Определение доминирующей стратегии во взаимодействии

Методика «Понимание пословиц»(«Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии», 2001). Методика состоит из 35 пословиц, преимущественно русских. Данная методика может использоваться для диагностики испытуемых не младше 16 – 17 лет.

Инструкция.Ваша задача прослушать пословицу и по пятибалльной шкале оценить, насколько она отражает ваше отношение к окружающим людям и ваше типичное поведение. 5 баллов ставится, если поведение, описанное в пословице типично для вас. 4 балла– если вы часто ведете себя так, как описано в пословице. 3 балла – иногда. 2 балла– редко. 1 балл –никогда, такое поведение вам несвойственно.

Для быстрого подсчета результатов, их рекомендуется заносить в бланк:

Список пословиц

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

3. Мягко стеле, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь, не поедешь.

9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сражение проигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты – мне, я – тебе.

20. только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит – гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.

24. Кто дарит, друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало спора.

32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты.

34. взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали – докапаешь до истины.

Ключ:Суммируете количество баллов по столбикам. Максимальное возможное значение суммы 35 баллов, минимальное – 7 баллов. Чем ближе результаты к максимальному значению, тем больше вам свойственен данный тип поведения.

Интерпретация значений.

1 столбик – тип «черепаха». Уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности. Можно соотнести со стратегией «избегания» по К. Томасу.

2 столбик – тип «акула». Силовая стратегия цели, спорная ситуация решается выигрышем только для себя. Можно соотнести со стратегией «напористости, соперничества» по К. Томасу.

3 столбик – тип «медвежонок». Характерно сглаживание углов, может жертвовать успехом ради сохранения хороших взаимоотношений. Можно соотнести со стратегией «приспособления» по К. Томасу.

4 столбик – тип «лиса». Стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей. Можно соотнести со стратегией «компромисс» по К. Томасу.

5 столбик – тип «сова». Ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей. Стремиться найти решения, удовлетворяющие всех участников. Можно соотнести со стратегией «сотрудничества» по К. Томасу.

* * *

Модифицированный вариант опросника

«Решение трудных ситуаций»

(источник: Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А.Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010)

«Шкала принятия других» (В. Фейя)

Инструкция.Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника.

Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

1 – практически всегда,

2 – часто,

3 – иногда,

4 – случайно,

5 – очень редко.

Текст методики

1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.

2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а)*.

3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.

4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качествам.

5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.

6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах,

телевидении и других глупых вещах подобного рода.

7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же

перестают уважать его.

8. Люди думают только о себе.

9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.

10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.

11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.

12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.

13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.

14. Мне нравится быть с другими людьми*.

15. Большинство людей глупы и непоследовательны.

16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*.

17. Каждый хочет быть приятным для другого*.

18. Чаще всего люди недовольны собой.

Обратные суждения отмечены звездочкой (*)

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.

Вариант ответа Балл
Прямые суждения (не отмечены *) Обратные суждения (отмечены *)
1 – практически всегда
2 – часто
3 – иногда
4 – случайно
5 – очень редко

Подсчет осуществляется следующим образом.

60 баллов и больше – высокий показатель принятия других;

45 – 60 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;

30 – 45 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;

30 баллов и меньше – низкий показатель принятия других.

«Шкала доброжелательности» (Д. Кэмпбелл)

Инструкция.Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их прежде, чем начнете выполнять тест.

Текст методики

1.

A. Человек чаще всего может быть уверен в других людях.

B. Доверять другому небезопасно, так как он может легко использовать это в своих целях.

2.

A. Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.

B. В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться.

3.

A. Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.

B. Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.

4.

A. Вера в других является основой выживания в наше время.

B. Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.

5.

A. Если знакомый просит взаймы, лучше найти способ отказать ему.

B. Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни.

6.

A. ≪Договор дороже денег≫? Все еще лучшее правило в наше время.

B. В наше время необходимо стремиться угождать всем независимо от собственных принципов.

7.

A. Невозможно перепрыгнуть через себя.

B. Там, где есть воля, есть и результат.

8.

A. В деловых отношениях не место дружбе.

B. Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому.

Наши рекомендации