Классические теории восприятия

Краткий исторический экскурс (ВОСПРИЯТИЕ).

Научные исследования в области психологии восприятия берут начало со второй половины XIX в., базируясь на философских традициях сенсуализма и эмпиризма, на данных физиологии органов чувств, а также значительном числе ранее известных наблюдений и феноменов (иллюзия луны на горизонте, движение последовательного образа вместе с головой и глазом, стробоскопическое движение и др.), рассматривавшихся часто лишь как забавный курьез. Центральными проблемами, подход к которым специфицирует любое оригинальное направление, школу или психологическую теорию восприятия, были и остаются следующие: психофизическая проблема, единицы восприятия, принципы их организации, необходимость активности наблюдателя, роль перцептивного опыта и способы его приобретения, восприятие и познание.

Классические теории восприятия

Так называемые классические теории восприятия предложили несколько вариантов решения этих фундаментальных проблем, оставаясь в целом на позиции построения образов восприятия на основе элементарных сенсорных качеств - ощущений.

Интеракционизм. Согласно И. Мюллеру (1838), все множество сенсорного опыта ("сенсориум") определяется состоянием сенсорных нервов или их мозговой проекции, а каждый орган чувств связан с нервами, вырабатывающими "специфические энергии", или качества, в ответ воздействующий на них стимул. Один и тот же стимул, действуя на разные нервы, вызывает разные качества переживаний, а разные воздействия на один и тот же нерв приводят к одинаковому сенсорному качеству. Эта идея была подхвачена Г. Герингом в его теории цветового зрения и Г. Гельмгольцем - в отношении анализа слухового восприятия.

Другой подход к взаимоотношению физической стимуляции и ее феноменального образа опирался на постулат "психофизического параллелизма" (Г. Мюллер, 1896). Количественную психофизическую закономерность, связывающую силу ощущения определенного сенсорного качества и величину соответствующего воздействия (вес, размер, интенсивность и т. п.), предложил Фехнер (1860).

Интроспекционизм. В рамках этого направления предметом психологического исследования являлось содержание сознания, в частности его сенсорные качества и атрибуты. Предложенный Э.Титченером "структуралистский" подход предусматривал поиск "элементов" сознания путем аналитической интроспекции: наблюдатель-испытуемый описывал свои переживания при выполнении задачи разложения образа предъявленного объекта на максимально простые составляющие. Титченер предполагал, что именно таким способом можно добраться до элементарных ощущений, имеющих свои физиологические корреляты; неотъемлемыми атрибутами этих ощущений являются их качество, интенсивность, длительность, протяженность и ясность. Предполагалось (хотя интроспекция не дает для этого достаточно информации), что после анализа наступает стадия агрегации, или синтеза, компонентов. Именно перцептивный синтез и составляет центральную психологическую проблему; для объяснения этого процесса привлекались законы ассоциации и внимания. Образы, оставшиеся от прошлого опыта, дополняют ощущения, а смысл фокальному ("core") ощущению придает широко понимаемый контекст.

Близкие идеи развивал В. Вундт, хотя он ограничивался выделением только двух атрибутов ощущений: качества и интенсивности. Как и Титченер, он считал, что восприятие является нечто большим, чем просто сумма ощущений, поскольку последние не содержат информации о прошлом опыте и о значении сознательного образа. Вундт описывал процесс комбинирования элементарных ощущений в терминах фузии, ассимиляции, контраста и усложнения, а также апперцепции, или творческого синтеза, объединяющего процессы восприятия, воображения и памяти.

Функционализм. Этот подход рассматривает восприятие не с точки зрения результирующего образа и составляющих его компонентов, а со стороны самого перцептивного процесса. Другими словами, образ восприятия понимается как функция перцептивной системы. Идеи функционализма были развиты в теории бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца (1866). Он исходил из положения, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать дистальные объекты. Во-первых, они многозначны по природе (зрительное направление не связано жестко с сетчаточной позицией стимула и зависит как от положения глаза в пространстве, так и от позиции второго глаза; проекция плоскостей объекта допускает разные объемные интерпретации и т. д.). Кроме того, они избыточны, т. е. не каждое ощущение становится компонентом образа объекта. (Примером могут служить эксперименты О. Кюльпе (1904), который показал зависимость воспринятых атрибутов кратковременно предъявленного стимула от заданной инструкцией предустановки.) В качестве определяющего принципа функционирования перцептивной системы он принимал жизненный опыт, накапливающийся в процессе практической, главным образом двигательной активности и фиксирующийся в форме представлений. Сопряжение представлений (знаний) и актуальных впечатлений достигается за счет привычных, повторяющихся и подтверждающихся на практике связующих процессов, имеющих форму эмпирического "умозаключения", или логического вывода, но происходящих автоматически, бессознательно. Такая "эмпирическая" точка зрения противопоставлялась "нативизму", признающему врожденность и неизменность стимульно-сенсорных связей. Решающим аргументом в пользу "эмпиризма" послужили исследования Стрэттона (1896), доказавшего возможность успешно и быстро восстанавливать возможность к пространственной ориентировке после инверсии (развороте вокруг горизонтальной оси) сетчаточного изображения.

Факты упреждающего влияния двигательного опыта на сенсорные данные (феномены стабильности видимого мира при движении глаз и др.) привели Гельмгольца к гипотезе "иннервационных", или волевых, ощущений, связанных с интенцией к осуществлению произвольного движения. Сходная гипотеза была высказана и Э. Махом (1907). Позиция И.М. Сеченова была иной: он, исходя из развиваемого им рефлекторного подхода и признания сигнальной функции психического, высказал мысль о движении как механизме объективизации восприятий. Иннервационные, или волевые, ощущения не имеют объективного источника, но такого рода источником может быть ощущение движения, или "темное мышечное чувство" (по терминологии И.М. Сеченова). Согласно Сеченову, преобразования в плане образа, операции обнаружения, сравнения и т. п. есть не что иное, как проявление скрытых, свернутых форм двигательной активности.

Наши рекомендации