Психология и другие науки о человеке. Необходимость изучения психологии экономистами

Психология. Экзамен. Ответы.

Психология как наука: определение, предмет, объект. Критерии научности.

Психология — наука о психике и психических явлениях.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. В первом из них предметомизучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить

объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.

Критерии научности:

1. Знания опираются на многочисленные факты и затем обобщаются

2. Знания обязательно проверяются на Истинность

3. Знания рациональны, осознанны и обоснованы

4. Знания накапливаются и передаются в классифицированном и точном виде

5. Источники знаний — эксперимент,тестирование, беседа и наблюдение

6. Знания постоянно расширяются

Принципы психологии.

Основные методологические принципы психологии:

1.) Пр-ц детерминизма(причинно-следственных связей) Внешние причины действуют через внутренние условия(разработал С.Л. Рубинштейн). Психические явления не возникают сами по себе, а обусловлены естественными и социальными условиями. Пример Чувство голода обусловлено снижением содержания глюкозы в крови.

2.) Пр-ц единства сознания и деятельности. Человек и его психика формируется и проявляется в деятельности. Сознание и деятельность образуют неразрывное единство: сознание развивается и проявляется в деятельности, а деятельность выступает как форма проявления активности сознания. Например. Стремление человека заниматься музыкой формируется в процессе игры на музыкальном инструменте, а затем, чем больше он играет, тем более осознанным становится его увлечение.

3.) Пр-ц системности. Явл. Понимаются как состоящие из компонентов, но внутренне связанных целостной психической организацией. Все особенности психики человека взаимодействуют друг с другом, поэтому должны рассматриваться целостно, как компоненты единой системы. Пример. Если у человека возникли проблемы в семейной жизни, то так или иначе они проявятся и в его профессиональной деятельности.

4.) Пр-ц развития. Психические процессы преобразуются, изменяются посредством перехода с одного уровня на другой, возникают новые формы психических процессов. Психологи отмечают, что изменение идёт либо со знаком +, либо со знаком -. Развитие никогда не стоит на месте. Психика не является чем-то застывшим и стабильным, а может быть понята только в процессе своего развития. пример Психика двухлетнего ребенка и психика взрослого человека существенно различаются между собой. При этом многие психические явления взрослого невозможно объяснить без знания особенностей его детства.

Психология и другие науки о человеке. Необходимость изучения психологии экономистами.

Психология расположена как бы внутри пирамиды, стороны которой — естествознание, обществоведение и техника, а основание — философия. Но особо близка она медицине и педагогике. Ее близость всем этим наукам, даже совместная с ними разработка многих проблем, не лишают ее самостоятельности. Во всех своих отраслях и разделах психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы и свои методы изучения этого предмета. В центре всех проблем психологии всегда находится личность и ее деятельность. И по мере того как в условиях развития социалистического общества повышается роль личности в общественном развитии, возрастает и значение психологии в системе наук.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей.Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики.Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз

В сфере экономических действий часто возникает ситуация, при которой психологические аспекты экономической деятельности оказывают влияние на решения того, «что», «как», и «для кого» производить, с которыми имеет дело экономика, или нечто, характеризующее результаты этих решений. В этом случае экономистам требуются знания о психологических аспектах жизнедеятельности человека. При этом для адекватной оценки ситуации, складывающейся на рынке в результате, как индивидуальных решений участников рыночных сделок, так и совместных, экономист должен уметь различать общее и индивидуальное в психике человека.

Необходимость изучения - http://referat.ru/referats/view/28931

Наши рекомендации