Подготовка юных волейболистов

Подготовка квалифицированных юных волейболистов осуществля­ется в основном через сеть детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийс­кого резерва (СДЮШОР). Одаренные юные волейболисты после окон­чания ДЮСШ или несколько ранее повышают свое мастерство в груп­пах подготовки команд мастеров.

Широкое развитие получили специализированные классы с продлен­ным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процес­сом в общеобразовательных школах.

Работа в ДЮСШ проводится в соответствии с «Положением» об этом типе школ и на основании «Программы», утвержденной соответ­ствующими руководящими организациями.

В соответствии с научно-обоснованными этапами многолетней под­готовки (предварительной, начальной подготовки, углубленной тре­нировки, спортивного совершенствования) в спортивных школах фун­кционируют группы начальной подготовки, учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования. Каждый этап обуче­ния имеет конкретные задачи для занимающихся определенного возра­ста. Для всех групп предусматривается конкурсный отбор, система отбо­ра, перевода из группы в группу и выпуска из школы.

Процесс отбора немыслим без изучения личности выдающихся спорт­сменов, их игровой деятельности, спортивного пути. Любая эталонная модель основана на оценках особенностей личности и организма, спе­циальной подготовленности, игровой эффективности.

Отбор — это длительный процесс равный по продолжительности

спортивной жизни. Критерием классификации этапов отбора является целевая направленность этапа.

6.1.1.Этапы отбора1

В отборе можно выделить следующие этапы:

1-й этап (начальная спортивная подготовка) — определение при­годности к спортивному совершенствованию. Квалифицированному тре­неру необходимо не менее двух лет, чтобы, не используя научных ме­тодов, поставить более или менее верный диагноз пригодности к спортив­ному совершенствованию. Спортивная ориентация, организованно про­водимая среди младших школьников до их приема в подготовительные группы, позволила бы решить вопрос о спортивной пригодности;

2-й этап — оценка перспективности юных спортсменов (целенап­равленная подготовка смены команд мастеров). Здесь не может быть кратковременности, тем более однократной диагностики.

Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связан­ных с успешностью обучения и реализации способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженности. Диагностичес­кий комплекс состоит из педагогической экспертизы и педагогических наблюдений, стенографирования игровой деятельности и двигательной активности, контрольных испытаний по видам подготовленности, ком­плексного исследования психомоторных функций, медицинской экс­пертизы.

3-й этап — комплектование команды мастеров и сборных команд. Тренер команды имеет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, по амплуа, совместимого с игровым коллективом. Источни­ками комплектования команд мастеров являются группы подготовки при команде мастеров, выпускники СДЮШОР, игроки команд выс­шей и низших лиг.

Сборные команды комплектуются по базовому варианту (игроки одного или двух сильнейших клубов), по звеньевому варианту (по од­ному звену из сильнейших клубов) и подбору лучших исполнителей.

4-й этап — отбор для конкретных соревнований (оптимальная спортивная форма, опыт игры с соперником, психологический настрой, мощная игра в отдельных партиях и др.).

Отбор кандидатов для занятий волейболом в ДЮСШ (1-й этап) является одним из решающих условий, гарантирующих успех подго­товки юных волейболистов и пополнение резервами команд мастеров. Определение круга способностей, от которых зависят эффективность овладения специальными навыками игры и достижение высоких ре­зультатов, и составляет суть начального отбора.

'М.С.Бриль. Отбор в спортивных играх. — М.; ФиС, 1980. Ю.Д.Железняк. Юный волейболист. — М.: ФиС, 1988.

Организация отбора в ДЮСШ

Недооценка вопросов организации отбора отрицательно сказывает­ся как на качестве подготовки игроков, так и на масштабах отсева из спортивных школ и квалифицированных команд.

Предварительная подготовка. К моменту отбора в ДЮСШ многие качества в детях еще заметно не проявляются. Чтобы способствовать повышению двигательной активности младших школьников, имеет смысл организовать для них подготовительные группы в школах по профилю волейбола.

Имеется положительный опыт влияния предварительной подготов­ки в секциях по ОФП (подвижные игры, эстафеты, простейшие акро­батические и общеразвивающие гимнастические упражнения, бег, прыж­ки и др.) на более быстрое и эффективное овладение техническими приемами волейбола.

Игровая ориентация

Агитация и пропаганда. Этот вид работы проводится с целью вызвать интерес у школьников к занятиям волейболом. Важную роль играет наглядная агитация (плакаты, портреты лучших волейболистов, букле­ты, таблицы крупных соревнований и др.).

Лекционная пропаганда (выступления знаменитых тренеров, спорт­сменов, выпускников ДЮСШ), выступления в печати (особенно в дет­ской), показательные выступления спортсменов, посещение соревно­ваний, организация простейших спортивных конкурсов и др., создают у школьников притягательный образ вида спорта.

Просмотр в школе. Просмотр должен быть регулярным и неоднора­зовым. На уроках физкультуры можно визуально оценить два важных фактора: устойчивое стремление детей к двигательному совершенство­ванию и успешность овладения двигательными навыками.

На уроках общеобразовательных дисциплин можно выявить уравно­вешенность, трудолюбие, дисциплинированность, способность терпе­ливо выполнять однообразную работу.

Наблюдения на внеклассных физкультурных мероприятиях могут определить такую важную черту, как стремление к участию в группо­вых играх.

Анамнез. Беседы с родителями или их анкетирование дает информа­цию об атмосфере в семье, которая благоприятствует или препятствует спортивным занятиям ребенка. Иногда необходима разъяснительная работа с родителями. Пополнить информацию о ребятах могут учитель физкультуры и классный руководитель.

Центральное звено анамнеза — беседа с детьми. Тренеру необходи­мо искусное владение методом беседы.

Информацию о физкультурной группе, состоянии здоровья, пере-

несенных заболеваниях, некоторых показателях физического развития (длина тела, кисти, сила мышц кисти, становая сила, объем бедра, голени и др.) можно получить у школьного врача.

Проведенный анамнез позволяет сделать вывод о целесообразности перехода к диагностике игровой одаренности.

Диагностика игровой одаренности. Задачами этого этапа является оп­ределение способностей к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, инициативности и настойчивости, рациональности и опе­ративности решений, концентрации внимания и координации движе­ний с помощью модельных тестов, построенных на материале под­вижных игр.

Тест1. —«Бегуны»

По сигналу бегуны разбегаются по площадке и пер­вый в шеренге «ловец» выбегает в поле и пытается осалить как можно больше «бегунов». Через 20 с — конец первой попытки. Далее следующий «ловец» вступает в игру. После вступления в игру последне­го «ловца» — смена ролей.

Тест 2. — «Охота»

Подготовка юных волейболистов - student2.ru Подготовка юных волейболистов - student2.ru * — охотники.

О — утки.

Задача «охотников» — попасть волейболь­ным мячом в «уток».

Задача «уток» — поймать как можно больше мячей с лета. Игра — 3 мин. Далее — смена ролей.

Наши рекомендации