Профилактика большинства видов конфликтов должна вестись одновременно по всем четырем направлениям
Профилактика конфликта– организация социальных взаимодействий индивидов, исключающих или минимизирующих возможность возникновения конфликтов между субъектами общества. Основная цель профилактики– создать условия, которые не позволят привести социальные и межличностные взаимодействия к столкновениям и деструктивным характеристикам. Профилактика конфликтов является составной частью управления конфликтом и относится к предупреждающим методикам.
Области направленности профилактики конфликтов: 1) организация внешних условий, препятствующих возникновению противоречий или уменьшающих вероятность их появления; 2) обеспечение адекватных управленческих параметров в деятельности субъектов; 3) влияние на социальнопсихологические установки, которые могут привести к конфликту, – устранение субъективных причин конфликта.
К объективным внешним условиям в профилактической работе относятся: – справедливое распределение ресурсов между всеми участниками общей системы межличностных отношений; – организация оптимальных физических характеристик рабочей среды; – социальная поддержка окружения и поощрения; – создание положительного психологического микроклимата в системе взаимоотношений; – детальная разработка регулирующих отношения норм, правил и допустимых форм общения.
Целерациональное управление
– существенный фактор уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций. Оно заключается в со здании оптимальной структуры взаимодействия, налаживания механизмов связи между структурными элементами системы, соотнесении функциональных требований с возможностями субъектов и внешнего окружения, своевременной оценке результатов деятельности и внесении коррективов. Субъективное направление в профилактике конфликтов и регуляции взаимодействий представляет собой наиболее сложный комплекс приемов.
Основными профилактическими действиями в этом случае являются: – создание гармоничных социальных ролей, занимаемых участниками при взаимодействии, выполнение ожидаемой окружающими роли, исключение взаимодействий между заведомо конфликтными ролями, культивирование равенства в отношениях; – поддержание оптимального баланса зависимости/независимости друг от друга структурных элементов системы взаимоотношений; – организация неформальных отношений, помогающих выполнять функциональные обязанности и регулирующих уровень социальнопсихологической комфортности/напряженности; осторожное использование наказаний ирациональная и бесконфликтная критика; – создание критериев для максимально справедливой оценки деятельности субъектов системы и для самооценки.
Управление стрессами для предупреждения конфликтов.
Управление эмоциональными состояниями является важным фактором для преодоления негативных последствий стрессов, оптимальной реакции человека на стрессовые ситуации и предотвращения стрессов.
Психологи рекомендуют для преодоления последствий стрессов использовать: сон, прием ванны, резкое изменение направления мыслей, пребывание на свежем воздухе, массаж, занятие спортом, прослушивание понравившейся музыки, общение с приятными людьми, физическую работу, релаксацию и др.
Эмоциональное напряжение выражается и в мышечном напряжении, поэтому полезно для снятия последствий стресса либо осуществить расслабление мышц (рекомендуют для этого использовать и специальные дыхательные упражнения), либо выбрать такую работу для мышц, при которой будет снято напряжение в “пострадавших” от стресса мышцах. Особо рекомендуется аутогенная регуляция дыхания. Современные методики борьбы с последствиями стрессов, зачастую, интегрируют релаксацию, концентрацию, дыхательные и физические упражнения.
Управление стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.
Первый -- на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. В некоторых организациях регулярно проводятся тренинги релаксации под руководством психолога, коммуникативные тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы.
Второй уровень управления стрессом осуществляется на уровне отдельной личности. Этот способ состоит в том, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Ниже приведены некоторые примеры различных методов нейтрализации стресса:
Планирование
Со многими проблемами в личной или профессиональной жизни можно справиться с помощью планирования. Выделите некоторое время для уяснения своих личных или служебных задач. На работе установите определенные часы для планирования деятельности на следующий день. Определите, как эта деятельность соотносится с Вашими личными целями и целями всей компании.
Физические упражнения Диета ПсихотерапияШирокое разнообразие техник, обычно используемых при интенсивной работе со специалистами-профессионалами.
