Техника обучения методу аутогенной тренировки
Во время обучения сеансы аутогенной тренировки надо проводить в относительно тихом и полутемном помещении (свет не должен падать на лицо). Положение тела — лежа или сидя. Каждое из них имеет свои преимущества. Положение лежа освобождает сразу 22% энергии основного обмена, которую организм тратит на поддержание вертикального положения тела и снимает статическое возбуждение в центрах больших групп мышц, которые должны были бы поддерживать тело в сидячем положении. Овладев релаксацией в положении сидя, можно будет проводить сеанс где угодно.
До начала сеанса надо освободить тело от стесняющей одежды.
Во время обучения аутогенной тренировке все команды для релаксации, все формулы самовнушения, все команды для выхода надо повторять 15 раз. В лаборатории И.П. Павлова было установлено, что примерно такое количество повторений позволяет быстро вырабатывать условные рефлексы. Большее число раз повторений помогает быстрее овладеть обучением аутогенной тренировке.
Вначале, повторяя команды, отмечайте их легким шевелением пальцев рук, вы быстро усвоите ритм повторения команды (15 раз) и тогда перестанете контролировать число своих повторений — это уже не будет иметь существенного значения.
Вообще с самого начала можно быть уверенным в успехе лечения. Вы обо всем осведомлены, небольшие колебания в точности проведения сеанса с каждым последующим сеансом будут отрабатываться по мере накопления личного опыта. Мастерство приходит постепенно, поэтому нужно быть требовательным к себе.
Каждый сеанс начинается всегда двумя командами для внимания: «Я успокаиваюсь», «Я спокоен, сосредоточен».
За время повторения этих команд с каждым сеансом ваше внимание будет все быстрее и полнее сосредоточиваться. (При легком отвлечении внимания проводите тренировку, как это было рекомендовано выше.)
Начинать тренировку надо с расслабления мышц ведущей руки (правшам — с правой, левшам — с левой руки), так как человек на протяжении всей жизни дает команды своей воле чаще всего мышцам ведущей руки. Поэтому из всех произвольных мышц тела — мышцы ведущей руки наиболее управляемые. И действительно, разве может правша приказать своей левой руке делать такое же движение, как это сделает правая рука? Нет, не может. Но не может без тренировки. Если же человек захочет и поставит перед собой цель научиться владеть левой рукой так же, как и правой, то после определенного времени левая рука станет послушной. Надо иметь в виду, что все артикуляторные и дыхательные мышцы — произвольные, и достаточно подумать, что они подобны мышцам левой руки, чтобы почувствовать свою власть над ними.
Расслабление мышц достигается двумя командами: первая как бы предлагает мышцам абсолютно расслабиться: «Мышцы моей руки абсолютно расслабляются»; вторая команда как бы констатирует результаты этого расслабления и тяжесть: «Мышцы моей правой руки расслабленные, тяжелые, теплые» . Через каждые 2—8 дня можно добавлять команды для тренировки расслабления следующей группе мышц. Ясное ощущение расслабления, тяжести и тепла будет приходить постепенно — от появления легкого ощущения тяжести и тепла в начале обучения до ясного и приятного чувства тепла во всем теле, когда период обучения останется далеко позади.
После трех недель занятий в тренировку расслабления будут включены уже все группы мышц. Постепенно наступает ощущение релаксации во время сеанса, и, что особенно важно, когда вы отдыхаете, сидите в транспорте, то чувствуете лишнее напряжение рук, плеч, ног, лица; когда лежите, то чувствуете ненужное напряжение шеи, ног, рук или всего тела. Работаете и чувствуете, как у вас напрягаются мышцы, без напряжения которых эту работу можно продолжать (напрягаются лоб, губы, когда вы режете хлеб). Во время речи заикающиеся начинают чувствовать излишнее напряжение в артикуляторной и дыхательной мускулатуре и ненужное напряжение в мышцах, не связанных с речью. Среди людей различных специальностей встречаются профессиональные заболевания, связанные с перенапряжением мышц. Эти заболевания не только снижают работоспособность, но могут приводить к профессиональной непригодности, и человек вынужден менять профессию.
