Игры на развитие общей моторики

• Упражнения, направленные на регуляцию мы­шечного тонуса. Общий принцип этих упражнений —сильное напряжение мышц с последующим их рас­слаблением.

1. «Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытя­гивая руки над головой. По команде одновремен­но поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

2. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в ко­ленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туло­вища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ре­бенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

___

25 Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

• Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

1. «Бревнышко». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перека­тываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. «Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколь­ко раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упира­ются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ло­жимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

4. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на по­следних этапах руки за головой, локти в сторону).

5. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противо­положной).

6. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвиже­нием одноименных руки и ноги, затем противо­положных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем пе­рекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем ле­вая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу) и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения свое­го тела в пространстве.

7. «Паучок». Ребенок садится на пол, руки ста­вит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упраж­нение выполняется по четырем направлениям — вперед, назад, вправо, влево). То же, только шага­ет одновременно разноименная рука и нога. Пос­ле освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

8. «Гусята». Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнона­правленные движения головы, языка, глаз.

9. Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.

10. «Зоопарк». Ребенок изображает различных животных или птиц.

• Групповые игры

1. Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быс­тром темпе.

2. «Паровоз». Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, ко­торые медленно начинают движение. Их задача — вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкива­ясь с другими: задача остальных — максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По команде педагога дети останав­ливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего.

1.2.2. Игры, развивающие координацию движений26

ПЛЯШУТ МАЛЫШИ

Цель:обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию.

Форма проведения:групповая.

Ход игры:Дети сидят на стульчиках кружком, и взрослый предлагает одному из них сплясать: «Ми­ша сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают!»

Ребенок выходит на середину круга, а взрослый поет (на мотив «Ах вы, сени...»):

Вот наш Мишенька встает,

Он плясать сейчас начнет.

Будет Мишенька плясать,

Всех ребяток забавлять!

Миша, Миша, попляши,

Нашим деткам помаши.

Выбирай других плясать

И ребяток забавлять!

(А. Ануфриева)

Ребенок пляшет, дети хлопают в ладошки.

ДОГОНЯЛКИ

Цель:обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.

Форма проведения:групповая.

Ход игры:Один ребенок сидит на стуле, к не­му подходит взрослый с другими детьми, они го­ворят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три, четыре, пять!

(Е. Тихеева)

При слове «Пять» все бегут, а ребенок, сидящий на стуле, встает и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.

________________________________

26 Все игры данного раздела рассчитаны на возраст детей до трех лет. Источник: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Гала­нова. — Ярославль: «Академия развития», 1998.

ИДЕМ ПО МОСТИКУ

Цель:обучение ребенка правильной ходьбе, уме­нию ориентироваться на местности.

Формапроведения: индивидуальная и группо­вая.

Ход игры:На полу или площадке проводится линия. Ребенок идет по прямой линии сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно. Взрос­лый приговаривает:

Через мост перейти

Надо нам, ребята.

В дальний лес

Мы пойдем,

Там грибы-маслята.

(Г. Бойко)

После того как ребенок освоит это упражнение, добавляют ходьбу зигзагом (между кубиками).

НА ГОРКУ

Цель: развитие координации движений, равнове­сия, укрепление мышц стоп.

Форма проведения: индивидуальная.

Ход игры:Взрослый сидит или стоит, а ребен­ка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулиру­ет перемещение стоп ребенка по ноге взрослого. Когда ребенок поднимется высоко, взрослый чита­ет русскую потешку:

Ой, ребята, тара-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок!

ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ

Цель: развитие мышц туловища и конечностей, ловкости, координации движений.

Форма проведения:индивидуальная.

Ход игры:С помощью взрослого ребенок подни­мается по лестнице-стремянке или спортивной стен­ке. На верхней ступеньке висит яркая игрушка.

Взрослый при этом приговаривает: «Лезет, лезет мишка, вот и влез высоко!» Взяв игрушку, ребенок должен медленно спуститься вниз.

Взрослый страхует ребенка, при необходимости помогает ему.

Наши рекомендации