Глава 3. Методика диагностики агрессии и агрессивности
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири «Баса-Дарки»Созданная методика Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком в 1954 году, была предназначена для исследования представлений личности о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимодействий в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений выявляются два фактора:
доминирование подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири, разработал условную схему в виде круга, который разделен на сектора. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены 4 ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. Схема, основана на предположении, что чем ближе результаты опрашиваемого к центру окружности, тем сильнее взаимодействия этих двух переменных. По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие. Данные анализируются путем сравнения дискограмм, которые демонстрируют различия между представлениями различных людей. Опросник «Баса-Дарки», авторы данного теста считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность может обладать определенным уровнем агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность. Чрезмерная развитость агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, которая не способна на сознательную кооперации.
Исходя из этого, авторы делят проявления агрессивности на две формы:
1) мотивационная агрессия, как самоценность;
2) инструментальная – как средство.
Определив степень этих деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности. А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как реакцию, которая, развивает негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая, свой опросник, который дифференцирует проявления агрессии и враждебности А.Басс и А. Дарки обозначали следующие формы реакций:
1) физическая агрессия – применение физической силы против другого лица;
2) косвенная – агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо или ни на кого не направлена;
3) раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, например вспыльчивости, грубости;
4) негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Термин «агрессивность» используется широко и несет в себе не только социально - негативный, но, в ряде случаев, и социально - позитивный смысл. Агрессивность является одним из существенных свойств личности, накладывающих отпечаток на процессы социального функционирования.
В настоящее время, в рамках изучения индивидуальной агрессивности личности отечественной складывается два основных направления исследований. Первое касается феномена аутоагрессии, преимущественно представленной изучением суицидального поведения (А. Г.Амбрумова, А. Р.Ратинов, А. В.Боенко и др.). Второе направлено на изучение гетероагрессивного поведения (Г.В.Морозов, Ю.М.Антонян и др.), где акцентируется роль внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, при которых агрессивное действие становятся возможным.
Анализ теоретических подходов к проблеме агрессивности, в которых нашли отражение взгляды как отечественных (в мотивационной теории агрессии), так и зарубежных (психоанализе; фрустрационной теории агрессии; в теории агрессии, как приобретенной модели поведения) показал, что на данный момент не выработано четких понятий «агрессия и агрессивность».
В психоанализе агрессивность понимается как тенденция или совокупность тенденций, цель которых причинение вреда другому человеку, а агрессия - внешнее проявление этих тенденций, которое может принимать форму как явно негативную, так и внешне позитивную, символическую (Р. Вельдер, К. Лоренц).
Во фрустрационной теории агрессии, усматривается причинно -следственные отношения между агрессией и агрессивностью и ориентированной на поиск внешних причин агрессивного поведения, агрессия понимается как модальности и формы поведения, а агрессивность - как приобретенное личное качество (Дж. Доллард, Миллер).
В теории агрессии как приобретенной модели поведения, агрессивность рассматривается как формируемое в процессе социализации личное качество, которое проявляется в агрессивном поведении не только в качестве психологической защиты, но и как инструмент удовлетворения потребности (А Бандура, Д. Ричардсон, В Денисов).
В мотивационной теории агрессии, агрессивность определяется, как тенденция к агрессии, которая представляет собой склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающее ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями (Е.В.Рогов, А.Петровский).
В определении агрессивности уже заложено представление о том, что агрессия возникает в результате сложного мотивационного состояния, в котором можно выделить как побуждающий (враждебность, гнев и т. д.), как и тормозящий (культурные стереотипы, чувство вины и т. д.) компоненты.
Таким образом, агрессивность - комплексное социально психологическое свойство личности, в котором заключена повышенная конфликтность, сформированная и приобретенная под воздействием биологических, психологических и социальных факторов. А агрессия - специальное поведение, выражающее в конкретном акте насилия, направленное на объект агрессии, наносящее физический и моральный ущерб для жертвы агрессии. Также необходимо отметить, понятия агрессия и агрессивность не синонимичны, что приводит к следующим выводам: не за всяким агрессивным поведением субъекта стоит агрессивность как свойство личности; агрессивность как свойство личности не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.