Ясное субъективное ощущение излишнего напряжения в работающих мышцах и ненужного напряжения мышц, не выполняющих данную работу, осознание болезненных двигательных реакций во время отдыха, речи и во время выполнения любой работы — это первый шаг овладения своим телом.
Как только наступит ясность ощущения лишних напряжений в какой-то группе мышц, можно в аутогенной тренировке постепенно сокращать число повторений команд на расслабление в этой группе мышц до 10, 5, 3 раз, сохраняя повторение команд для тех групп мышц, которые больной еще плохо чувствует.
Для упражнений на внимание уменьшение повторения команд такое же: как только мысли перестанут отвлекаться, можно начать сокращать число команд на концентрацию внимания. С 10-го дня занятий аутогенной тренировкой (а для некоторых больных может быть больше), если расслабление мышц наступает быстро, можно первую команду для расслабления мышц опустить и сразу начинать со второй команды: «Мышцы (руки) расслабленные, тяжелые, теплые».
Наконец, после тренировки (на это требуется 3—4 недели), достаточно будет 2—3 повторений одной общей команды на внимание и расслабление. В это время текст команды для релаксации может иметь телеграфный стиль: спокоен, все мышцы расслабленные, тяжелые, теплые (или: спокойствие, тяжесть, тепло), и будет наступать релаксация.
Формулы самовнушений также повторяются по 15 раз до того дня, как внушение начнет «действовать». После этого целесообразно закрепить достигнутый результат повторением этого внушения, в продолжение трех сеансов аутогенной тренировки, в следующих сеансах повторяете эту формулу по 2—3 раза и затем это внушение снимаете, чтобы начать работать над другим.
Сеанс аутогенной тренировки может иметь 5—7 формул самовнушения. Их надо твердо запомнить и точно произносить. Все команды и формулы надо повторять очень вдумчиво, сосредоточив на них все свое внимание. Фразы произносятся мысленно, членораздельно, в приятном для себя темпе: первый сеанс занимает несколько минут, десятый-двенадцатый — 30—40 минут. В этих сеансах все команды и формулы еще повторяются по 15 раз. Затем, по мере индивидуальных успехов в релаксации, уменьшается количество повторений тех или других команд и сеансы укорачиваются.
Как видно из описания, техника проведения сеанса аутогенной тренировки во время обучения методу очень отличается от техники проведения сеансов в дальнейшем. По мере овладения методом аутогенной тренировки техника становится предельно простой, а сеанс — коротким. Для человека, хорошо владеющего методом, сеанс может быть проведен практически в любой обстановке за 5—10 минут: лежа или сидя, дома или в транспорте, в перерыве между работой или в походе, за кулисами сцены перед выступлением и даже во время бурного разговора. Люди, овладевшие релаксацией, могут провести сеанс аутогенной тренировки с целью отдыха. Сеанс аутогенной тренировки для отдыха надо закончить обязательно активным выходом.
I этап аутогенной тренировки (релаксацию) можно использовать для нормализации сна. Для этой цели сеанс надо ограничить только релаксацией (самовнушение, выход проводить не надо). Мысли, сосредоточенные только на командах для расслабления, приводят человека к естественному засыпанию, глубокому сну и бодрому приятному пробуждению.
Описание курса аутогенной тренировки. Первый сеанс аутогенной тренировки (1—3-й день). Утром вы проснулись. Останьтесь в постели, свет из окон не должен падать на лицо, ложитесь на спину, руки протяните вдоль туловища, слегка согнув их в локтях, руками туловища не касайтесь. Ноги свободно вытяните и слегка разведите их так, чтобы они друг друга не касались. Глаза закройте, к случайным шумам вы должны быть безразличны.
Поработайте мышцами-антагонистами своей ведущей руки так, чтобы напомнить себе ощущение крайнего напряжения и расслабления мышц.