Психоанализ
Если мы внимательно прислушаемся к себе в процессе работы, скажем, перед летним отпуском, то мы можем поймать себя на этой последней стадии стресса, к которой мы пришли, не сумев грамотно выстроить антистрессовую стратегию на более ранних стадиях. Мы ощущаем одышку, неадекватное мышечное напряжение, повышение кровяного давления, нарушение сна, раздражительность и прочие отрицательные симптомы.
Таким образом, определив антистрессовую стратегию, можно свести к минимуму негативное воздействие стресса.
управление стресс предупреждение конфликт
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.
Предотвращение конфликтов предполагает работу с конкретными конфликтами. Эту деятельность осуществляют участники конфликта, а также третьи лица по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами.
Последствия конфликтных ситуаций в современных организациях тоже не всегда однозначны. Конфликт может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами).
Также в результате проделанной работы мы определили, что последствием участия, разрешения и предотвращения является стресс. В ходе работы выяснилось, что существует некоторое количество антистрессовых стратегий, позволяющих справляться со стрессом самостоятельно: консультации и психотерапия, развитие социальной поддержки, планирование своей жизни. Также можно использовать релаксацию, медитацию и саморегуляцию в борьбе со стрессом. Существуют и физиологические методы к управлению стрессами, которые основаны на улучшении физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом. Также немаловажна роль организации в управлении стрессом. Сюда входят оздоровительные программы для сотрудников, изменение рабочего окружения, проведение тренингов по стресс - менеджменту. Таким образом, на основе теоретических и практических литературных данных была рассмотрена суть возникновения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе, природа возникновения стресса. А также были рассмотрены способы управления стрессовыми и конфликтными ситуациями в организации.
.
27. Перспективы развития конфликтологииДинамика и функции социального конфликтаВ наши дни всемирно-исторические конфликты стали как бы менее напряженными в плане вовлечённости в них антагонистически настроенных субъектов, однако самих конфликтов стало больше. Чем более развито общество, тем больше оно пронизано конфликтами Одни и те же субъекты могут быть вовлечены в противоречия с различными социальными группами, то есть общество сегодня обычно не поделено пополам на две части, представленные полярными взглядами, а скорее разбито на много малых групп, участники которых в одних вопросах конфликтны, а в других - нет. Современная неантагонистическая модель общества оказывается залогом его устойчивости и здорового развития, такого развития, когда конфликты не подавляются, а разбиваются на много маленьких частей.В динамике развертывания межгруппового конфликта обычно может быть выделено несколько стадий, например,таких:1) объективные отношения, составляющие основу конфликта (конфликтная ситуация);2) осознание целей как несовместимых 3) выбор путей достижения целей каждой из сторон;4) прямое конфликтное взаимодействие (эскалация и нивелирование конфликта);5) завершение конфликта Как видно из приведённого описания динамики конфликта, разрешить межгрупповой конфликт в полном смысле слова можно только пропустив его через все стадии развития. Как уже отмечалось, например, подавление одной из конфликтующих сторон на первых трёх стадиях губительно скажется на развитии общества и не устранит конфликт, который проявится вновь в схожих условиях.Межгрупповойконфликт отличается также насыщенностью, напряженностью и разнообразием связей между различными субъектами. В нем формируется особая микросоциальная среда, в которой индивиды взаимодействуют как представители общностей, отождествляют себя со своей группой и противопоставляют себя чужой. Этот социальный феномен называется феноменом "мы и они". Сочетание групповой сплоченности, эмоционально-действенной идентификации и групповой враждебности.Учитывая сложный характер социальных отношений и развития конфликта, динамика развития социального конфликта может быть расширена и включать в себя следующие элементы и фазы:1) Причина конфликта: несовпадение интересов (объективное противоречие); [13, c.174].2) Факторы, влияющие на возможность разрастания, причины конфликта (обострение объективного противоречия);3) Осознание субъектами конфликта противоречивости интересов (конфликтная ситуация);4) Инцидент (повод) для конфликта;5) Реакция субъектов на конфликт:.
Как видно из приведённой выше динамики конфликта, в зависимости от выбранных мер устранения противоречий либо причины противоречий, описанных в предыдущей части, конфликт может развиваться различными путями. От непосредственного развития конфликта будут зависеть и его функции [14, c.29].