Личность является наиболее сложным психологическим конструктом, в котором переплетаются множество социально - психологических и биологических факторов. Изменение одного из факторов существенно отражается на структуре агрессивности личности. В связи с этим представляют интерес рассмотрение биологических и социально — психологических факторов, влияющих на структуру агрессивности.
Безусловно, биологические факторы, оказывают существенное влияние на свойство агрессивности личности. Под биологическими факторами подразумевается воздействие токсических, наркотических веществ, воздействие алкоголя, черепно-мозговые травмы, полученные личностью и т.д.
Алкоголь длительное время считался раскрепощающим средством агрессивных действий. Здравый смысл показывает, что пьянство повышает шансы быть втянутым во враждебные взаимоотношения. Кроме того, люди, совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя. Экперементальные исследования влияния алкоголя на агрессивное поведение включало в себя разнообразные методики. Однако независимо от подхода исследователей, результаты были одни и те же — даже небольшая доза алкоголя ведет к повышению агрессивности. И тип спиртного напитка и доза принятого алкоголя в значительной степени влияют на выход агрессии во вне. Тейлор и Гаммон, например, обнаружили, что незначительные дозы (15г. водки на каждые 16 кг веса тела) сдерживают агрессию, в то время как большие дозы (50г на каждые 16 кг веса тела) способствуют его появлению. Аналогичным образом действуют и наркотики. Большинство исследователей склоны к точке зрения, что значительное количество преступлений совершается под влиянием наркотиков. Именно, под воздействием алкоголя и наркотиков в армейской среде, с повышением агрессивности, совершаются подавляющее большинство преступлений и нарушений. За последние 5 лет до 70% происшествий и преступлений совершено в состоянии опьянения: алкогольного или наркотического.
На становление деструктивной агрессивности также существенное влияние оказывают, полученные личностью, в процессе деятельности, черепно-мозговые травмы. Повреждения лобной доли коры головного мозга приводят к усилению реакции человека на мгновенные воздействия окружающей среды; обыкновенные раздражители вызывают агрессивные реакции, которые обычно блокируются целой серией рефлекторных и осмыслительных процессов. Лица, не имеющие повреждений лобной доли неокортекса, способны адекватно (то есть с учетом времени, места, а также в соответствии со стратегией) отреагировать на провокацию. Однако лица, имеющие подобные повреждения, вскоре быстрее всего будут реагировать на провокацию импульсивно и агрессивно, а также будут проявлять раздражительность и дурное настроение. Лица, у которых диагностировались повреждения мозга, были более склонны к совершению преступлений с применением насилия, нежели те, у которых повреждений не было. Рассмотрение данного биологического фактора особенно актуально в военной сфере. Военнослужащие, получившие черепно-мозговые травмы в ходе боевых действий, чаще других проявляют деструктивную агрессивность.
Агрессивное поведение не возникает в социальном вакууме. Наоборот, зачастую именно социально — психологические аспекты межличностных взаимодействий приводят ее возникновению и предопределяют ее формы и направленность. К социально - психологическим факторам относят следующие специфические детерминанты: фрустрация, вербальное и физическое нападение, провокация, психологическая характеристика жертвы и объекта агрессии, подстрекательство со стороны окружающих.
Фрустрация, как блокирование происходящих в настоящее время целенаправленных реакций, принято считать одной из мощнейших детерминант агрессии. В.С.Свиридовым установлено, что при частой отвлекаемости военнослужащих от целенаправленной деятельности со стороны других, при усвоении учебных программ, во время занятий, по окончанию занятия, агрессивные проявления военнослужащие направляли на сослуживцев.
Второй более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Агрессивная реакция возникает, когда у другого человека имеются какие то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет. При вербальной провокации, ответной реакцией на оскорбления, издевки зачастую оказываются физическое нападение.