Команды первого сеанса аутогенной тренировки:
1. «Я успокаиваюсь» (15 раз).
2. «Я спокоен, сосредоточен» (15 раз)
3. «Моя правая (левая) рука абсолютно расслабляется»(15 раз; <...>).
4. «Моя правая рука расслабленная, тяжелая, теплая» (15 раз).
Выход из аутотренинга.
В первый день вы должны обратить особое внимание на окончание сеанса аутогенной тренировки. Все команды и движения выхода проведите очень тщательно.
Во 2-й и 3-й дни обучения первый сеанс аутотренинга повторяется. Ваша задача в эти дни приучить себя выходить из аутотренинга, не задерживать дыхание, каждое упражнение делать красиво, очень тщательно, оставаться спокойным к случайным внешним помехам во время сеанса. Научиться не реагировать на тревожные мысли или освободиться от них. К своим неудачам старайтесь относиться без раздражения. Нужно спокойно разобраться, почему возникли ошибки при выполнении упражнения, исправить их и снова приступить к занятиям.
Команды второго сеанса аутогенной тренировки (4—5-й день).
1. «Я успокаиваюсь».
2. «Я спокоен, сосредоточен».
3. «Мои руки абсолютно расслабляются».
4. «Мои руки расслабленные, тяжелые, теплые».
5. «Мои плечи абсолютно расслабляются».
6. «Мои плечи расслабленные, тяжелые, теплые»,
(Вы чувствуете, как ваш плечевой пояс опускается и даже давит на грудную клетку, особенно это ощущается, когда сеанс аутогенной тренировки проводят сидя.)
Если во время заикания у больного плечи высоко поднимаются (когда больной начинает говорить на высоте глубокого вдоха, в это время вместо звукообразования происходит обычный выдох, так называемая утечка воздуха, и больной судорожно втягивает много воздуха и поднимает плечевой пояс; так повторяется несколько раз) или низко опускаются (когда боль ной пытается говорить в конце выдоха), то при этом необходимо овладеть работой мышц плечевого пояса. План тренировок по овладению работой любой группы мышц всегда одинаковый: до сеансов аутогенной тренировки осознать и увидеть в зеркале ненужные движения плечевого пояса, затем сознательно проделать эти движения, оказывая им сильное сопротивление сокращением мышц-антагонистов. Например, больной во время речи поднимает плечи. Для устранения ему нужно проделать следующее упражнение: попросить товарища положить руки на плечи и, когда плечи будут подниматься, сильно надавить на них, оказывая таким образом сопротивление побочному движению. Больному надо преодолеть это сопротивление, задержав плечевой пояс в положении максимального подъема, и с облегчением уронить его, чтобы наступило естественное расслабление мышц. Это ощущение надо запомнить. Если больной опускает плечи во время речи, нужно опускать плечевой пояс, оказывая сопротивление этому движению.
Те больные, у которых плечевой пояс при заикании свободен, не нуждаются в таких детальных упражнениях. Если во время заикания мышцы плечевого пояса участвуют в судорогах, то до сеанса аутогенной тренировки в этих мышцах надо сознательно вызвать максимальное напряжение и утомление с последующим естественным расслаблением. Во время сеанса аутогенной тренировки надо представлять точную цель каждого расслабления, точно знать, от каких судорог вы хотите освободиться (иными словами, работой каких мышц вы стараетесь сознательно овладеть).
Для мышц, свободных во время речи, такой детальной тренировки проводить не надо.
Во время каждой тренировки надо следить, чтобы дыхание, лицо, шея, руки, спина, грудь оставались свободными. Когда ненужное движение будет осознано, то его появление во время речи больной будет сразу замечать. Надо научиться тормозить это движение, тогда спустя некоторое время выработается автоматическое торможение ненужного движения.
Выход из аутогенной тренировки.
Третий сеанс аутогенной тренировки (6—7-й день).
К командам второго сеанса добавляются команды для расслабления лица.
1. «Мое лицо (брови, веки, губы) абсолютно расслабля
ется».
