностики направлены на углубление знаний о психике человека, исследование особенностей проявления психики в зависимости от внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов.
К научным задачам относятся также:
• установление у человека индивидуальных особенностей диагностируемых параметров (свойств, состояний, процессов);
• определение степени развития диагностируемых параметров;
• определение подверженности диагностируемых параметров влиянию каких-либо факторов.
• определение резервных возможностей диагностируемых параметров;
• сравнение диагностируемых параметров у разных людей (например, сравнение степени развития тех или иных параметров между группами, выделенными по критериям возраста, пола, образования и т. д.);
• решение научно-прикладных задач (например, исследование влияния каких-либо внешних факторов на динамику профессионально важных параметров психики).
Психодиагностика как практическая деятельность включает в себя решение таких задач как:
1) определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, а также к условиям проведения психодиагностической работы;
2) выявление и оценку психологических особенностей личности и группы.
Психодиагностика как практика — одно из направлений практической психологии, связанное с использованием психодиагностических средств в решении вопросов личной жизни человека и жизни общества.
В практическом аспекте психодиагностика решает вопросы:
• профессиональной ориентации;
• профессионального отбора;
• консультативной практики;
• трудовой и других видов экспертизы;
• формирования резерва руководящего состава;
• комплектования команд (бригад);
• определения требований к психологу как специалисту;
• установления особенностей социально-психологического климата коллектива.
Практические задачи психодиагностики решаются в следующих областях жизнедеятельности человека и общества.
В области психолого-коррещионной работы данные психодиагностики направлены на установление предрасположенности к неадекватному (девиантному) поведению, на определение познавательных возможностей человека и методов коррекционной работы.
В области психологической консультации результаты психодиагностики принимаются во внимание при выработке рекомендаций для консультируемого лица. Рекомендации касаются выработки стратегии и психологических приемов межличностной коммуникации в сложных для человека ситуациях с учетом его личностных особенностей.
В области трудовой экспертизы обеспечивается установление психологических возможностей человека в выполнении задач трудовой деятельности (мотивы, обучаемость, состояние профессионально важных психофизиологических функций и мн. др.).
В области судебно-психологической экспертизы проводится установление психического состояния, личностных особенностей, мотивов правонарушения.
В области повышения эффективности трудовой деятельности психодиагностика является одним из основных факторов решения вопросов:
• профессионального отбора;
• обеспечения безопасности труда;
• стимулирования и мотивации персонала;
• формирования резерва руководящего состава;
• управления социально-психологическим климатом коллектива;
• обеспечения надежности И работоспособности персонала;
• разработки программы комплексной персонал-подготовки;
• консультативного сопровождения кадрового пополнения и работников групп «риска»;
• определения эффективности корпоративной политики в работе с персоналом;
• кадрового аудита человеческих ресурсов организации;
• разработки проектов совершенствования организации труда;
• формирования инновационного климата организации.
В каждом из этих видов деятельности психодиагностика становится достаточно востребованной.
В области повышения эффективности спортивной деятельности психодиагностика направлена на определение психологических наличных и потенциальных возможностей спортсмена как личности. В игровых видах спорта решаются вопросы социально-психологического содержания: подбора команды, формирования лидерских позиций, неформальных групп, укрепления сплоченности и др.
В области повышения эффективности учебной деятельности психодиагностика обеспечивает педагогов, родителей, наставников информацией, полезной в повышении эффективности освоения учебной программы. Обучаемым лицам психодиагностика помогает найти индивидуальный стиль повышения эффективности обучения.