Атипии психического развития
1. Приведите основные сведения о распространенности отклонений в развития. Назовите современные тенденции в исследовании психологических особенностей детей при отклонениях развития с позиций генотип-средовых влияний.
2. Что представляют собой эндо- и экзогенные факторы возникновения отклонений в развитии?
3. Как соотносятся понятия «дизонтогенез» и «болезнь»?
Причины и классификация отклонений в развитии
1. Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии?
2. Что дают нам знания о причинах нарушенного развития?
3. Проанализируйте различные подходы к классификации нарушений развития. Дайте классификацию атипий с позиций различных подходов (клинико-педагогический, нейропсихологический, патопсихологический и др.). Какие классификации и в каких условиях применяются в настоящее время?
4. Назовите основные категории детей с отклонениями в развития.
Общие и специфические закономерности атипичного развития
1. Выпишите ключевые слова, характеризующие общие закономерности атипичного развития. Приведите примеры собственных наблюдений и из литературных источников.
2. Выделите позитивные и негативные специфические закономерности проявления отклонений развития.
Механизмы формирования системных отклонений
1. Какова роль общения в психическом развитии ребенка?
2. Каким образом первичные нарушения способны осложнить процесс общения ребенка с отклонениями в развитии?
3. Какова роль нарушения процесса формирования разных видов деятельности в появлении вторичных отклонений в развитии ребенка?
4. Депривация и ее роль в формировании системных отклонений.
5. Роль семейного воспитания в формировании отклонений в развитии.
Раздел II. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития
Тема 1. Теоретические основы олигофренопсихологии
Учебные вопросы
1. Олигофренопсихология. Определение, предмет, объект науки.
2. Связь психологии умственно отсталого ребенка с другими науками.
3. Задачи олигофренопсихологии.
4. Проявление общих закономерностей в психическом развитии умственно отсталых детей.
5. Специфические закономерности психического развития ребенка с интеллектуальным недоразвитием.
6. Понятие дизонтогенеза. Классификация дизонтогенеза. Недоразвитие как тип дизонтогенеза.
7. Современное определение понятия «умственная отсталость».
8. Олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте.
9. Деменция как форма умственной отсталости в детском возрасте.
10. Степени олигофрении. Психолого-педагогическая характеристика.
11. Классификация олигофрении по М.С. Певзнер.
12. Актуальные проблемы психологии умственно отсталого ребенка.
13. Особенности ВНД детей с недоразвитием интеллекта.
14. Этиология умственной отсталости. Перинатальные причины.
15. Этиология умственной отсталости. Постнатальные причины.
16. Проблема психологии умственно отсталого ребенка в истории специальной педагогики и психологии.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. [Текст] – М., 2002.
2. Левченко, И.Ю., Киселёва, Н.А., Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с отклонениями в развитии. [Текст] // Специальная психология. № 4 (18), 2008. С. 22-34.
3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В.Кузнецова, Л.И., Переслени, Л.И. Солнцева и др.; По ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.
4. Специальная педагогика [Текст] / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.
5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розонова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
6. Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие. [Текст] – М., 2005.
Дополнительная литература:
1. Ботова, О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. [Текст] // Специальная психология. № 1 (11), 2007.
2. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. [Текст] – М., 1982-1985. – Т. 5.
3. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. [Текст] – М., 1993.
4. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. [Текст] – М., 1939.
5. Катаева, А.А. Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] - М., 1998.
6. Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста [Текст] / Сб. научных трудов. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1984.
7. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. [Текст] – М., 1986.
8. Стребелева, Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости. [Текст] // Дефектология. № 4, 1994.
9. Усанова, О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. [Текст] - М., 1990.
10. Шаповалова, О.Е. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников. [Текст] // Специальная психология. № 4 (10), 2006.
Содержание раздела дисциплины