2. «Мое лицо (брови, веки, губы) расслабленное, тяжелое,
теплое».
Во время повторения этих команд чувствуется, как на лице разглаживаются все морщины. Усиливается приток крови к мышцам и коже лица. Если больной во время заикания делает неправильные движения губами, они вытягиваются вперед трубочкой или, наоборот, прижимаются к зубам, попадают под зубы (иногда больной их прикусывает), опускается и выворачивается нижняя губа или поднимается верхняя губа и при этом обнажаются зубы и десна. Если губы сильно растягиваются или рот и губы широко раскрываются, то необходимо сознательно овладеть движениями губ. Проследить за неправильным движением: потрогать губы руками во время заикания, ясно почувствовать неправильное движение и лишнее напряжение в губах — сознательно начать тормозить неправильное движение и снимать лишнее напряжение, помнить и следить за свободой дыхания во время тренировок и свободой окружающих мышц.
После каждого сеанса, во время которого расслабляется мускулатура лица, лицо становится особенно спокойным и посвежевшим.
Выход из аутогенной тренировки.
Четвертый сеанс аутогенной тренировки (8—9-й день). Команды
1. «Я успокаиваюсь».
2. «Я спокоен, сосредоточен».
3. «Мои руки абсолютно расслабляются».
4. «Мои руки расслабленные, тяжелые, теплые».
5. «Мои плечи абсолютно расслабляются».
6. «Мои плечи расслабленные, тяжелые, теплые».
7. «Мое лицо (брови, веки, губы) абсолютно расслабляется».
8. «Мое лицо (брови, веки, губы) расслабленное, тяжелое,
теплое».
9. «Моя челюсть абсолютно расслабляется».
10. «Моя челюсть расслабленная, тяжелая, теплая».
При хорошем расслаблении височной и жевательной мышц (они при сокращении поднимают нижнюю челюсть) нижняя челюсть чуть-чуть опускается и нижние зубы отходят от верхних зубов (при этом нижняя челюсть как бы утопает в мышцах подчелюстной области и подбородка, а нижние зубы утопают за нижней губой).
Нельзя переоценить пользу этого упражнения для людей, у которых при заикании нарушены движения нижней челюсти и после длительной речи устают виски и скулы. Выход из аутогенной тренировки.
Пятый сеанс аутогенной тренировки
(10—12-й день).
К командам релаксации четвертого сеанса добавляются команды для расслабления языка.
1. «Мой язык абсолютно расслабляется».
2. «Мой язык расслабленный, тяжелый, теплый».
Б]сли при заикании возникает напряжение в мышцах языка и он сковывается и застывает в каком-то положении или язык выталкивается вперед под зубы, иногда прикусывается или с силой выталкивается изо рта, то необходимо уделить особое внимание сознательной тренировке мускулатуры языка. Например, у больного при заикании возникает напряжение в языке. Надо мысленно произнести слог с буквой, на которой это напряжение возникает, задержать язык в этом положении с еще большим напряжением, ясно осознать это лишнее напряжение или неправильное положение языка и расслабить язык частично, чтобы снять лишнее напряжение, или полностью расслабить язык, если он занял неправильное положение. Постепенно вслед за сознательным торможением ненужного напряжения выработается постоянный рефлекс. Надо постараться зафиксировать в своем сознании правильное положение языка, его едва ощутимое нужное напряжение для произнесения слога, с тем чтобы все лишнее напряжение сразу оказывалось в центре вашего внимания.
Только целенаправленная тренировка постепенно приведет к закреплению правильных условных рефлексов и последующему автоматизму правильных речевых движений. Упражнение для тренировки мышц языка при выталкивающей судороге будет следующее: вытолкнуть язык изо рта с силой, как при запинке, и сразу затормозить сокращение мышц, которые его вытолкнули. Для этого необходимо расслабить все мышцы языка, тогда язык окажется лежащим на дне полости рта. Затем с силой оттянуть язык назад и вниз (как во время зевка), корень языка опустится вниз и вперед. Для контроля за сокращением мышц корня языка положите руку между нижней челюстью и шеей. Вы должны почувствовать напряжение мышц корня языка в виде ощущения толчка. Выход из аутогенной тренировки.
