Цветовой тест отношений(ЦТО)

Методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом. Начиная с 1985 года активно используется в дошкольных учреждениях, может применяться на детях с 3-летнего возраста. Эффективность её обусловлена тем, что исследование чувств ребёнка проходит несколько в игровой форме. Дети не подозревают возможности выдать свои переживания.

Для данного способа диагностики эмоциональных отношений используется набор карточек из теста Люшера (Рисунок 1) и список слов: 1) моя мама, 2) мой папа, 3) брат или сестра (если они есть у ребенка), 4) мое настроение в детском саду, 5) мое настроение дома, 6) воспитательница 1 (отношениями с которой ребенок удовлетворен больше), 7) воспитательница 2, 8) друг.

Цветовой тест отношений(ЦТО) - student2.ru

Рисунок 1 Карточки из теста Люшера

Далее ребёнок каждому названному слову сопоставляет некоторый цвет, который выражает уровень близости и симпатии ребёнка к этому человеку. Стоит учитывать тот факт, что цвет не должен характеризовать конкретный признак личности (например: мама – красный, потому что носит красное пальто), для этого стоит напомнить ребёнку, как следует выбирать цвет. В соответствии с такими рекомендациями, ребёнок на основании своих чувств будет выбирать цвета, и наиболее предпочтительные будут характеризовать наиболее близких к нему людей, тех с кем ему приятнее общаться, а так же тех, кому он больше всего доверяет.

В конце задания, ребёнок сам ранжирует цвета, в порядке своего предпочтения, в результате чего сразу видно с каким человек у него наилучшие отношения.

Данный метод позволяет присвоить каждому эмоциональному отношению ранговое значение, относительно его отношений с ребёнком. Кроме того, таким образом можно выявлять источники каких-либо проблем или переживаний ребёнка, а так же проводить их диагностику.

2) Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (Фадина Г.В.)

Цель: определение эмоций.

Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций.

Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим

изображением радости, горя, страха, гнева, удивления, с вопросом: «Какое

это лицо?».

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата

соответствует низкому уровню способности различать эмоции.

Приложение Б

Таблица 1 Результаты эксперимента по методу 1

  Мама Папа Брат или сестра Настроение в д/c Настроение дома Воспитатель №1 Воспитатель №2 друг
Руслан -
Аня
Никита -
Ваня
Настя
Юра
Рома
Аня -
Ксюша
Ирина -
Никита -
Ксюша -
Аня

Приложение В

  Радость Горе Страх Гнев Удивление
Руслан + + + - -
Аня + - + - +
Аня + - - - +
Никита + + + + +
Никита + - + - +
Юра + + + - +
Рома + - - + +
Ваня - + - + -
Ксюша + + + - -
Ирина + - - + +
Настя + + + - -
Ксюша + - - + +
Аня + - + - +

Таблица 2 Результаты эксперимента по методу 2

Приложение Г

Тест “Палитра чувств”

Назначение


Методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.

Описание


Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры

(таб. №1).

Любовь
 
Ненависть
 
Счастье
 
Грусть
 
Злость
 
Страх
 
Одиночество
 
Вина
 

Исследование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей

семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать

красками рисунок любой тематики. После завершения рисунка испытуемому

дается бланк с таблицей №1. И зачитывается инструкция:

"В этой палитре слева написаны названия чувств , а справа – пустые

квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрасть этим цветом пустой

квадрат справа ."

Примечание: Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства.


Обработка результатов теста


При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому

чувству в палитре, и количеству и качествам этого цвета на рисунке.

Этот тест поможет ребенку выразить красками те чувства, которые он не

может выразить словами. А родителям поможет услышать и понять чувства

своего ребенка, а также самих себя, если они пройдут этот тест вместе.

Приложение Д

Тест «Страхи в Домиках»

А.И.Захаров и М.А.Панфилова

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31 вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка:

«В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

Ты боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. воды;

21. огня;

22. пожара;

23. войны;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

1. медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;

2. страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

3. страх смерти (своей);

4. боязнь животных ;

5. страхи сказочных персонажей;

6. страх темноты и кошмарных снов;

7. социально-опосредованные страхи — людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

8. пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель невротического состояния.

Среднее количество страхов у детей дошкольного возраста:

Возраст (лет) Мальчики Девочки

Из таблицы видно, что к старшему дошкольному возрасту количество страхов увеличивается. Самостоятельно полученные данные можно сравнивать со средними значениями, приведенными в таблице. Так, если у 5-летней девочки количество страхов — 13, а в таблице — 11, то это означает, что у ребенка страхов больше, чем у сверстников.

Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере ребенка.


Еще один важный момент. Результаты диагностики будут намного точнее, если ее проведет, например, детский психолог или воспитатель в детском саду, а не родители.

Приложение Е

Наши рекомендации