Психологическая характеристика объекта агрессии, его национально-психологические особенности, пола, также является мощным детерминантом агрессивного поведения. Военнослужащие склоны быть более агрессивными по отношению к лицам, чья национальность отличается от их собственной, чем к лицам одной с ним национальности.
Психологические механизмы агрессивности военнослужащих в различных видах и условиях деятельности
Переходя на более обобщенный уровень описания, можно определить агрессивность как системное социально - психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов:
1. Субъектными, то есть внутри личностными, характеризующими психическую деятельность агрессора, к которым относится признак инициативы и направленности действия, наличие цели действия, связанной с причинением ущерба и обеспечиваемой применением силы, сопровождающие агрессию эмоции гнева, мотивацию агрессивного поведения.
2. Объектными, характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда, в которых раскрывается провоцирующее воздействие ситуативных стимулов, а также степень нанесенных объекту повреждений.
3. Социально - нормативными, оценочными, такими как морально - этические нормы или уголовный кодекс, которые квалифицируют действие как агрессивное, опираясь на принятые в данное время и в данном обществе юридические и морально - этические нормы.
При таком подходе механизм проявления агрессивности определяется сочетанием всех трех групп факторов, которые формируют готовность индивида совершить агрессивный акт и индивидуальную предрасположенность субъекта к косвенным агрессивным реакциям и вербальной агрессии, проявление негативизма в поведении, стремление к агрессивным действиям в межличностных отношениях. Агрессивность проявляется в склонности к нападению на других и выражается в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению другого человека или других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им ущерба или страданий.
Исходя из вышеизложенного, необходимо уяснить: на основе каких механизмов и показателей агрессивность проявляется как свойство личности?
В.П.Ковалев, С.Б.Дохолян считают их следующими:
1. Выражение данным свойством некоторого отношения к определенным сторонам действительности, отношения, включающегося в себя объектные характеристики этой действительности.
2. Формирование этого свойства в процессе социализации с образованием постоянного комплекса социальных связей, его относительная изменчивость под воздействием социальных условий.
3. Относительная устойчивость (стойкость) и постоянство, одинаковость при повторных проявлениях, а также особенности его реализации в поведении, такие как постоянство, сходство и предсказуемость.
Агрессивность, как социально - психологическое свойство, имеет свою внутреннюю структуру, компоненты которой находятся в субординационных отношениях, в частности:
1. С когнитивными процессами (определенный способ восприятия и интерпретация внешней ситуации).
2. Эмоциональными (эмоции раздражения, гнева, переживания тревоги, чувства вины).
3. Волевыми процессами.
В координационных отношениях со свойством агрессивности находятся характеристики направленности (эгоцентризм), уровень интернальности - экстеральности, уровень социализации личности со степенью интериоризации социальных запретов и морально — этических норм.
Исходя из вышеизложенного, на основе анализа психологической литературы, механизм проявления личности военнослужащего, возможно, отразить в таблице.
Структура и механизм агрессивности, на основе анализа данных
Литературы
Субординационные связи свойства агрессивности с психическими процессами и состояниями | Координационные связи агрессивности с другими свойствами и характеристиками личности. |
Факторы, контролирующие агрессивность | Факторы, стимулирующие агрессивность |
1 . Когнитивные процессы | Эгоцентризм Самооценка Интеральность Мотивация |
Адекватное отражение действительности | Нарушение адекватности в отражении к оценке реальности (повышенная восприимчивость к агрессии готовность интерпретировать ситуацию как угрожающую). |
2. Эмоциональные процессы | Уровень социализации со степенью интериоризации морально-этических и правовых норм. |
Эмпатия, сочувствие, сопереживание. Эмоциональное сопереживание с позиции другого человека. Чувств вины. | Снижение уровня эмпатии. Эмоциональная холодность. Эмоция гнева. |
3. Волевые процессы |
Контроль над эмоциями и в поведении в целом. | Снижение контроля над эмоциями и в поведении в целом, импульсивность спонтанность, взрывчатость, пароксизмальность. |
Существует взаимосвязь между изменениями структуры агрессивности и формируемые ею теми или иными видами агрессивного поведениями. Так, недостаточный уровень социализации личности, эгоцентризм, низкие эмпатические свойства сопровождаются реализацией агрессивности в деструктивной форме; избыточный контроль над эмоциями с жесткой регламентацией их проявления - в дефицитарной форме с недостаточностью отреагирования из-за соответствующих поведенческих навыков. Высокому уровню психической активности, зрелой социализированной личности соответствует преобладание в поведении конструктивной формы реализации агрессивности.