Шестой сеанс аутогенной тренировки
(13—15-й день)
К командам пятого сеанса добавляются команды для расслабления мышц гортани.
1. «Моя гортань абсолютно расслабляется».
2. «Моя гортань расслабленная, тяжелая, теплая».
Движения гортани вверх и вниз обеспечиваются мышцами. Тренировка расслабления мышц, поднимающих и опускающих гортань, поможет овладеть работой гортани. За перемещениями гортани можно вначале следить, слегка приложив палец к кадыку. При обычном дыхании гортань свободно-подвижная, она слегка поднимается на выдохе и слегка опускается на вдохе. Эти же движения одновременно делает и диафрагма: диафрагма напрягается и опускается вниз на вдохе, а на выдохе расслабляется и поднимается вверх. После выдоха следует пауза.
Во время обычного дыхания голосовые связки расслаблены, они не могут колебаться. В такой установке «на дыхание» они не могут издавать звуки голоса — голосовая щель
зияет.
Во время выдоха гортань постепенно поднимается вверх, во время сильного (форсированного) выдоха гортань поднимается максимально вверх, кадык из-под пальца ускользает вверх, в это время мышцы — подниматели гортани сильно сокращены, и гортань как бы неподвижно фиксируется ими в этом максимально высоком положении. Одновременно постепенно расслабляется диафрагма, мышцы живота сокращаются, и органы брюшной полости поднимают диафрагму вверх.
Во время речи гортань высоко поднимается на звуке и, но никогда гортань во время речи не поднимается так высоко, как во время максимального выдоха. В отличие от максимального подъема во время сильного выдоха она в момент произ несения звука и остается всегда свободно-подвижной, голосовые связки свободно вибрируют, а не зияют, как при выдохе. Речевой выдох более длительный, чем обычный. После речевого выдоха немедленно следует короткий вдох.
При обычном дыхании гортань во время вдоха постепенно опускается вниз, во время сильного форсированного выдоха гортань опускается максимально вниз (кадык ускользает из-под пальца вниз). При этом мышцы, опускающие гортань, сильно сокращены, и гортань как бы неподвижно фиксируется ими в этом максимально низком положении. Во время речи на звуке а гортань низко опускается (одновременно с ней опускается и диафрагма), но в отличие от максимально низкого положения во время сильного вдоха она в момент произношения звука а остается свободно-подвижной, голосовые связки свободно вибрируют, а не зияют, как при вдохе.
Обычное дыхание называется внешним дыханием. Внешнее дыхание отличается от речевого следующим.
Выдох
Обычный | Речевой |
Начинается после вдоха | Начинается после паузы. |
В начале выдоха гортань и диафрагма внизу. | Гортань и диафрагма в зависимости от произносимого звука меняют свое положение от фазы речевого выдоха. Например, в начале выдоха, если надо произнести звук и, диафрагма и гортань окажутся вверху, а если в конце выдоха надо произнести звук а, диафрагма и гортань окажутся внизу |
Гортань и диафрагма постепенно поднимаются. | |
В конце выхода гортань и диафрагма вверху. | |
Уровень положения диафрагмы при максимальном выдохе наиболее высок. | |
При максимальном вдохе наиболее низок. | на звуке и несколько менее высок; на звуке а несколько менее низок. |
Голосовые связки расслаблены. | Голосовые связки напряжены и вибрируют. |
Голосовая щель зияет. | Голосовая щель меняет свой просвет на разных звуках. |
Давление выдыхаемого воздуха в начале выдоха несколько выше атмосферного, к концу выдоха становится равным атмосферному давлению. | Во время речи давление выдыхаемого воздуха постоянно меняется в зависимости от того звука, который в этот момент произносится: так, на звуке и подсвязоч-ное давление выдыхаемого воздуха в 1,5 раза больше, чем на звуке а. |
После выдоха наступает пауза. | После выдоха наступает вдох. |
Положение диафрагмы «внизу» во время речевого выдоха при произнесении звука а носит название «парадоксального дыхания», так как диафрагма во время обычного выдоха только поднимается, а во время речевого выдоха она, повторяя движения гортани, то поднимается на одних звуках, то опускается на других.
