Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики

1) privacy (тайна частной жизни) - право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей;

2) accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям;

3) property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права;

4) accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте.

"Хакерская этика"

Насчитывается огромное количество определений понятия "хакер". Эрик Рэймонд, один из авторов, развивающих и пропагандирующих это направление в этике, в своем "Новом словаре хакера" приводит восемь определений, основные из которых следующие:

1) программист, которому изучение тонких и не очевидных возможностей системы доставляет огромное удовольствие, в отличие от большинства программистов, которые в своей работе обходятся минимально необходимыми знаниями;

2) программист-фанатик или просто программист, которому практическое программирование доставляет несравненно большее удовольствие, нежели теоретизирования на около компьютерные темы;

6) эксперт или фанат в любой области, например, "астрономический хакер" или "хакер-ботаник";

7) человек, которому решение сложных задач доставляет огромное наслаждение; тот, кто любит действовать в обход общепринятых правил и ограничений.

Первые хакеры и сам феномен хакерства, как определенного образа жизни и поведения, появились в США в 60-е гг. в стенах MIT (Массачусетский технологический институт). Этими людьми двигало желание овладеть всеми хитростями компьютерных систем и продвинуть технологию за пределы известных возможностей. Хакерская этика представляет собой ряд правил, принципов и норм, выработанных в среде компьютерных профессионалов.

Основные из них, связанны, во-первых, с представлением что "когда люди делятся информацией с другими, то они совершают нечто очень хорошее и общественно полезное. Согласно этому представлению, нести людям свое мастерство, т.е. бесплатно создавать программные продукты, всячески облегчать пользователям доступ к информации и различным компьютерным ресурсам - это моральная обязанность каждого хакера".

Во-вторых, хакеры полагают, что "залезать в чьи-то системы просто из интереса или для забавы - это вполне нормально, естественно, если при этом взломщик ничего не ворует, не ломает и не нарушает конфиденциальности системы".

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.

Например, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия "Женевской декларации " современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация " не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине, но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата.

Разработка и принятие Ассоциацией медицинских сестер России Этического кодекса медицинской сестры подтверждает общую историческую закономерность, являясь важным этапом реформы сестринского дела в России.

А.Я.Иванюшкин, доцент, доктор философских наук, кандидат медицинских наук пишет: "Этический кодекс медицинской сестры России " приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины в ХХ в. С одной стороны, огромное множество медицинских сестер и врачей были в это время верны своему профессиональному долгу (например, в годы Великой Отечественной войны). С другой же стороны, нельзя забывать о следующих фактах. Еще в 20е годы официальные руководители советского здравоохранения (в частности, Н.А. Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как "буржуазный пережиток ", были убеждены, что понятие как "врачебная тайна " для советской медицины в будущем отомрет. Аналогичное отношение в эти годы было и к понятию "медицинская сестра ", которое предлагалось заменить понятиями "помврача ", "замврача ", "медтехник " и др.: "Само слово "сестра ", да и еще "сестра милосердия ", как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен... " (Николаев Н.Д. Сестра или медицинский техник// За кадры медицинского персонала, 1932, N 12, с. 40).

В несколько сглаженном виде такое отношение к профессиональной этике в нашем здравоохранении сохранялось в течение всего советского периода. "Присяга врача Советского Союза " была создана в 1971 г., то есть на 23 года позднее "Женевской декларации ". К тому же, в их содержании имеются значительные, принципиальные различия. Например, в советской врачебной Присяге совсем отсутствует моральноэтическая оценка искусственного аборта. Хотя все наши врачи в 7080г.г. давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике запись в листке нетрудоспособности названия заболевания была обязательной вплоть до 1993 г. Иначе говоря, в течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм. Принятие "Этического кодекса медицинской сестры России " это и покаяние, и надежда возвращения полного моральноэтического здоровья нашим медикам. " "Этический кодекс медицинской сестры России " составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс отразил современные представления о правах пациента, которые являются содержанием конкретных обязанностей, долга медицинской сестры. "Этический кодекс медицинской сестры России " составлен на основе Устава Всемирной организации здравоохранения (1946), международных документов по медицинской этике "Лиссабонской декларации о правах пациента " Всемирной медицинской ассоциации (1981, 1995), "Европейского кодекса медицинской этики " (1987), "Декларации о политике в области прав пациентов в Европе " Всемирной организации здравоохранения (1994), "Этического кодекса медицинских сестер " Международного совета медицинских сестер (1973) и некоторых других.

Принимались также во внимание некоторые национальные этические кодексы медицинских сестер (в частности, США, Великобритании). Использовался опыт составления соответствующих этических документов в нашей стране "Кодекса профессиональной этики психиатра " (принят Российским обществом психиатров в 1993 г.), "Этического кодекса Российского врача " (принят Ассоциацией врачей России в 1994 г.).

Наши рекомендации