Моделью взаимодействия, которое может привести к перерастанию агрессии в физическую может быть следующая. Военнослужащий. А оскорбляет военнослужащего Б. Б отвечает А оскорблением на оскорбление. А и Б сорятся. Угрозы и контрудары. Физическое нападение.
Мощным стимулом в механизме проявления агрессивности является «сторонние наблюдатели», которые могут играть роль «подстрекателей», даже не будучи непосредственными участниками агрессивных взаимодействий. Существует множество фактов, свидетельствующие о том, что сторонние наблюдатели могут оказать существенное влияние на агрессию, причем происходит это двояким образом. Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение и порицание.
Следует заметить, активизирует механизм возникновения агрессивности у военнослужащих внешние факторы, под которыми рассматриваются особенности среды и ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих детерминант тесно ассоциированы с состоянием физической среды. Существует прямая зависимость агрессии от температуры: от жары. Подтверждением этого является анализ происшествий и преступлений воинской дисциплины за год, где процентное отношение на летнее время выше, чем на другие периоды. В данном случае необходимо учесть, важную роль могут играть и другие факторы - большое количество людей на территории части, удлинившийся световой день и т.д.
К внешним факторам, оказывающими влияние на становление и проявление агрессивности относят: шум, тесноту, загрязненный воздух, различные предметы, относящиеся к предметам агрессии.
Шум оказывает негативное влияние на межличностные отношения: в шумную обстановку ассоциируют с уменьшением взаимопонимания и снижением социальности, громкий и неприятный шум способствует появлениям межличностной агрессии Исследования воздействия табачного дыма на поведение показали, что пассивное курение действительно усиливает агрессивность. Загрязнение воздуха не только вредит здоровью и причиняет неудобство, способствует агрессивному поведению. В связи с этим в вооруженных силах США соответствующими законами установлено о запрещении курения в служебное время, в общественном месте. Возможно, принятие данного закона не связано с агрессивностью, но данный факт способствует снижению агрессивных проявлений военнослужащих.
Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые «посылы к агрессии», также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут исходить из множества разнообразных источников. Если у потенциального агрессора некоторые индивидуальные характеристики потенциальной жертвы просто ассоциируются с агрессией, он будет склонен реагировать агрессивно. Оружие также служит «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен насилия. Следует отметить, что сам факт наличия оружия в воинском коллективе, даже если оно не используется в агрессивных действиях, может способствовать проявлению агрессивности у военнослужащих.
Фрейд утверждает, что человек, оказавшийся в угрожающей его жизни ситуации, либо вступает в борьбу с тем, что ему угрожает, либо убегает от опасности. В нервную систему человека заложен рефлекс «бей или беги». Выступающий в роли защитного механизма, когда ему грозит опасность. «Этот рефлекс сформировался у человека за долгие годы эволюции и не раз сослужил ему хорошую службу». Как только организм принимает сигнал опасности, происходит целая цепочка физиологических и биохимических изменений: учащается сердцебиение и дыхание, повышается уровень напряжения мышц, меняется состав крови и других жидких сред нашего тела и т.д.
Главный результат всех этих стремительно происходящих процессов - скачкообразное повышение имеющейся у нас энергии, что можно было воспользоваться ею при встрече с опасностью. Когда человеку угрожает нападение потенциального агрессора, «включается» рефлекс «бей или беги», который приводит организм человека в боевую готовность. Одним из недостатков рефлекса «бей или беги» является то, что он не отличает реальной угрозы от вымышленной, кажущейся. Излишняя активизация этого рефлекса может приводить к стрессовым симптомам, в числе которых депрессия, раздражительность, общая тревожность, агрессивность поведения.