Человек может произвольно управлять дыханием, и он должен взять дыхание под контроль. Надо так натренировать себя, чтобы начало речи совпало с началом речевого выдоха, а не с концом максимального обычного выдоха, т. е. все внимание нужно уделять согласованности начала речи с речевым выдохом, и не допускать «утечки» воздуха. Обычный выдох ничего общего с речевым не имеет. Во время обычного вдоха гортань и диафрагма опускаются, и при форсированном, очень сильном вдохе (певцы это называют «перебором» дыхания) гортань занимает крайне низкое положение, и человеку приходится даже поднять плечи, чтобы гортань могла опуститься как можно ниже.
Некоторые заикающиеся делают слишком большой вдох (он поднимает плечи) и пытаются начать говорить в момент максимального вдоха. Но в это время гортань притянута вниз и удерживается в этом положении мышцами, опускающими гортань; голосовые связки расслаблены, голосовая щель зияет (установка гортани на обычное дыхание). Когда гортань находится в таком положении, человек не сможет начать говорить. Для него необходимо вначале овладеть дыханием. Тренировать речевое дыхание — значит тренировать умеренный вдох, паузу после вдоха и начало речи после паузы тренировать упорно, не обращая внимания на запинки. На звуках а, о, э, у, и диафрагма и гортань будут подниматься вверх постепенно, поэтому тренируйте звуки, слоги, слова, вразнобой.
Брюшная стенка на звуковом ряде а, о, э, у, и будет постепенно опускаться, а на обратном звуковом ряде постепенно подниматься, так как звук и произносится, когда диафрагма и гортань находятся высоко, а звук и — когда низко.
Положите одну руку на кадык, а другую на живот: звук и — кадык перекатывается вверх, диафрагма поднимается, брюшная стенка чуть втягивается; звук а — кадык перекатывается вниз, диафрагма, сокращается и опускается, живот выпячивается.
Выход из аутогенной тренировки.
Седьмой сеанс аутогенной тренировки (16—18-й день).
К командам шестого сеанса добавляются следующие.
1. «Моя шея, грудь, спина, живот абсолютно расслабляются».
2. «Моя шея, грудь, спина, живот расслабленные, тяжелые, теплые».
Овладеть работой мускулатуры шеи необходимо тем заикающимся, у которых во время заикания голова закидывается назад, опускается вниз или поворачивается в сторону. Все эти движения необходимо постепенно затормаживать до тех пор, пока не произойдет подсознательное их торможение и мускулатура шеи во время речи станет свободной. Этим движениям нужно оказывать максимальное сопротивление, напрягая одновременно мышцы-антагонисты. Во время тренировки мышц шеи необходимо свободно дышать и следить, чтобы все окружающие мышцы (лица, плечевого пояса и рук) оставались в свободном состоянии.
Выход из аутотренинга.
Восьмой сеанс аутогенной тренировки (19—21-й день).
К командам седьмого сеанса добавляются следующие.
1. «Мои ноги абсолютно расслабляются».
2. «Мои ноги расслабленные, тяжелые, теплые».
Выход из аутогенной тренировки.
Девятый сеанс аутогенной тренировки (22—24-й день).
К командам восьмого сеанса добавляются следующие:
1. «Мое дыхание всегда умеренное, спокойное».
2. «Мое сердце всегда[19] работает ровно, спокойно».
Итак, вы активно тренировали умение концентрировать
свое внимание, умение расслаблять мышцы. Вы овладели релаксацией.
Уже только первый этап аутотренинга — релаксация — дает вам большие возможности. Вы можете хорошо отдохнуть и после выхода чувствуете себя свежим и энергичным.
