Введение в классический транзактный анализ

Виктор Викторович Макаров Галина Анатольевна Макарова

Транзактный анализ — восточная версия

Введение в классический транзактный анализ - student2.ru

http://forum.myword.ru/index.php?/files/file/9901-tranzaktnii-analiz-vostochnaja-versija/

«Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ — восточная версия»: Академический Проект, ОППЛ; М.; 2002

ISBN 5-8291-0281-1 (Академический Проект), 5-94250-014-2 (ОППЛ)

Аннотация

Пособие посвящено восточной версии транзактного анализа — современному направлению, дополняющему классический вариант этого учения. Даются сведения о главных составляющих анализа: фиксированных жизненных позициях, структуре личности, анализе взаимодействий, психологических играх, жизненных сценариях. Впервые описываются психологические игры большого города. Подробно излагаются изменения сценариев жизни постсоветского человека; те выборы, которые мы делаем каждый день. Книга содержит ряд примеров. В ней отражены технологии работы авторов с клиентами и пациентами, а также с успешными людьми, обратившимися за анализом. Книга написана в увлекательной и доступной форме и имеет практическую, теоретическую и мотивирующую направленность.

Книга предназначается психотерапевтам, психологам, социальным работникам, психиатрам, студентам. А еще всем, кто делает важные выборы в своей жизни, своей судьбе. А также тем, кто хочет максимально использовать ресурсы собственной личности, полноценно и плодотворно общаться с другими людьми и добиться личного и профессионального успеха.

Макаров Виктор Викторович, Макарова Галина Анатольевна

Транзактный анализ — восточная версия

Предисловие авторов

Наша страна сегодня снова на рубеже. Снова меняет свой облик, выбирает дорогу в будущее. Великая Революция, потрясшая Россию в начале минувшего XX века, в корне изменила ее жизненный уклад. Новая власть уделяла огромное внимание идеологии, не жалея сил и средств для пропаганды и агитации, для внедрения нового мировоззрения, новой системы приоритетов и ценностей, формирования новой гражданской позиции людей — борцов и тружеников — передового отряда человечества. И мощный технологический рывок, который совершила страна, и Победа в Великой Отечественной войне, и развитые на мировом уровне культурная, научная и образовательная сферы — во многом плоды той интенсивной идеологической работы. Однако, ставя во главу угла интересы государства, система игнорировала или подавляла многие естественные потребности человека, что стало одной из главных причин деградации и развала СССР.

Революция конца XX века привела к не менее глубоким социальным изменениям, однако ее лидеры не смогли разработать и предложить народу достойной и действенной замены советской идеологической доктрины. И только тот, кто смог это сделать для себя сам, стал успешным и богатым. К сожалению, поступаясь подчас при этом интересами собственной страны. Большинство же граждан остались пассивными. Так из «передового отряда человечества» мы стали очень бедными жителями страны «третьего мира».

И смириться с этим невозможно! Мы проиграли гонку за мировое лидерство! Наша страна сегодня поверженный колосс. Только, даже поверженный колосс все равно продолжает оставаться колоссом!

Сейчас перед Россией два пути. Первый — разбазарить свой интеллектуальный потенциал и бесславно прозябать на задворках истории и цивилизации. И второй — осознав интеллект нации в качестве главного ресурса страны, работать и развиваться как Великая Интеллектуальная Держава!

Наша страна сегодня — огромное учебное заведение. Мы учимся жить по-новому, постигая правила, которые диктует бурно изменяющаяся реальность вокруг нас. Это сложный процесс, порой причиняющий человеку немало душевных страданий. Может быть, именно в этом причина того, что психологическое консультирование и психотерапия в последние годы все активнее входят в нашу повседневную жизнь. Их востребованность растет буквально с каждым месяцем. Уже не хватает профессиональных специалистов, и многие полупрофессионалы в смежных областях и вовсе не профессионалы выдают себя за психотерапевтов. Начинает выше цениться качество психотерапевтической помощи и поддержки.

Конечно, подготовка высокопрофессиональных психотерапевтов — процесс трудоемкий и длительный. В странах Запада психотерапия — вторая профессия, которую можно приобрести, пройдя многолетнюю подготовку, состоящую из теории, практики, познания границ собственной личности и персональной терапии. После завершения образования прошедшие полный его курс получают престижные национальные и международные дипломы. Среди них почетное место занимает Европейский сертификат психотерапевта. Единственный международный профессиональный сертификат, признающийся в 42 странах Европы, Японии и Китае. Получившие его специалисты еще называются психотерапевтами Европейского регистра. Отрадно, что в России, как и в других странах, таких профессионалов становится все больше.

Кроме того, бурно развивается психологическое консультирование. Это направление психологии имеет много общего с психотерапией. Различают их по достаточно условным признакам. Считается, что при консультировании взаимодействия происходят на осознаваемом уровне и число встреч консультанта и клиента невелико, обычно не более 15. Тогда как психотерапия занимается глубинным бессознательным. И число встреч терапевта и пациента зачастую далеко превышает таковое при консультировании. Подготовка консультанта также менее трудоемка, нежели психотерапевта. Объем учебных часов в ней примерно в три раза меньше. И очень важно, что такое образование с вручением национального и Европейского сертификатов консультанта можно получить в нашей стране.

Итак, сегодня в России складывается целая система психологической и психотерапевтической консультативной помощи и рынок соответствующих услуг. И, что особенно важно, начинается новая волна подъема в психотерапии. Наряду с развитием отдельных методов и школ психотерапии складывается интегративная система, объединяющая в себе достижения нескольких методов и школ, знаменуя собой переход всей этой области знаний и практики на более высокий уровень, в новое качество. Она вышла за рамки медицины и психологии и стала важной и неотъемлемой частью культуры, самостоятельной профессией. Компетентность специалистов подтверждается специальными национальными и международными дипломами и внесением в Европейский реестр профессиональных психотерапевтов. Складывается мировое сообщество профессионалов в области психотерапии.

