Как проводить обследование

На каждом развороте книги с одной сторо­ны располагается картинный материал для ре­бенка, с другой — материал для взрослого. На «взрослой странице» вы найдете:

• Инструкцию по проведению обследования.

• На что обратить внимание.

• Какие выводы можно сделать.

Сначала внимательно изучите весь ма­териал.

Затем сядьте рядом с ребенком, мож­но за столом, можно на диване, приготовьте ручку. Инструкции даются в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно рассматри­вать картинки и составлять по ним рассказы. Каждый работает со своей страницей: малыш рассматривает картинки, а вы отмечаете ре­зультаты в соответствующей таблице. Не делай­те ему замечаний. Заметив ошибку, не пытай­тесь тут же учить его отвечать правильно. Не высказывайте своего недовольства! Похвали­те: «Молодец! Ты хорошо работаешь». Учтите, что это материал для проверки, а не для рабо­ты над ошибками. Обучать малыша можно на другом, специально на это рассчитанном мате­риале и в другое время. Ваш ребенок не дол­жен бояться ошибок! Помните, он еще малень­кий, он еще многому научится.

• Готовы? Тогда начнем.

Как проводить обследование - student2.ru

Успехов вам и вашему ребенку!

Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Попросите ребенка внимательно рассмот­реть картинку. Можете сказать ему: «Внима­тельно рассмотри картинку. Если тебе что-то непонятно, спроси у меня. Расскажи, что нари­совано на картинке». Если малыш не может сра­зу приступить к рассказыванию, задайте ему вопросы: «Где это происходит, когда, что дела­ют дети, что они делали до этого момента, что будут делать после этого?»

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил рассказ самостоятельно.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил рассказ с небольшой по­мощью (вы задали ему один - два вопроса).

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.

Как проводить обследование - student2.ru В рассказе были использованы разные сло­ва (богатый словарный запас).

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок строил фразы правильно, без оши­бок.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок использовал предложения, состо­ящие из четырех и более слов.

Как проводить обследование - student2.ru Все звуки ребенок произносит правильно.

Как проводить обследование - student2.ru Речь была в нормальном темпе.

Как проводить обследование - student2.ru Речь плавная, без больших пауз между сло­вами, между слогами.

Как проводить обследование - student2.ru Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

Трудности Алгоритм дальнейших действий
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок не смог составить рассказ самостоятельно Переходите на следующую страницу —составление рассказа по серии картинок
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок только перечислял предметы на картинке Как проводить обследование - student2.ru Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения Вам надо провести полное экспресс- обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочнаяконсультация специалиста. Начните с логопеда
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски») Обратите особое внимание на раздел Обследование грамматического строя речи.Обратитесь за консультацией к логопеду
Как проводить обследование - student2.ru У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки Как проводить обследование - student2.ru Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец Обратитесь к разделам Обследование навыка звукопроизношения, Обследование слоговой структуры слова, Обследование фонематического восприятия.Вашему ребенку нужны занятия с логопедом
Как проводить обследование - student2.ru Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ребенка время от времени появляются запинки Внимание, возможно появление заикания. Срочнаяконсультация у логопеда или невропатолога
Как проводить обследование - student2.ru Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает Обратите внимание на разделы Обследование грамматического строя речии Обследование слоговой структуры слова.Если вы не обнаружили речевых трудностей, возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом
Как проводить обследование - student2.ru Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка Начните с консультации отоларинголога
Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Попросите ребенка внимательно рассмот­реть картинки и рассказать, какое событие на них изображено. Связаны ли картинки между собой или это разные истории? Попросите до­казать свое мнение.

Предложите ребенку представить, что кар­тинки — это кадры из мультфильма, и попроси­те придумать этот мультфильм. Пусть малыш проявит себя творчески. Но ограничивайте его фантазию рамками рассказа.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил рассказ самостоятельно.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил рассказ с небольшой по­мощью (вы задали ему один - два

вопроса).

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.

Как проводить обследование - student2.ru В рассказе были использованы разные сло­ва (богатый словарный запас).

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок строил фразы правильно, без оши­бок.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок использовал предложения, состо­ящие из четырех и более слов.

Как проводить обследование - student2.ru Все звуки ребенок произносит правильно.

