Е). Периодизация развития личности по А.В.Петровскому

В рамках деятельностного подхода Артуром Владимировичем Петровскиим была разработана теория развития личности как процесс вхождения ее в различные социальные группы. Этот процесс включает 3 стадии: 1).адаптация; 2).индивидуализация; 3). интеграция. Сначала человек приспосабливается к группе (семье, группе дошкольников, школьному классу, дружеской компании и т.д.), потом демонстрирует свою индивидуальность и после этого сливается с группой, начиная трансформировать ее жизнедеятельность.

Становление личности определяется особенностя­ми взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ре­бенка по сравнению с остальными, он принимает имен­но ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую со­циальную группу, которая становится для него рефе­рентной. Сначала это семья, потом группа детского са­да, школьный класс и неформальные подростковые объ­единения. Для любой такой группы характерна своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на фор­мирование его личности.

Когда ребенок входит в новую стабильную группу, он, прежде всего, приспосабливается к ней - усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средст­вами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе - фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации - тем, что он стал таким, как все в группе, - и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей, порождает вторую фазу – индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои ин­дивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сде­лать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удает­ся преодолеть трудности адаптации, у него могут поя­виться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Ес­ли не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, по­дозрительности, неадекватно завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ре­бенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, ус­пешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития - коллективе - способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

На каждом возрастном этапе, в определенной со­циальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии. Если в каком-то периоде не про­шла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.

В периодизации А.В.Петровского выделяются пе­риоды: раннего детства, детсадовского детства, младше­го школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода об­разуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возрас­та) характерно доминирование процесса индивидуали­зации над процессом адаптации, для эпохи юности (пе­риода старшего школьного возраста) - доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, детство - это, в основном, приспособ­ление ребенка к социальной среде, отрочество - прояв­ление своей индивидуальности. В юности должна про­изойти интеграция в обществе.

III. Основные стадии развития человека.

Младенчество. Ранний возраст. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Юность. Молодость. Взрослость. Старость. Конец жизни.

Младенчество.

А). Новорожденность

Процесс рождения - тяжелый, переломный мо­мент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Суть кризиса заключается в том, что новорожденному ребенку необходимо при­способиться к новым условиям жизни - социальным. Рождаясь, ребенок попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, смена типа питания. Помогают приспособиться ребенку к новым, чуждым для него условиям наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы: дыхательный и сосательный реф­лексы, защитные (сужение зрачка на яркий свет, вздраги­вание на резкий звук) и ориентировочные рефлексы - поворот головы на яркий свет и ориентировочно- пищевой (поворот головы и открывание рта на прикос­новение к щеке). Некоторые рефлексы являются атави­стическими («цеплятельный» и отталкивания) ~ они по­лучены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточе­ния. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неде­ле. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на го­лос человека. В это время ребенок не только сосредото­чивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляю­щееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребе­нок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагиро­вать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. При­мерно в 1-1,5 месяца ребенок, увидев маму, останавли­вает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «ком­плексом оживления». «Комплекс оживления» - это эмоционально-двигательная реакция на появление значимого взрослого, проявляющаяся в движениях рук и ног, улыбке, звуках и слуховом и зрительном сосредоточении.

Комплекс оживления, включающий истинно чело­веческую особенность - улыбку, - знаменует собой по­явление первой социальной потребности - потребности в общении. Становление у ребенка потребности в обще­нии означает, что он в своем психическом развитии пе­реходит от периода новорожденности в собственно мла­денчество. Критерии перехода к младенчеству: - меди­цинские: набор первоначального веса; - психологиче­ские:- «комплекс оживления»; - физиологические: - слуховое и зрительное сосредоточение.

Противоречие, которое привело к новообразова­нию - «комплексу оживления»: ребенок максимально нуждаетсяво во взрослом, но не имеет средств воздей­ствия на него. Вырабатывается условный рефлекс: по­явление взрослого на плач, крик ребенка, «комплекс оживления».

Б). Младенчество (2 мес – 1 год)

Собственно младенчество

Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение с взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, рождаясь, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потреб­ности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависи­мость от взрослого человека составляют спещ1фику со­циальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется ра­но, примерно в 1,5 месяца, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает воз­никновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредст­венно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его актив­ность, что становится необходимой основой для разви­тия его движений, восприятия, мышления, речи.

Если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно, то дети отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одеж­ду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игруш­ки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к ок­ружающему. Речь появится у них очень поздно. Даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в сво­ем физическом развитии. Эти тяжелые последствия не­достатка общения в младенчестве получили название госпитализма (термин вошел в психологию после 2 мировой войны, с помощью которого описывали развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах).

Дефицит общения в млад. возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие ребенка. Пользуясь словами Э.Эриксона, можно сказать, что события первого года жизни формируют у ребенка «основу доверия» или недоверия в отношении внешнего мира.

Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершен­ствуется. После второго месяца сосредоточение стано­вится достаточно длительным, к трём месяцам его про­должительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся пред­меты. В четыре месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизги­вает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрос­лые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, не­интересной.