Наша работа и данная книга оказалось бы невозможной без влияния ряда людей. Я, Макаров В. В., благодарен моему другу, Г. П. Алференко, в то время аспиранту-геофизику, за то, что в 1974 году он, рискуя многим, под большим секретом дал мне на одну ночь самиздатовскую копию книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Я благодарен известному математику и диссиденту А. И. Фету (псевдоним — А. И. Федоров) за блестящие переводы книг по транзактному анализу. Я благодарен диссиденту и стихийному психотерапевту Б. Ю. Найдорфу (псевдоним — Б. Ю. Сапожников), а также моему другу, в то время врачу-психотерапевту В. Ю. Завьялову, за мою двухлетнюю личную терапию в 1982–1984 годах. Я благодарен известному американскому транзактному аналитику B. C. Гиплину, который в начале девяностых годов показал мне выдающиеся возможности и ограничения транзактного анализа. Я благодарен моей супруге, ученице, котерапевту и соавтору, Г. А. Макаровой за ее достижения в практике и теории транзактного анализа, за ее терпимость и понимание.

Я, Галина Анатольевна Макарова, признательна своему мужу — учителю и другу — за создание условий для реализации моей мечты. Я благодарна своим родителям и детям за терпение и любовь. Я благодарна друзьям за бесценный опыт общения, который они подарили мне.

Авторы выражают благодарность своим пациентам и клиентам, своим студентам и аспирантам. Отдельную благодарность важно выразить И. А. Чегловой за блестящую литературную редакцию рукописи и живое участие в обсуждении важных разделов транзактного анализа.

Реализуемый нами подход сформировался из терапевтической и консультативной практики под влиянием гуманистической и экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии. И мы надеемся, что наша работа поможет читателю в его профессиональном образовании и личностном совершенствовании и станет нашим вкладом в развитие психотерапии — этой уникальной и увлекательной области культуры и жизни человечества.

Москва, Россия

август 2002 года

Введение в классический транзактный анализ

Транзактный анализ сегодня — одна из наиболее популярных современных разновидностей психоанализа, результат творческого развития психоанализа в сочетании с гуманистической концепцией. Его идеология впервые описывается в литературе в 1957 году, причем исходно метод предназначается исключительно для групповой терапии. С тех пор, стремительно развиваясь, транзактный анализ превратился в мощную научную отрасль, сочетающую в себе ставшую уже классической теорию личности и коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития и теорию психопатологии.

В практическом применении он представляет собой систему психотерапии, используемую при коррекции всех видов психических расстройств: от обыденных жизненных затруднений до психозов. Метод консультирования и лечения отдельных людей, супружеских пар, семей и групп.

Международная ассоциация транзактного анализа определяет его как теорию личности и системную психотерапию с целью развития и изменения личности.

Aivy E., Aivy В., Saimak-Donning L. (1987) писали об анализе следующее: «Транзактный анализ можно определить как динамическую психотерапию Фрейда в сочетании с более гуманистическим философским подходом, особым вниманием к изменению поведения и мышления в сочетании с хорошей подачей материала. Это отличный пример терапии, базирующейся на прекрасной теории, открыто раскрывающей перед обществом свои воззрения. Это важная часть образования хорошего терапевта».

Одной из важных позитивных характеристик данного направления психотерапии является его способность и готовность инкорпорировать в себя идеи и техники других направлений, даже соперничающих с теоретическими основами анализа.

Специалисты по классическому анализу работают с психологическим материалом, находящимся на уровне сознания или ближайшего бессознательного человека, содержимое которого при помощи определенных техник может быть выведено на поверхность сознания. Его можно исследовать. Только важно помнить, что вскоре оно вновь погрузится на бессознательный уровень. Поэтому результаты такого исследования важно зафиксировать не только, да и не столько в памяти, но и записать или наговорить на диктофон.

Данный метод психотерапии дает инструмент достижения изменений и терапевту, и клиенту. Причем пациенту — на первых же встречах.

Анализ в нашей стране проделал значительный путь самостоятельного развития. Многие годы классические работы в этой области нам были уже доступны. А вот обучение у зарубежных профессионалов было невозможно. И когда в начале девяностых годов состоялись встречи российских специалистов с американскими и европейскими профессионалами в этой области, то мы убедились в том, что на базе классического западного у нас сформировался свой оригинальный подход.

Открытая коммуникация — одно из важных преимуществ транзактного анализа.

В этом методе психотерапии широко используется принцип открытой коммуникации, согласно которому терапевт и пациент говорят на простом языке, обычными словами. Это значит, что клиент может читать литературу по анализу. И более того, чем он больше информирован в теории, тем больший результат может быть достигнут в терапии. Когда терапевт использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности, собственных проблем.

Впрочем, понимание своих проблем вызывает стресс и у пациента. Их осознание — одна из технологий работы. Важно после осознания провести процедуры, приводящие к изменению. В том числе принятие решений и воплощение данных решений в жизнь.

Пациент — его Детское состояние — выдает свои мысли, опасения, страхи, проблемы в закодированной форме. Терапевт помогает раскодировать и перегруппировать опыт клиента. Причем терапевт с доминирующим Родительским состоянием часто увещевает и оказывает поддержку. С развитым Взрослым состоянием — часто интерпретирует. А с развитым Детским состоянием — активно работает в терапевтических группах. Структуру личности человека, его Родительское, Взрослое и Детское состояние мы будем подробно описывать ниже.

Наши рекомендации