Как проводить обследование - student2.ru Речь была в нормальном темпе.

Как проводить обследование - student2.ru Речь плавная, без больших пауз между сло­вами, между слогами.

Как проводить обследование - student2.ru Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.

Вы поставили плюсы по всем пунктам.

По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

 
  Как проводить обследование - student2.ru


Трудности Алгоритм дальнейших действий
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок не смог обнаружить связи между картинками Вам надо срочно проконсультироваться со специалистами. Начните с психолога или психоневролога
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок часто отвлекается от темы рассказа, много посторонних деталей Возможно, вы уделяете ребенку мало внимания. Посоветуйтесь с психологом
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок только перечислял предметы на картинках Как проводить обследование - student2.ru Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения Вам надо провести полное экспресс- обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочнаяконсультация специалиста. Начните с логопеда
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски») Обратите особое внимание на раздел Обследование грамматического строя речи.Обратитесь за консультацией к логопеду
Как проводить обследование - student2.ru У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки Как проводить обследование - student2.ru Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец Обратитесь к разделам Обследование навыка звукопроизношения, Обследование слоговой структуры слова, Обследование фонематического восприятия.Вашему ребенку нужны занятия с логопедом
Как проводить обследование - student2.ru Речь ускоренная, у ребенка время от времени появляются запинки Внимание, возможно появление заикания. Срочнаяконсультация у логопеда или невропатолога
Как проводить обследование - student2.ru Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает Обратите внимание на разделы Обследование грамматического строя речии Обследование слоговой структуры слова.Если вы не обнаружили речевых трудностей, возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом
Как проводить обследование - student2.ru Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка Начните с консультации отоларинголога

Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Недочеты в грамматическом оформлении речи в логопедии называются аграмматизмами. Необходимо различать истинные аграмматизмы, причиной которых является несовершен­ство речевого развития ребенка, и возрастные, обусловленные особенностями становления языковой системы ребенка, т. е. ошибки роста.

Начинаем обследование грамматического строя речи с составления предложений по кар­тинкам.

Попросите ребенка рассмотреть подряд три картинки и рассказать вам, что на них на­рисовано. Если ребенок отвлекается, рекомен­дуется показывать ему по одной картинке, при­крыв остальные листком бумаги.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил предложения самостоя­тельно.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил предложения с неболь­шой помощью (вы задали ему один - два

вопроса).

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил рассказ, проявив фанта­зию.

Как проводить обследование - student2.ru В предложении ребенок использовал сло­ва «потому что», «так как», «поэтому». Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил сложные предложения, состоящие из нескольких частей. Как проводить обследование - student2.ru Ребенок строил предложения правильно, без ошибок.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок использовал предложения, состо­ящие более чем из четырех слов.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

Трудности Алгоритм дальнейших действий
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок не смог составить предложения самостоятельно Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется консультация логопеда
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок только перечислил предметы на картинках Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составляет очень короткие предложения Вам надо провести полное экспресс- обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочнаяконсультация специалиста. Начните с логопеда
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски») Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что проблемы серьезные и вашему ребенку требуется срочная консультация логопеда

Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Попросите ребенка рассмотреть все кар­тинки и поиграть в игру «Жадина». Можно пред­варительно рассказать небольшую сказку о том, что когда-то далеко-далеко жил на свете жадный мальчик (жадная девочка), который не любил ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мое». Попросите ребенка изоб­разить этого жадину и ответить вам, о каких предметах, нарисованных на картинках, этот мальчик (девочка) сказали бы «мой»,о каких «моя», «мое»или «мои».Например: «мое сол­нце», «мой мишка», «моя пирамидка», «мои брюки» и т. д.

Другой вариант — игра «Добрый мальчик (девочка)». Попросите ребенка разделить предметы, нарисованные на картинке, между вами. Например: «мое солнце», «мой мишка», «твоя пирамидка», «твои брюки» и т. д.

Если ребенок отвлекается, рекомендуется показывать ему по одной картинке, прикрыв остальные листком бумаги, или использовать указку (карандаш), переводя ее с картинки на картинку слева направо сверху вниз.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок выполнил все задание правильно.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок ошибся один раз (не знал предме­та, изображенного на картинке).