Овладев аутогенной тренировкой, вы не сразу, не во всех группах мышц будете ощущать чувство расслабления, тяжести и тепла. В каких-то группах мышц это ощущение будет отчетливым и будет наступать быстро после нескольких повторений соответствующей команды, в других группах мышц этих ощущений еще не будет, они появятся позже.
Лечебные самовнушения
Формулы самовнушения надо говорить вдумчиво, четко, ясно, уверенно.
Первая группа формул самовнушения относится к устранению болезненных реакций на все причины, которые в прошлом привели к развитию невроза. Вторая — на все причины, которые поддерживают невроз в настоящее время.
Целью первой группы формул самовнушений является нормализация вегетативных реакций организма до начала речи и во время речи. Все функциональные нарушения вегетативной нервной системы хорошо поддаются регулирующим воздействиям со стороны высшей нервной деятельности.
Покраснение лица, шеи — признак волнения или смущения. Эти реакции во время речи надо затормозить внушением: «Я говорю — мое лицо, шея всегда спокойны».
У некоторых больных во время речи пересыхает во рту. Сухость во рту — это правильная вегетативная реакция во время жажды, но не во время речи. Внушение должно быть таким: «Я говорю — слюноотделение нормальное».
Некоторые заикающиеся во время речи забывают проглатывать слюну. В этом случае надо выработать у себя рефлекс на своевременное проглатывание слюны: «Я чувствую слюну и глотаю ее».
После речи у некоторых больных бывает общая усталость. Это результат недостатка кислорода в связи с нарушением дыхания во время речи. Чтобы овладеть дыханием во время речи, надо помимо аутогенной тренировки активно тренировать внешнее и речевое дыхание. Внушения помогут проводить эти тренировки: «Мне хочется всегда дышать полной грудью», «Для речи — вдох умеренный», после паузы.
Аутогенную тренировку надо рассматривать как один из лечебных методов, как школу самообладания, как неодолимое препятствие для любых причин, которые в прошлом приводили к рецидивам заикания, как метод совершенствования своего профессионального и спортивного мастерства. Человек хорошо себя чувствует, когда он уверен, что черпать силы он будет прежде всего в себе самом.
Примерные формулы самовнушения
1. Преодоление болезненных реакций на переживания прошлого
«Я взрослая и я не боюсь темноты».
«Я вижу (слышу) собаку, чувствую себя спокойно».
«Я вырос, и прошлые обиды забылись».
«Прошлые обиды перестали мне мешать».
«Я спокойно вспоминаю детство».
«Из детства помню только хорошее».
«Я сделаю детство моих детей спокойным, счастливым, интересным».
«К слову "заика" я равнодушен».
2. Преодоление переживаний настоящего
«В семье чувствую себя спокойно».
«Я уверен в себе, спокоен». «Грубость людей я презираю». «Грубость мне безразлична». «Я нетерпим к грубости». «Я слышу грубость — внутренне спокоен». «Плохих людей я глубоко презираю». «Я пресеку грубость (пьянство) отца». «Я могу спокойно остановить грубость в разговоре». «Я чувствую, как мне легко отвечать выученный урок». «Я равнодушен к мелким обидам». «Я легко забыванию неприятные мелочи». «Любую неприятность быстро забываю». «Я уверен в своих действиях».
«Я всегда внимательно выключаю газ и чувствую, как это делаю».
«Я буду полезен на любой работе».
3. Нормализация речи.
Нормализация общей моторики во время речи
«Я жду речи — мои руки спокойны (если они дрожат)».
«Все мое тело (руки, ноги, шея) абсолютно свободно».
«Я смотрю в глаза собеседнику».
«Я говорю — моя осанка свободная, спокойная (при сопутствующих движениях)».
«Когда я говорю, я свободен от лишних движений».
Ответы больных показали, что контролем удается быстро добиться прекращения напряжения во всех мышцах, которые не заняты в речи.
4. Нормализация речевой моторики
«Я жду речи — моя челюсть свободна».
