Глава I. Проявления агрессивного поведения у дошкольников

Шляпина Анна Сергеевна

Курсовая работа №2

Эмпирическое исследование причин

Агрессивного поведения у дошкольников.

Направление: специальная психология и педагогика

Отделение заочного обучения

Научный руководитель:

Орел – 2015.

Содержаниестр.

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Проявления агрессивного поведения у дошкольников.

I.1. Характер и формы агрессивного поведения дошкольников……… 5

Глава II. Исследование особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

II. 1. Методики исследования особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………… ..9

II. 1.1. Методика теста Маховера «Рисунок несуществующего животного»…………………………………………………………………….10

II. 1.2. Методика теста Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»……………...18

II. 1.3. Методика теста «Руки» Вагнера…………………………………..34

II. 1.4. Опросник А.А.Романова «Ребенок глазами взрослого»………….37

II. 2. Анализ результатов исследования…………………………………..40

II. 2. 1. Результаты анализа теста «Несуществующее животное»……..41

II. 2. 2. Результаты анализа теста Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»….48

II. 2. 3. Результаты анализа теста «Руки» Вагнера………………………. 51

II. 2. 4. Результаты анализа опросника А.А.Романова «Ребенок глазами взрослого»…………………………………………………………………….57

II. 2. 5. Общие выводы по результатам четырех исследований…………62

Глава III. Приемы и пути коррекции агрессивного поведения……………64

Заключение……………………………………………………………………67

Список использованной литературы…………………………………………70

Введение.

За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально–опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности вызывают серьезное беспокойство. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей; у определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. [1]

В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять современные корригирующие меры. [16]

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др. В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции.

В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях П. П. Блонский, Г. Э. Бреслав, Л. С. Выготский, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. Л. Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.

Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение психического или физического ущерба другому лицу. [5]

Снижение возрастного ценза в исследовании агрессивности обусловлено ростом ее проявлений в поведении сегодняшних дошкольников, вызывающих большую тревогу у педагогов. Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка и для организации необходимой психологической помощи [13], что определяет важность и актуальность выбранной темы.

Цель исследования - изучить особенности проявления агрессии старших дошкольников и предложить методики по психокоррекции агрессивного поведения.

Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: причины агрессивного поведения детей.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2 ) выяснить, в чем проявляется агрессивное поведение дошкольников;

3) организовать и провести диагностические эксперименты:

- тест «Руки» Вагнера;

- тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек»;

- тест Маховера «Несуществующее животное»;

- опросник А.А.Романова «Ребенок глазами взрослого».

4) проанализировать эмпирическое исследование и дать ему оценку;

5) определить приемы и пути коррекции агрессивного поведения.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.

2) эмпирические: педагогическое наблюдение и проективные методики.

База исследования:Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василек» Залегощенского района Орловской области.

Глава I. Проявления агрессивного поведения у дошкольников.

Наши рекомендации