Как проводить обследование - student2.ru Ошибся один - два раза, но быстро испра­вил сам себя.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой те трудности, кото­рые испытывал ребенок.

Трудности Алгоритм дальнейших действий
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок Как проводить обследование - student2.ru Ребенок сделал больше трех ошибок и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется срочнаяконсультация логопеда
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок ошибается при согласовании с именами существительными среднего рода (солнце, окно, яблоко, яйцо) или множественного числа (брюки, очки, ножницы, книги, глаза) Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. В конце обследования вернитесь к этому материалу. Если ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у него есть другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду
Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Попросите ребенка рассмотреть верхний ряд картинок и ответить на вопрос: «Где лежат карандаши?» (В коробке, на коробке, за короб­кой, перед коробкой.) Если он затрудняется правильно ответить по картинке, вы можете смо­делировать данную ситуацию на реальной ко­робке карандашей и опять перейти к картинкам.

Затем попросите ребенка рассмотреть дру­гие картинки и найти один предмет, изображе­ние которого повторяется. Это мяч. Потом за­дайте вопрос по этим картинкам, например:

Где лежит мяч? — Мяч лежит под стулом.

Где летит мяч ? — Мяч летит над забором (че­рез забор).

Откуда мальчик достает мяч? — Мальчик достает мяч из-под дивана.

Как девочка бросает мяч? — Девочка бро­сает мяч над головой.

Если ребенок затрудняется ответить на воп­росы по картинкам, попробуйте проделать те же манипуляции с настоящим мячом.

Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги. Если малыш сразу не понимает, что от него требуется, вы можете помочь ему с по­мощью наводящих вопросов.

Если ребенок отвлекается, рекомендуется использовать указку (карандаш) переводя ее с картинки на картинку слева направо.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил предложения самостоя­тельно.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок составил предложения с неболь­шой помощью (вы задали ему один - два вопроса).

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок выполнил все задание правильно.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок ошибся один раз (не понял ситуа­ции, изображенной на картинке).

Как проводить обследование - student2.ru Ошибся один - два раза, но быстро испра­вил сам себя.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам. Не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

Трудности Алгоритм дальнейших действий
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок Как проводить обследование - student2.ru Ребенок сделал больше трех ошибок и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки Как проводить обследование - student2.ru Ребенок неправильно использует падежные окончания имен существительных Как проводить обследование - student2.ru Ребенок неправильно произносит предлоги или заменяет одни предлоги на другие, не подходящие по смыслу Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется срочнаяконсультация логопеда .-
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок не знает некоторых предлогов Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. В конце обследования вернитесь к этому материалу. Если ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у него есть другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду
Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Это задание не предполагает использования картинного материала. Мы предлагаем вам с ребенком выполнить следующее задание — из­менить слова по образцу. Игра называется «Изменяйка». Правила игры: ребенок внимательно слушает, как меняется слово в первой паре, и пытается изменять остальные слова так же, по аналогии. После того, как вы закончите играть со словами первого столбика, предупредите ребенка, что теперь слова будут изменяться не­сколько по-другому. Каждый раз, переходя к другой модели, активизируйте внимание ребен­ка. В конце каждого столбика мы поставили бес­смысленные слова или слова из «тарабарского языка». Если ребенок в процессе игры освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели.

Вам предлагается две серии заданий: А и Б. В серии А представлен материал по слово­изменению, в серии Б — по словообразова­нию.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок выполнил все задание правильно.

Как проводить обследование - student2.ru Ошибся один - два раза, но быстро испра­вил сам себя.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

Трудности Алгоритм дальнейших действий
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок не мог понять, что от него требуется Попробуйте в свободное время поиграть с ребенком в слова. Если возникли трудности, обратитесь за консультацией к логопеду
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок смог самостоятельно изменять слова только после изучения 3-4 примеров Как проводить обследование - student2.ru Ребенок сделал больше трех ошибок в каждой серии заданий и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки Возможно, что у вашего ребенка отмечаются и другие недостатки в развитии речи. Продолжите обследование. Мы рекомендуем вам срочнообратиться за консультацией к логопеду

 
  Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Слог— минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов, раз­личных по составу, постепенно. Поэтому у до­школьников сложные, малознакомые слова мо­гут вызывать трудности при произнесении. К школе ребенок должен освоить основные типы слоговых структур.

