Анализ результатов и выводы

В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мо­тивов учения и предпочтении тех или иных учебных предметов.

Методика «Тройные сравнения» для изучения мотивов учения1

Цель методики — установить наличие у ученика внешних и внутренних мо­тивов (факторов) учения, их направленность и силу. Речь в методике идет о задачах, однако имеются в виду не только математические задачи, но и задачи-задания по любому предмету.

Проведение исследования

Учитель в начале урока говорит учащимся: «Каждый должен по своему усмотрению вы­брать из таблицы с 12 задачами, имеющейся на доске, любое количество задач, записать их номера на листочке и сдать его мне. Взамен я дам эти задачи, которые вы и должны решить на уроке.

Учтите, что каждая задача оценена в баллах (от 2 до 5) по трем признакам: проблемность, сложность и полезность. Под проблемностью следует понимать наличие в содержании зада­чи нового вопроса, нового подхода к решению, новой ситуации, а под полезностью — насколь­ко решение ее поможет в усвоении и закреплении изучаемого материала (естественно, уче­ник делает выбор на основании того, что он считает наиболее важным для себя — полез­ность, новизну или возможность решить трудную задачу, испытать себя. — В. И.). Чем выше балл, тем больше уровень соответствующего признака».

Таблица с номерами задач и соотношением баллов по трем признакам

Номер задачи Оценка задач по уровню
проблемность (новизна) сложность полезность
1 2 3 4-5 6 7 8 9 10 11 12 5 5 5 2 4 4 2 3 4 4 3 3 4 4 3 3 5 5 5 2 4 3 2 3 2 4 3 4 2 4 5 3 5 5 2

1 Методика взята из кн.: Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988.

После того как все ученики сдадут учителю листки с номерами выбранных задач, он дает им соответствующие задачи.

Обработка результатов

При обработке результатов учитывается лишь выбор задач учащимся, а не их решение (поэтому и подбираются обычные, рядовые задачи-упражнения). Сила «внутреннего» моти­ва учения по данному предмету подсчитывается по формуле:

E_ai+bi-ci п

где aifb., с. — баллы соответственно по проблемности, сложности и полезности выбранной учеником задачи, а п — общее число выбранных им задач. Оценки задач в таблице подобраны таким образом, что

а + Ь-с>4 при:= 1,2,3,5,6, 12 и

а + Ь-с<4 при i = 4, 7, 8, 9, 10, 11

Приведу пример. Ученик А выбрал пять задач (1, 7, 8, 10, 11), считая, что важнее ре­шать задачи, полезные для закрепления изучаемого материала. В соответствии с таблицей он получил: 5 (5+4-4) + 3 (2+5-4) + 0 (3+2-5) + 2 (4+3-5) + 0 (3+2-5) баллов, что в сум­ме дает 10 баллов. Делим эту сумму на количество выбранных задач и получаем в среднем Е = 2,0 баллам.

Выводы

Можно считать, что при £ > 4 не только достаточно высока сила учебно-познавательных мотивов, но высока и их устойчивость. При £ < 4 устойчивость «внутренних» мотивов со­мнительна.

Примечание. По моему мнению, следует иметь в виду, что при проведении данной диагностики возможно вмешательство такого фактора, как «уровень притязаний» ученика, который может выбрать задачи исходя из критерия престижности. Не зная, как будут вес­тись подсчеты, он может исходить из максимально возможной суммы баллов, которую мож­но набрать по задаче, если суммировать по всем трем признакам (так, выбрав задачу 1, он мог бы получить, исходя из своих предположений, 13 баллов, а выбрав задачу 4 — только 8).

Методика «Незаконченное решение»1

Цель методики — установить наличие у учащихся стремления к заверше­нию начатого дела, что может свидетельствовать о силе и устойчивости возникшего побуж­дения (ситуативного учебно-познавательного интереса).

Проведение исследования

Учитель рассчитывает урок так, чтобы успеть поставить перед учащимися задачу-про­блему, обсудить ее, начать решать, но решение не закончить в связи с окончанием урока. Когда прозвенит звонок на перемену, учитель ничего не говорит учащимся о том, нужно или нет дорешать эту задачу дома. Если кто-либо из учащихся спросит об этом, отвечает, что это на его усмотрение. На следующем уроке учитель фиксирует, кто из учащихся про­должил и решил задачу, выясняет, почему одни ученики ее решали, а другие не сделали этого.

1 Методика взята из кн.: Фридман Л. М,, Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М.,1988.

Обработка результатов

Ученик, который не продолжил решения, получает 0 баллов; тот, кто продолжил реше­ние, но не решил до конца, получает I балл; кто закончил решение — 2 балла; кто закончил решение и начал искать другой способ решения — 3 балла.

Выводы

Количество баллов характеризует силу ситуативного учебно-познавательного инте­реса.

Методика «Направленность на приобретение знаний»

Методика предложена Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой. Инструкция

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

Текст опросника

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой: а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил; б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

2. После получения хорошей отметки ты: а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку; б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спро­сят.

3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет.

4. Что для тебя учеба: а) познание нового; б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да; б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да; б)нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него от­метки: а) да; б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да; б) нет.

10, Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да; б) нет.

11, Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть: а) учиться; б) болеть.

12, Что для тебя важнее — отметки или знания: а)'отметки; б) знания.

Обработка результатов

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл. Ключ к опроснику

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1 -6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Выводы

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приоб­ретение знаний.

Наши рекомендации