Как всякая человеческая функция, рефлекс «бей или беги» обостряется по мере тренировки и притупляется, когда им пользуются редко, Люди, которым свойственно ощущение относительной защищенности, попадая в критическую ситуацию, испытывают реакцию средней интенсивности, в то время как другие, которым часто доводилось чувствовать себя под угрозой (например, на войне), в аналогичном случае ощутят реакцию более мощную.
Перед лицом противника, особенно если он вооружен, у человека, естественно, возникает страх и включается команда «бей или беги». В кровь поступает гормон адреналин (связанный с чувством страха) и норадреналин (связанный с чувством гнева), которые дают человеку силы сражаться или убежать. Солдата учат в таких ситуациях думать только о победе, о том, как взять верх над противником и подавить его сопротивление. Это старый испытанный метод подготовки бойцов: на собственное чувство страха отвечать агрессивным поведением. Данный пример подтверждает существование особой связи между страхом и гневом. «Гнев - это реакция на страх. Все виды гнева, от легкого раздражения до убийственной ярости, проявляются в тех сферах нашей жизни, где произошло нечто, испугавшее нас».
Воодушевление — это настоящий автономный инстинкт человека, связанный с собственным поисковым поведением, собственными вызывающими стимулами и происходит во внутривидовой агрессии.
Воодушевление вызывают следующие факторы: нечто, в чем видят ценность и что надо защищать; враг, который этой ценности угрожает; среда сообщников, с которыми человек чувствует себя заодно, когда поднимается на защиту угрожаемой ценности. К этому может добавиться вождь, призывающий к «священной борьбе».
Воодушевление порождается агрессией. В тоже время, воодушевление, мобилизуя духовные и физические силы человека, помогает ему одержать победу. В данном случае воодушевление порождается оборонительной агрессией, которую Э.Фромм считал «доброкачественным видом». Смех во многом подобен воодушевлению: и в своих особенностях, свойственных инстинктивному поведению, и в своем эволюционном происхождении от агрессии, но главное - в своей социальной функции. Смех обычно люди ассоциируют с радостным состоянием. Но не стоит забывать о том, что он бывает разный: добрый, веселый, ироничный, саркастический. Агрессивная составляющая смеха наиболее отчетливо выступает, когда высмеивают кого - то. Если человек не сможет смеяться вместе со всеми, он чувствует себя исключенным, даже если смех не направлен против него самого. Подавляя внешние проявления известных недостатков, смех побуждает людей исправлять самим эти недостатки и внутренне самосовершенствоваться. В этом смысле он играет полезную роль. Но если смех вырывается самопроизвольно, а не под влиянием сознательного размышления, то может незаслуженно «ударить» беззащитного.
Любовь и насилие. Едва ли существует тема, связанная с человеком, которая бы не касалась насилия в любви! Любовь, связанная с чрезмерной ревностью приводит к враждебности. Неразделенная любовь может породить в отвергнутом человеке злость, жестокость, агрессивность, желание отомстить. Мстят только ущербные люди, «которые не имеют другой возможности восстановить разрушенное самоуважение. Продуктивно живущий человек не испытывает в этом нужды. Его способность творить проявляется сильнее, чем потребность мстить.
В тесном родстве с мстительным насилием находится вид деструктивности, который можно объяснить «потрясением веры». Человеку необходимо во что-нибудь верить: он верит в любовь, добро, справедливость. Но у многих вера испытывает потрясение: обман родителями, друзьями, возлюбленной и т.д. Реакция на подобные переживания бывает разной. Одни становятся более независимыми и ищут себе новых друзей и возлюбленных, а другие ожесточаются. Глубоко разочарованный человек, который чувствует себя обманутым, может начать ненавидеть жизнь. Разочарование в вере и любви к жизни делают его циником и разрушителем. Такой человек мстит за то, что она его чем-то обделила. Он не может создавать, поэтому хочет разрушать.