Попросите ребенка внимательно рассмот­реть картинки и назвать, что на них нарисовано.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок все слова произносит правильно.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок ошибся один - два раза, но быстро исправил себя сам.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам. Не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

Трудности Алгоритм дальнейших действий
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком Как проводить обследование - student2.ru Ребенок сокращает слово, пропуская некоторые слоги или не договаривая слово до конца Как проводить обследование - student2.ru Ребенок говорит очень странно. Он один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги Как проводить обследование - student2.ru Ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом Как проводить обследование - student2.ru Ребенок произносит слово несколько раз по-разному Если ошибка носит единичный характер, потренируйтесь произносить это слово правильно. Через несколько дней оцените результат вашей работы. Если ошибок много, проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, что у вашего ребенка есть и другие проблемы

 
  Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Как проводить обследование - student2.ru

Формирование звукопроизношения при норме речевого развития заканчивается в воз­расте примерно 5 лет. К этому времени ребе­нок должен научиться правильно произносить все звуки (фонемы) родного языка, правильно использовать их в самостоятельной речи и не смешивать между собой. Современные дети осваивают звуковую систему языка немного позже — примерно к 5,5 годам.

Таким образом, если вашему малышу еще не исполнилось 5 лет, он «имеет право» не про­износить звук «р». Этот звук в его речи либо отсутствует, либо заменяется другим.

Но если у ребенка, независимо от возрас­та, отмечаются искажения какого-либо звука при его произнесении, т. е. звук есть, но он «не­правильно» звучит или заменяется другим «не­правильно» звучащим звуком, вам срочнотре­буется консультация логопеда.

Тревожным симптомом является смеше­ние звуков — ребенок вместо одного звука, который умеет говорить, например, «ш», — произносит «с»: сапка, а не шапка, коска, а не кошка. Аналогичные ошибки ребенок может сделать в дальнейшем при чтении и на пись­ме, у него возникают трудности в освоении школьной программы и, соответственно, пло­хие отметки.

Чтобы определить, насколько правильно у малыша сформировано звукопроизношение, понаблюдайте за ним в общении: все ли звуки он произносит правильно, не использует ли он неправильные артикуляции: не высовывает ли

язык, не раздувает ли щеки во время говоре­ния.

Если есть сомнения —обратитесь к ло­гопеду.

На соседней страничке представлен мате­риал, который поможет вам выявить у ребенка трудности при произнесении наиболее слож­ных согласных звуков: «р», «л», «с», «з», «ц», «ш», «щ», «ч».

Попросите ребенка рассмотреть картинки и назвать их по очереди, а сами внимательно по­наблюдайте, как он произносит эти звуки. Пос­ле этого предложите малышу поиграть в скоро­говорки. В первую очередь выбирайте те скоро­говорки, в которых есть звуки, вызвавшие у вас сомнения. Скороговорки произносятся снача­ла в нормальном или даже немного замедлен­ном темпе, а затем с постепенным ускорением.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок все звуки произносит правильно.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок ошибся один - два раза, но быстро исправил себя сам.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам. Не унывайте, пользуясь таблицей насле­дующей странице, отметьте галочкой трудно­сти, которые испытывал ребенок.