«Я жду речи — моя голова свободна».
«Я всегда берегу свой язык, губу (если вы их прикусывали)».
«Я говорю — чувствую себя бодро (при вялости)». «Я говорю легко, свободно». «Я всегда говорю спокойно, выразительно». «Когда я говорю, мой язык свободен». «Когда я говорю, моя гортань свободна». «Когда я говорю, моя шея свободна». «Когда я говорю, мой плечевой пояс свободен (мои плечи свободны)».
«Когда я говорю, моя грудь свободна».
«Когда я говорю, мой живот свободен».
«Когда я говорю, мои руки свободны».
«Когда я говорю, моя поза абсолютно свободна».
«Когда я говорю, моя походка абсолютно свободна».
«Когда я говорю, моя осанка абсолютно свободна».
5. Нормализация вегетативных реакций
«Я жду речи — мое сердце спокойно».
«Я жду речи — мое дыхание спокойно».
«Я жду речи — мое лицо спокойно».
«Мое горло абсолютно свободно (при "комке" в горле)». «Я говорю — мои руки, ноги теплые».
6. Нормализация психологических реакций
«Я жду речи — чувствую себя спокойно, легко».
«Я забыл о заикании».
«Я забыл о рецидивах».
«В будущем моя речь будет всегда свободной».
«Я говорю — мои мысли ясные, четкие».
«Я задаю любые вопросы».
«Я говорю с незнакомыми людьми абсолютно свободно, спокойно».
«Мне приятно говорить».
«Случайные запинки оставляют мои мысли спокойными, ясными».
«Я говорю, что хочу, свободно и сразу».
«Я чувствую, как мне приятно, когда мне помогают».
«Я чувствую себя всегда смело, уверенно»,
«Я все хорошо помню».
«Я говорю — мое внимание собранно».
«Случайные запинки меня абсолютно перестали унижать».
«Я жду речи — остаюсь уверенным, спокойным».
«Когда я говорю с незнакомым, я спокоен».
«Я открыто (прямо) смотрю на собеседника».
«У меня спокойный, открытый взгляд».
«Я чувствую, что могу спокойно выступать»,
«Я выступаю — чувствую себя спокойно».
«Я чувствую, как мне легко выражать свои мысли».
«Я чувствую, как спокойно провожу занятия (беседы)».
«Я спокойно отчитываюсь о своей работе».
7. Нормализация режима жизни
«Утром я чувствую голод».
«Я легко и бодро встаю утром».
«Я всегда активно дышу».
«Меня тянет к природе».
«Я чувствую, как все больше люблю природу».
«Я ложусь спать и быстро засыпаю».
«Я сплю очень спокойно, глубоко».
8. Преодоление вредных привычек
«Я равнодушен к курению».
«Я равнодушен к спиртному».
9. Преодоление недостатков собственного воспитания
«Я очень внимателен к матери (к ребенку, к жене)».
«Я всегда внимателен к людям».
«Я всегда рад помочь людям».
«Я всегда живу в дружбе со всеми».
«Мне легко среди людей».
«Я каждое дело выполняю с полным вниманием».
«Мне приятно быть тактичным».
«Мне приятно быть всегда спокойным, сдержанным»,
10. Совершенствование общей моторики, учебы, профес
сии, спорта
«Моя осанка хорошая (моя походка легкая)». «Я легко, спокойно танцую».
«Я спокойно учусь плавать».
«Я плыву — мне спокойно».
«Я танцую — чувствую себя прекрасно».
«Я уверен на сцене».
«Я легко, свободно, уверенно отвечаю выученный урок».
«Я работаю быстро, уверенно».
«Я хороший специалист и работаю уверенно».
«На соревнованиях я легко делаю все, что могу».
«Я играю в шахматы — чувствую себя уверенно, спокойно».
«Я делаю все спокойно».
«Мне приятно спокойно есть, спокойно ходить, говорить».
Любинская С.М. От заикания — к свободной речи. — М., 1970. —С. 64—80.
С.И. Павлова