Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений».
Составитель:
Коваленко Галина Эдуардовна
Учитель-логопед
Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения.
Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что
слогосложение остаётся одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетики. При этом исследователями не дано единого определения сущности слога, его роли в языке.
В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонематическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.
А.А. Леонтьев определяет слог как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесён в изолированной позиции.
А.Л. Трахтеров указывает на особенности, присущие только слогу и отличающие его от фонемы. Фонема – это лингвистическая неделимая единица, обладающая общей функцией образования звуковой оболочки слов, и отличающаяся крайне пёстрыми неравноценными физико-акустическими свойствами. Автор считает, что слоги представляют собой более сложные фонетические образования, разнообразные по составу, но всегда обладающие общностью физико-акустических свойств. Слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи.
Независимо от подходов к проблеме и различных трактовок вершиной слога признаётся гласный как слогообразующий элемент, согласный считается периферическим элементом, выступающим при этом инициатором слога.
Л.А. Чистович отмечает, что все артикуляторные признаки гласного содержатся в структуре, которая соответствует слогам типа СГ и принята универсальной во всех языках мира. Известно, что в программе любой произносимой конструкции используется набор однотипных сегментов, соответствующий слогам типа СГ, только на базе СГ формируются структуры более сложные. Любые конструкции проявляют тенденцию к разложению на
последовательности типа СГ.
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове (Четвертумина Н.С., стр.3).
Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц. Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков рассматривают «звуковое членение речи» как «деление речевого потока на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами». Такими единицами являются фраза, фонетическое слово, слог, звук. Фонетическое слово рассматривается авторами как отрезок звуковой цепи, объединённый одним словесным ударением. Составляющие элементы слога обладают монолитностью или слитностью. Р.И. Аванесов рассматривает слитность как основной критерий целостности слога. Слог – минимальный сегмент потока речи.
Сущность процессов восприятия, опознания и проговаривания лексических единиц представлена в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях, которые свидетельствуют о том, что восприятие и воспроизводство речи характеризуются общими психологическими особенностями. Именно эта согласованность определяет речь как сложный интермодальный процесс.
Выдвинутая П.К. Анохиным гипотеза о существовании «закона определяющего отражения действительности как основной формы приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в которой последовательность и повторяемость являются основными временными параметрами», получила своё проективное развитие при рассмотрении речевого поведения человека.
Исследования Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, Л.Р. Зиндера и других учёных свидетельствуют о том, что в перцептивной гностической деятельности человека принцип опережающего отражения проявляется в более сложной форме – в вероятностном прогнозировании ( в процессе восприятия речи), а в практической сфере речевой деятельности человека – в упреждающем синтезе
(в процессе производства речи).
Предугадывание, предвосхищение, предварение следующего действия является той психологической характеристикой, которая определяет общность процессов восприятия и производства речи.
В ряде зарубежных исследований содержится представление развёрнутой программы прогнозирования и анализа через синтез, свидетельствующее о том, что слушатель начинает с предположения о сигнале на входе, на основе которого порождается внутренний сигнал, сравниваемый с воспринимаемым.
Феномен идентификации является универсальным для восприятия человека и проявляется в сенсорной речевой деятельности. Усвоение происходит на основе сопоставлений воспринимаемой структуры с акустическим эталоном, хранящимся в памяти индивида. В коре головного мозга человека образуется «чувственный конкрет» сенсорного эталона, различные характеристики которого (ритмические, структурные, просодические) должны быть генерализованы.
Многочисленные исследования в области психолингвистики свидетельствуют о том, что адекватность, идентификация денотатов обеспечивается контролем языковой правильности, названным А.А. Леонтьевым механизмом регуляции.
Исследования И.А. Зимней свидетельствуют о том, что восприятие и проговаривание слов различной структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с её временным анализом
Н.И. Жинкин говорит о том, что для носителей языка восприятие слова выступает как преобразование сенсорных сигналов в предметную структуру. В процессе анализа входящий материал претерпевает посегментную линейную обработку, после которой о может быть адекватно воспринят.
Звуково-слоговая расстановка в потоке речи подчинена канонам эвфонии, т.е. благозвучия. В языкознании данным термином называют приятность звучания, произносительное удобство, характеризующее звукосочетания и целые слова.
Законы эвфонии реализуются на уровне языковой способности, в частности – её фонопросодического компонента.
В работах А.А. Леонтьева языковая способность определяется как «многоуровневая, иерархически организованная система, формирующаяся в психике носителей языка в процессе онтогенетического развития». Чувство языка может быть развито в разной степени. Выделяют три уровня развития чувства языка или языкового чутья: 1) овладение системой языка, 2) овладение основными речевыми нормами, 3) способность к догадке.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фонопросодический компонент, как и другие, обладает собственной структурой. Гармония, ритм и лад, вероятно, выступают как его фоновые компоненты, длительность и соразмерность являются просодическими составляющими. В реализации слоговой структуры слова участвуют все перечисленные составляющие фонопросодического компонента.
В ряде работ указано, что процесс речевого производства является не чем иным, как реализацией языковой программы, т.е. переход от языкового правила к языковому действию обусловлен определённой системой норм, принятой для данного языка.
Общность психологических характеристик производства и восприятия речи рассматривается как одно из проявлений полиморфизма их взаимозависимости в процессе вербального общения, что свидетельствует о том, что производство и восприятие речи – одно из проявлений единой лингвистической способности.
Анализ литературных источников по психологии, психолингвистике, языкознанию позволяет говорить о том, что для адекватного восприятия и производства речи необходимо функционирование ряда механизмов: вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, идентификации и генерализации, линейного посегментного анализа языковых единиц, контроля их языковой правильности.
Возрастной предел, с которым связывают овладение ребёнком
структурными особенностями слов родного языка, по данным различных источников, определён трёхлетним возрастом. К трём годам ребёнок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры и недоступной указанному возрасту семантики (паспортистка, квартиросъёмщик и др.)
С указанным возрастным пределом различные авторы связывают обнаружение у ребёнка нормативного чувства правила, когда он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоего языкового стандарта. Таким образом, дети рано обнаруживают способность реализовывать структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к эвфоническим канонам заложена в ребёнке изначально, с рождения.