Садизм - когда личность стремиться и ей очень важно полностью подчинить другого человека своей власти, унизить, поработить, заставить страдать. Садизм представляет собой наслаждение от агрессии по отношению к объекту.
Последний тип насилия — архаическая «жажда крови». Человек убивает как можно больше и сам готов быть убитым, после того как на протяжении жизни он утолил свою жажду крови. Убийство превращается в великое упоение и самоутверждение. У отдельной личности мы можем иногда наблюдать жажду крови в фантазиях и снах, во время тяжелого душевного заболевания или в ходе акта убийства.
Причины, вызывающие агрессию в воинской среде (в процентах)
№№ | Содержание причин вызывающих агрессивность | 1 период | 2 период службы | 3 период службы | 4 период службы |
п/п | Службы |
1. | Стрессогенные факторы | 10,3 | - | 6,8 |
2. | Проблемы личности | 18,3 | 8,9 | 2,6 |
3. | Материальные трудности | 12,7 | 10,3 | 18,2 | 8,9 |
4. | Негативные | 16,4 | 30,0 | - | 28,1 |
. | Межличностные отношен. |
5. | Недовольство командным составом | 3,1 | 18,4 | 49,6 | 31,6 |
6. | Учебно-профессиональные | 1,6 | 12,5 |
Трудности |
7. | Проблемы в личной жизни | 2,4 | 7,2 | - | 4,5 |
8. | Семейные проблемы | 3,6 | - | - | 2,2 |
9. | Неуставные | 2,8 | 3,8 |
Взаимоотношения |
Агрессивное поведение в подразделении, по мнению военнослужащих наиболее часто проявляется в ситуациях: необъективности командования при оценке ситуаций, знаний, назначения в наряды и на работы, увольнения в отпуска; в ситуациях конфликтных межличностных отношений (ссоры, споры, драки, неуставные взаимоотношения); в ситуациях конфликтных взаимоотношений при несении службы и боевого дежурства; в ситуациях неуставных взаимоотношений.
Таким образом, агрессивность - системное социально - психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее при этом, в зависимости от воздействующих биологических, психологических и социальных факторов, конструктивный (социализированный) или дезадаптивный характер. Свойство агрессивности имеет внутреннюю структуру. С изменением внутренней структуры агрессивности, в контексте целостной личности меняется продуцируемые ею формы агрессивного поведения.
Методы работы командира по диагностике и профилактике агрессивного поведения у подчиненных
Кроме того, профилактика агрессивного поведения военнослужащих имеет ряд особенностей, связанных с выполнением конституционного долга - защиты Отечества.
Военнослужащий должен обладать определенным уровнем боевой агрессивности, достаточным для активных боевых действий. Следовательно, работа должна строиться с учетом профессиональных особенностей воинской деятельности. Если в обществе в целом стоит проблема снижения агрессивности, направленная на минимизацию агрессивных внешних проявлений, то в армии, наоборот, стоит проблема активизации агрессивной направленности, но в тоже время, и управляемости этой активности. Поэтому основной задачей профилактики агрессивного поведения военнослужащих по призыву являются не только предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации, которые являются результатом неблагоприятного социального развития, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды и воспитания, но и путем целенаправленных действий актуализация действий просоциально направленных.[3]
Важное значение при организации и проведении предупредительной работы имеет также знание и учет возрастных особенностей военнослужащих. В этом возрасте юноши наиболее остро, эмоционально воспринимают личностные недостатки, неудачи. Для них характерно бурное формирование характера, убеждений, направленности личности, мировоззренческих позиций, стереотипов взаимоотношений с людьми. Все это нередко удивительным образом сочетается с самоуверенностью, пренебрежением к суждениям и ценностям должностных лиц, черствостью к сослуживцам, настойчивым игнорированием правил и требований при малейшем ослаблении контроля за их соблюдением, слепым следованием за случайными «авторитетами», за различными армейскими «модами» в поведении, в ношении обмундирования и др.