Развитие движений и действий:
№ п/п Вр. Появл .движ. Развитие моторики
1. 1 месяц Поднимает подбородок. Хаотичное дви­жение рук, пальцы сжаты в кулак.
2. 2 месяца Поднимает грудь, сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
3. 3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается. Удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.
4. 4 месяца Сидит с поддержкой, ладони часто рас­крыты, протягивает руки к предмету, дви­жение пальцев не дифференцированы.
5. 5-6 меся­цев Хватает рукой предметы. Противопоставля­ет большой палец другим, при схватьшании предметов доминируют части пальцев.
6. 6-7 меся­цев Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова под­бирает их, кусает, перекладьгоает из руки в руку и т.д., движения пальцев дифференцируются.
7. 7 месяцев Сидит без поддержки
8. 8 месяцев Садится без посторонней помощи, берет мелкие предметы двумя пальцами, а боль­шие - всей ладонью, показывает нос, гла­за, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
9. 9 месяцев Стоит с поддержкой: ползает на животе
10. 10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; хо­дит, держась двумя руками. Манипулиру­ет с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предме­ты, подражая действиям взрослых (ребе­нок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).
11. 11 месяцев Стоит без поддержки
12. Год Ходит, держась одной рукой

Развитие речи:

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает сначала гласные звуки, затем к ним присоединяются согласные («г», «к») - гукание, затем ребенком произносится со­четание нескольких звуков, называемые обычно гуле­нием. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуля­цией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Новообразования: элементарные формы воспри­ятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует пе­реходный период, который называется кризис первого года.

Внешние проявления кризиса: у ребенка появля­ются аффективные реакции, когда взрослый его не по­нимает или что-то запрещает делать. Ребенок стано­виться беспокойным, появляются проявления самостоя­тельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание про­тиворечия между потребностями в познании окружаю­щего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей. (Противоречие - действие принадлежит взрослому, а действовать не­обходимо самому ребенку вызывает появление ново­образований: автономной речи, прямохождение, мани­пулирование предметами).

Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С.Выготский на­звал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова, а иногда резко отличается от них (ав- ав - собака, тиши - часы)

Ранний возраст

Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С.Выготскому).

ССР в раннем детстве – это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества. Предметная деятельность является ведущей дея­тельностью в раннем детстве. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назна­чение предмета.

В рамках предметной деятельности зарождается игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) (в конце раннего детства).

Развитие психических функций в раннем воз­расте

Рассматривая развитие психических функций, от­метим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обыч­но в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменя­ются словами «взрослой» речи. Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из двух-трёх слов. К трем возрастает речевая активность ребенка, речь становится основным средством общения.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются дру­гие психические функции - восприятие, мышление, па­мять, внимание.

Особенности восприятия ребенка

Раннее детство интересно тем, что среди всех психичес­ких функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных пси­хических процессов.

Формируется предметное восприя­тие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соеди­нять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

Развивается зрительное и слуховое восприятие.

Все высшие психические функции этого возраста разви­ваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала.

Доминирует непроизвольная память.

Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.

Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.

Внимание.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.

Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, не­устойчиво, наблюдаются трудности переключения и распре­деления, невелик его объем.

Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

Расширяется круг предметов, их признаков, а также дей­ствий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

Проявление личности в раннем возрасте

Для раннего возраста характерны яркие эмоцио­нальные реакции, связанные с непосредственными же­ланиями ребенка. В конце этого периода, при прибли­жении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные ре­акции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне ве­роятна эмоциональная вспышка.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как поло­жительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с род­ственниками следуют за его слезами или злостью, и на­чинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кро­ме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно пока­зать ему любимую или новую игрушку, предложить за­няться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно пере­ключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ре­бенка тесно связано с зарождающимся в это время са­мосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает уз­навать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэто­му самооценка всегда максимально завышена.

Возникает гордость за собственные достижения — лич­ностное новообразование раннего детства.

Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть по­хожим на них во всем.

В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требовани­ям взрослых.

Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности.

Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудни­чества, если он демонстрирует свое превосходство, то воз­никает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.

Кризис трёх лет

Кризис трёх лет - граница между ранним и до­школьным детством - один из наиболее трудных мо­ментов в жизни ребенка. Кризис трех лет это кризис вы­деления своего Я (Д.Б.Эльконин), это попытка ребенка установить более высокие формы отношений с окру­жающими.

Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоя­тельности и активности требуют от близких взрослых своев­ременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоя­тельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношени­ях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).

Л.С. Выготский, вслед за Эльзой Келлер, описывает 7 характе­ристик кризиса трех лет. Первая из них — негативизм. Ре­бенок дает негативную реакцию не на само действие, кото­рое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избира­телен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послу­шен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. пря­мо противоположное тому, что ему сказали.

Вторая характеристика кризиса трех лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не по­тому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм воспитания, против навязы­вания образа жизни.

Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к са­мостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипер­трофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ре­бенка и вызывает дополнительные конфликты со взрос­лыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспо­тизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружаю­щими его взрослыми, диктуя свои требования. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает рев­ность: та же тенденция к власти здесь выступает как источ­ник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зре­ния юного деспота.

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого. Обесценивается то, что было привычно, инте­ресно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предло­женную не вовремя (обесцениваются старые привязанно­сти к вещам) и т.п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потреб­ности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л.И.Божович).

Наши рекомендации