Функции межгруппового конфликта имеют общий и специальный характер. Они связаны с типом и уровнем конфликта. Могут быть выделены следующие функции: а) интегративная функция (участники конфликта сплачиваются на основе выявления друг у друга общих черт, качеств, идей, взглядов; успешное разрешение противоречия помогает достигнуть большей сплочённости членов команды); б) коммуникативная функция (происходит обмен информацией между субъектами конфликта и участниками групп, стороны должны обозначить свою позицию, своё видение проблемы и убедить другую сторону в том, что данное видение соответствует действительности); в) мобилизационная функция (каждая группа стремится использовать все свои силы и резервы для успешного преодоления конфликта, что показывает её истинные возможности либо опровергает мнимый потенциал); г) деструктивная функция (происходит отмирание нежизнеспособных структур, взглядов, идей, организаций и т.д., которые мешали обществу развиваться); д) конструктивная функция (на месте исчезнувших феноменов и ценностей появляются новые, более соответствующие объективной реальности)
Баланс негативного и позитивного начал в структуре каждого конкретного социального конфликта, конечно, разный, и зависит он в первую очередь от выбранного инструментария, от той стратегии, которую займут стороны для успешного разрешения конфликта.
категория "медиация" используется как активная практика, сущность которой нуждается в определении и осмыслении. По словам В.В. Савчука, медиапространство из посредника становится средой, которая переводит символическую и знаковую информацию на язык, понятный другой стороне. Как следует из первой части моей работы, именно коммуникация, нахождение общего языка является необходимым шагом на пути к разрешению конфликта.
Практика медиации является перспективным направлением для использования в разрешении конфликтов различного уровня и должна иметь широкое распространение в социуме, поскольку она - атрибут гражданского общества. Её содержание заключается в том, что практически любой конфликт может решить третья сторона, заинтересованная в самом факте такого исхода конфликта, который удовлетворяет всех субъектов, вовлечённых в противоречие. Иными словами, она получает вознаграждение за результат, а не за сам факт своих действий.
под конфликтом можно понимать такой вид явного или скрытого противостояния социальных субъектов, при котором стороны стремятся захватить ограниченные ресурсы, на которые претендует как минимум ещё одна сторона. Среди ресурсов, за которые в ходе конфликта идет борьба находятся деньги и власть, престиж, авторитет, духовные и культурные ценности, взгляды и идеи и пр. Социальный конфликт в этом отношении является такой объективной необходимостью, с которой нужно не бороться, но считаться, а также использовать в своих интересах.
Исследование показало, что физическое уничтожение либо нейтрализация одной из сторон конфликта не устраняет самой сути противоречий, которые приводят к возникновению конфликтной ситуации.
Вот почему на современном этапе развития человечества должны преобладать ненасильственные способы разрешения конфликтов, к которым можно отнести, например, поиск компромисса, консенсуса, согласия между враждующими сторонами
Одной из новых и, к сожалению, до сих пор остающейся в тени не только в нашей жизни, но и в науке форм преодоления конфликта является практика медиации.
Данная практика является перспективным направлением для использования в разрешении конфликтов различного уровня. Данная практика - социальная технология и атрибут гражданского общества, саморегулирующейся системы взаимодействия, которая может и должна получить у нас широкое распространение. Вместе с тем, простое и механическое перенесение практики медиации на нашу почву невозможно, и предполагает предварительное налаживание и сознательное проведение в сфере образования и управления белорусским обществом сложной и кропотливой работы по формированию и воспитанию команды медиаторов - такой стороны разрешения некоторого конфликта, которая была бы заинтересована в самом факте такого исхода конфликта, который удовлетворяет всех субъектов, вовлечённых в него.
Еще одним социально-философским условием утверждения практики медиации в Беларуси является утверждение диалектического отношения к конфликтам и конфликтным ситуациям, в соответствии с которым конфликт - позитивное явление, ведущее к развитию общества и освобождению его от нежизнеспособных структур. Основанные на диалектике контроль и диагностика конфликтных ситуаций с помощью передовых социальных технологий должны стать залогом дальнейшего развития белорусского государства и гражданского общества.