Таким образом, указанные особенности откладывают отпечаток на всю профилактическую работу по осуществлению контроля и коррекции агрессивного поведения и должны быть учтены в работе по предупреждению агрессивного поведения военнослужащих по призыву.
Анализ психологической литературы по проблеме предупреждения отклоняющегося поведения свидетельствует, что для военных психологов характерно из всех мер предупреждения выделять внешние пути, такие как повышение организаторской деятельности должностных лиц, наведение уставного порядка и т.д. Не отрицая их важность и целесообразность, на наш взгляд ведущим методом в предупреждении агрессивного поведения должны быть индивидуальная и групповая психокоррекционная работа.
В настоящее время психологическая коррекция, наряду с лекционно-просветительской и консультативно-рекомендательной работой, рассматривается как форма психологической помощи.
Анализ подходов различных авторов показывает, что психокоррекция рассматривается как: направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Г.Л. Исурина); способ создания оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы (О.А. Карабанова); самостоятельный механизм психологического воздействия (А.С. Спиваковская); способ задач психопрофилактики Ю.Ф. Поляков); психотерапия в узком смысле (В.В. Юстицкий).
Для нас ближе понимание психокоррекции, предложенное В.В. Юстицким, так как при таком понимании ее главным методом становится не та или иная психотехника, а особая форма взаимоотношения в процессе психотерапевтического контакта. Вместе с тем, следует отметить, что во всех случаях под психокоррекцией подразумевается деятельность психолога, которая направлена на изменение психологических образований, препятствующих эффективной жизнедеятельности человека.
Как было уже отмечено в основе агрессивного поведения лежит десоциализация личности, находящая свое отражение в когнитивной, эмоциональной поведенческой сферах. Исходя из такого понимания агрессивного поведения ее разрешение возможно, прежде всего, через процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или выражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. Поэтому центральной задачей психокоррекции агрессивного поведения является развитие умения военнослужащего удовлетворять свои потребности, права и чувства социально-приемлемым способом, отвечающим условиям военной службы. Данная задача разрешима, но только при такой психокоррекции, которая нацелена на изменение внутренних диспозиций личности (создания личностью новых систем ценностей, смыслов), перестройки системы отношений, иерархии мотивов, изменение взгляда, отношения личности на существующие проблемы, трудные ситуации, преобразования образов объективной конфликтной ситуации, совершенствования самооценки, повышение адекватности и положительности Я-концепции, формирование более эффективной системы саморегуляции, умение личности быть «самим собой», работа личности над собой и т.д., в результате которой у нее изменяется те или иные черты характера, установки, формируются волевые качества. Реализация этих задач возможна при условии, что в основе психокоррекционнной работы будет положен принцип развития военнослужащего как личности.
Как писал С.Л. Рубинштейн: «Весь ход жизни и все усилия личности должны быть связаны ароматом сверхлично обоснованной надежды, подкрашенной не только верой в себя, но и силами сверхличного порядка». Интересную мысль по этому поводу высказал Ассаджиоли. Он пишет: «Человек спокоен тогда, когда может создать и следовать идеальному образу совершенной личности, в соответствии своему масштабу, стадии развития и психологическому опыту».
Как это достичь?
Необходимо направить военнослужащего к независимости, целью которой является психологическая зрелость. Под независимостью понимается способность к самоформированию. Благодаря этой независимости происходят изменения позиций и ценностей. Здесь на первое место выходит формирование волевых качеств, то есть воспитать в себе волю, сделать свое сознательное «Я» как можно более действенным. Двигаться к этому следует шаг за шагом, определяя впереди отдаленные цели. Достижение их облегчается в результате сознательного выбора промежуточных, этапных (преимущественно инструментальных) целей. При этом в сфере внутриличностной могут быть достигнуты изменения познавательного характера - в определенной ценностной установке, аффективного характера - принятие самого себя и поведенческого характера - усвоение действий, приносящих удовлетворение. В межличностной сфере целью может стать: на познавательном уровне - изменение перцепций, на аффективном - достижение чувства удовлетворения в отношениях с людьми, на поведенческом уровне - приобретение социальных навыков [20].