Как проводить обследование - student2.ru

Параметры оценки к обследованию звукопроизношения
Трудности Алгоритм дальнейших действий
Как проводить обследование - student2.ru Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают Как проводить обследование - student2.ru Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще маленький Как проводить обследование - student2.ru Ребенок говорит очень странно. Преоблада­ют твердые звуки, как будто у него акцент Здесь нечего обсуждать! Срочно к логопеду
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок звук «р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук Как проводить обследование - student2.ru Ребенок произносит звуки «с», «з», «ц», как англичанин, между зубами Как проводить обследование - student2.ru У ребенка при произнесении звуков «ш», «ж» немного раздуваются щеки Как проводить обследование - student2.ru При произнесении некоторых звуков в речи ребенка появляется хлюпающий призвук, воз­дух идет как-то вбок Как проводить обследование - student2.ru Я не могу понять, но что-то ребенок произно­сит не так Не важно, сколько вашему ребенку лет. У него сформированы неправильные артикуляционные уклады. Ему требуются занятия с логопедом. Чем раньше вы выясните, что с ребенком, тем быстрее вы решите свои проблемы
Как проводить обследование - student2.ru У моего ребенка нет звука «р» Если вашему ребенку больше 5 лет, лучше обра­титься к логопеду. Специалист решит, можно ли еще ждать или пора начать занятия
Как проводить обследование - student2.ru Ребенок смешивает звуки или использует звук, где надо и не надо Такое бывает в течение одного - двух месяцев, если ребенок только научился произносить новый звук, например звук «р». Он им заменяет даже звук «л», который он умел произносить хорошо. Если вы от­мечаете замены и смешения звуков на протяже­нии продолжительного времени, проверьте, раз­личает ли ребенок эти звуки на слух (см. раздел Обследование фонематического восприятия),и обратитесь к логопеду. Этот недостаток может проявиться на письме
Параметры оценки к обследованию фонематического восприятия
  Трудности Алгоритм дальнейших действий
  Как проводить обследование - student2.ru Ребенок делает ошибки время от времени. При этом, если вы начинаете говорить громче или медленнее, у него улучшается качество ответов   Как проводить обследование - student2.ru Ребенок, как правило, дает правильные ответы при повторном проговаривании «цепочки» слогов взрослым Если ошибка носит единичный характер, возможно, что он в этот момент просто отвлекся. Если ошибки носят регулярный характер, а ваш ребенок собирается в этом году идти в школу, есть смысл сходить на консультацию к психологу. Скоро вашему ребенку придется сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, делать домашние задания. Для этого нуж­но устойчивое внимание. Если ошибок много, проконсультируйтесь с лого­педом. Возможно, у ребенка есть проблемы
  Как проводить обследование - student2.ru У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении одной или двух пар звуков Это не катастрофа, но лучше начать занятия с логопедом как можно раньше  
 
Как проводить обследование - student2.ru У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков Это довольно серьезно. Срочнообратитесь к логопеду
Как проводить обследование - student2.ru

В основе грамотного письма лежит умение ребенка правильно различать звуки речи — фо­немы. В системе русского языка одни фонемы имеют значительные отличия друг от друга и легко различаются детьми, другие очень близ­ки по звучанию или способу произношения и часто смешиваются.

Одним из признаков неблагополучия в раз­витии фонематического восприятия могут слу­жить замены и смешения фонем в устной речи. В ряде случаев с устной речью все в порядке, а проблемы фонематического восприятия суще­ствуют. Несвоевременно выявленная недоста­точность фонематического восприятия может проявиться уже в послебукварном периоде, когда ученики начинают писать диктанты.

Ошибки такого рода вызывают недоумение у родителей. Действительно, как можно напи­сать светы вместо цветы, порода вместо боро­да, коска вместо кошка, крильцо вместо крыльцо, — ведь звуки слышатся так четко, так ясно. И родители начинают ругать своих детей за невнимательность. А ругать в этом случае не за что. Дети не виноваты! Просто у них вовре­мя не сформировалось фонематическое вос­приятие в полном объеме. Своевременная коррекционная работа может полностью компен­сировать этот недостаток.

Раздел Обследование фонематического восприятиявходит в качестве обязательного в любое логопедическое обследование.

Ребенку предлагается игра «Запоминайка». Он должен запомнить слоговые ряды и воспро­извести их с максимальной точностью. Детям до 5,5 лет мы предлагаем запомнить ряды из двух слогов, старше этого возраста — из трех.

Во время игры ребенок не должен видеть вашей артикуляции, т. е. ваших губ, когда вы произносите эти слоги. Закройте нижнюю часть лица листом бумаги. Одна пара или тройка сло­гов произносится в нормальном темпе голосом средней громкости и повторяется не более двух раз. Если ребенок часто отвлекается, мож­но попробовать произносить слоги чуть мед­леннее или чуть громче.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок все слоги воспроизвел правильно.

Как проводить обследование - student2.ru Ребенок ошибся один - два раза, но быстро исправил себя сам.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Подведение итогов.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

Как проводить обследование - student2.ru

 
  Как проводить обследование - student2.ru

Наши рекомендации