Методы выявления девиантного поведения
Методы выявления девиантного поведения
17.09.2012 22:53
Psyadmin
Хиты: 7844
Образование
Система работы психолога с учащимися, склонными к девиантному поведению
Методы выявления девиантного поведения
Для выявления девиаций в учебном заведении должна вестись грамотная работа специалиста-психолога под началом администрации и с помощью классных руководителей, мастеров производственного обучения (в учреждениях начального профессионального образования), медицинского работника и педагогов.
Необходимо, чтобы данное направление работы отвечало следующим принципам:
- принцип предупреждения (выявление подростков «группы риска» и организация профилактических мероприятий);
- принцип системности (предполагает последовательную планомерную работу по сбору информации, составление индивидуальных и групповых программ, коррекционные, психотерапевтические, развивающие мероприятия);
- принцип взаимодействия (работа осуществляется коллективно: в ней участвуют администрация, мастера производственного обучения, педагоги, медицинский и социальный работники).
Важное место в работе психолога отводится взаимодействию с администрацией, которая обеспечивает сопровождение деятельности психолога «сверху», то есть оказывает помощь в организации методических совещаний, педагогических советов, доносит до педагогического коллектива необходимость той или иной деятельности с целью взаимодействия с психологической службой.
Психолог, в свою очередь, разрабатывает систему работы с подростками «группы риска». Освещает ее на коллегиальном совещании, поясняет степень включенности в нее каждого участника учебного процесса.
Такого рода мероприятия целесообразно проводить в начале учебного года. Алгоритм работы здесь может быть следующим:
- Медицинский работник первым может начать работу по оформлению карт медико-психолого-социального (МПС) сопровождения.
- Классные руководители (мастера производственного обучения, кураторы групп) осуществляют наблюдение за учащимися, проводят анализ семейной ситуации (данные личного дела, анкетирование, родительские собрания). Вся информация фиксируется и вводится в карты МПС.
- Психологу отведены просветительская и диагностическая функции (перед диагностированием проводится обязательное объяснение подросткам целей и задач проводимой с ними работы, особое внимание стоит уделить этическим и моральным принципам работы психолога).
Для успешности проводимых мероприятий необходимо соблюдать следующие организационные моменты:
- четко и конкретно сформулировать цели и задачи каждого этапа работы;
- обратить внимание на методическое обеспечение, дать определенные рекомендации по использованию тех или иных способов получения информации;
- обозначить основные библиографические источники, которые смогли бы быть полезны в данном направлении;
- дозированно распределять информацию: общие положения профилактической программы, направленной на выявление учащихся «группы риска», освещать ее на педагогическом совете (как уже отмечалось выше), а затем организовывать отдельные методические совещания с различными членами педагогического коллектива (мастерами производственного обучения, педагогами, медработниками, педагогами дополнительного образования), на которых в форме консультации детально обсудить цели, задачи, методы и формы работы;
- после каждого этапа работы необходим обмен информацией по типу «снизу — вверх» (начиная с совещаний с мастерами производственного обучения, педагогами и т. д. и заканчивая обсуждением проделанной работы на педагогическом совете). Роль психолога здесь должна быть заглавной: обобщение данных, подведение итогов проделанной работы, составление справки-доклада и определение вектора дальнейшей работы.
Основными способами получения сведений о благополучии учащихся являются: наблюдение, опрос, анализ документов, собственно психологическое обследование.
Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только психологами, но и социальными педагогами, мастерами производственного обучения, а также преподавателями. В педагогическом процессе наиболее удачным является стандартизированное наблюдение.
Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. У каждого вида опроса есть свои преимущества и недостатки.
Устный опрос позволяет видеть реакцию и поведение испытуемого, позволяет более глубоко проникнуть в психологию человека. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения и требует специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.
Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время, может использоваться и мастерами производственного обучения и преподавателями в большей степени, чем устный. Но недостатком является невозможность скорректировать вопросы и пронаблюдать реакцию испытуемого.
Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Такой вид опроса позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном учащемся может быть сопоставлена с информацией о другом подростке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.
Беседа — вариант опроса, от опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.
Анализ документов позволяет получить дополнительную информацию. В условиях учреждений начального профессионального образования речь идет о медицинской карте учащегося, личном деле, классном журнале, психологической карте, которая составляется и хранится в течение всего периода обучения в училище.