Тема 12 Формирование и развитие проектной команды
При организации работы, над проектом необходимо решить две главные задачи:
- формирование команды проекта;
- организация эффективности работы команды.
Участниками проекта могут быть десятки и сотни организаций и отдельных исполнителей со своими специфическими функциями. Координацию деятельности осуществляют команда проекта.
Команда проекта – совокупность работников, которые осуществляют функции управления проектом и персоналом проектов.
Любой проект характеризуется новизной, риском, скоростью изменения процессов – создаются трудности в формировании команды, т.к. на первых этапах у команды нет общих ценностей и норм, но работников члены команды должны эффективно и .
По форме команда проекта отражает структуру управления проектом.
По содержанию – это группа специалистов, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для эффективного достижения целей проекта. С одной стороны команда создает определенный организационный порядок, необходимый для разработки и реализации проекта, с другой – сама команда действует в этой среде и подчиняется единым правилам, вытекающими и целей проекта (см. рис.12.1).
Рисунок 12.1 – Схема формирования команды проекта
В проекте кроме Заказчика и Подрядчика, как правило принимают участие также такие организации:
‑ проектно – сметную документацию разрабатывают специализации проектные организации, обобщенно называемые Проектировщиком. Ответственным за весь комплекс работ несет Генеральный Проектировщик – Генпроектировщик;
‑ материально – техническое обеспечение организации, которые объединяются под общим названием Поставщик или Генеральный Поставщик;
В последние годы появляются дополнительные участки:
- фирмы по оказанию консультационных услуг другим участникам - Консультант;
- Лицензиар – юридическое или физическое лицо, обладатель лицензии или «ноу-хау».
Лицензиар представляет (на коммерческих началах) право на их пользование.
- особое место занимает Руководитель Проекта (Проект – менеджер или Менеджер проекта – юридическое лицо, которому Заказчик или другой участник) делегирует все полномочия по руководству Проекта.
Существует два основных принципа формирования команд управления по этапам:
1 Ведущие участники проекта – заказчик и подрядчик (могут быть и другие участники) формируют каждый свои собственные группы, которые возглавляют руководители проекта, соответственно от заказчика и подрядчика. Эти руководители подчиняются единому руководителю проекта. Руководитель проекта во всех случаях имеет собственный аппарат, координирующий деятельность всех участников проекта.
2 Создается единая команда проекта, в которую входят полномочные представители всех участников проекта.
Аналогично жизненному циклу проекта команда имеет свой жизненный цикл:
- формирование (в начальной стадии специалисты даже не знают один другого их нужно познакомить, сформировать общие цели и т.д., поиск членов команды)
- срабатываемость ( конфликты, лидеры, неформальные группы, внутренняя культура, традиции);
- рабочая стадия (нормативное функционирование);
- реорганизация (при изменениях а проекте);
- расформирование (по окончании отдельных стадий и всего проекта. Проблема трудоустройства освобождающихся работников).
Эффективность ‑ является такая команда, в которой:
- неформальная атмосфера;
- задача хорошо понята и принимается;
- ее члены прислушиваются друг к другу;
- обсуждают задачи, в которых участвуют все члены;
- выражают как свои идеи, так и чувства;
- конфликты и разногласия присутствуют, но концентрируются вокруг идей и методы, а не личностей;
- решение основываются на согласии, а не на голосовании большинства.
Различают 4 метода формирования Команды Проекта:
- целепологающий (основанный на целях);
- межличностный подход (совместные поддержки; доверие; коммуникации внутри команды);
- ролевой (переговоры относительно ролей членов команды);
- проблемно – ориентированный (через решение проблем).
Требования к менеджеру по персоналу в команду:
Личная порядочность:
- этичность – уважение прав; ответственность за обещание, чесность, справедливость, надежность;
- добросовестность – высокие требования к результатам работы;
- рассудительность.
Целеустремленность и продуктивность:
- ориентация на конечный результат;
- настойчивость;
- преданность организации, увлеченность работой;
- уверенность в себе – готовность решать неординарные задачи.
Навыки командной работы:
- необходимость командной деятельности, умение работать во во взаимодействии с другими;
- контактность;
- коммуникабельность;
- умение слушать (!).
Кадровое планирование команды включают оценки потребности –«сколько»;
-«кого»;
-«как использовать».
Методы оценки персонала:
- тесты на профпригодность;
- общие тесты способностей;
- биографические тесты и изучение биографии (в т. ч. и личного дела);
- психодиагностические личностные тесты (в т.ч. отнесение к типу людей);
- интервью;
- рекомендации и изучение послужного списка.
При формировании и развитии команды необходимо учитывать:
- идеологию команды (стремление к личному обогащению или служению стране);
- психологию команды (морально – психологичный климат и т.п.).
В отношении каждого члена команды:
- индивидуально – психологические чувства (темперамент, воля, эмоциональность, умственные способности, характер, память и т.д.);
- лидерство и кон (неофициальная власть);
- руководство и стили (авторитарный, демократический, либеральный);
- мотивационные факторы.
Управление конфликтами
Конфликт – отсутствие согласия между двумя или несколькими субъектами, столкновение противоположных сторон, сил, а также внутренний дикомфорт одного человека.
Традиционная точка зрения – конфликт не должен возникать. Современная точка зрения – определенная степень конфликтности допустима в отношениях.
Традиционный взгляд | Современный взгляд |
Конфликт вызываю нарушители спокойствия | Конфликт невозможно устранить во взаимоотношений людей |
Возникновение Конфликта – это негатив | Конфликт – часто выгоден |
Необходимо избегать конфликтов | Конфликт – часто естественный результат изменений |
Конфликт должен быть погашен | Конфликтом можно и нужно управлять |
Типы конфликтов:
- внутриличностный;
- межличностный;
- между личностью и группой;
- между группами.
Главной причиной конфликтов является отсутствие в одной из сторон, а может быть и у двух сторон, отсутствие полной информации о том или другом явлении, либо нежеланием объективно оценить такую информацию, если она и есть.
Можно говорить и о других причинах, вызванных:
- трудовым процессом;
- психологическими особенностями взаимоотношений людей (симпатии, антипатии, культурные и др. различия людей, действия руководства и т. д.);
- личностными особенностями членов группы (отсутствие самоконтроля, грубость, бестактность).
Обычные стадии протекания конфликтов:
- возникновение конфликтной стадии;
- осознание конфликта;
- конфликтные действия;
- снятие или разрешение конфликта.
Формы конфликта:
- конструктивная (совместный поиск путей разрешения конфликта);
- деструктивная (когда каждый участник остается при своем мнении).
Факторы предупреждения деструктивных конфликтов:
- наличие ясных целей;
- уменье выслушать «противную» сторону;
- умение избегать категорических заявлений;
- вовлечение всех законодательных сторон;
- мотивация;
- умение достигать компромисса и т. д.