Развитие речи в онтогенезе. Взаимосвязь речи и мышления
Онтогенез речи:
1. К возрасту около 1 года все дети начинают произносить отдельные слова, мысленно связывают представления и образы с сочетанием звуков.
1 – 2 года – этап автономной речи.
2. Следующий этап 1,5 – 2,5 года. Дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы (2 – 3 слова).
3. После двух – трёхсловных фраз ребёнок переходит к употреблению других частей речи, к построению предложений в соответствии с правилами грамматики.
Существует три пути усвоения языка и дальнейшего совершенствования речи:
1. Подражание взрослым и другим окружающим людям.
2. Формирование условно – рефлекторных, ассоциативных связей между образами предметов, действиями, явлениями и соответствующими словами и словосочетаниями: постановка и проверка гипотез о связи слова и образа эмперическим путём
3. Речевая изобретательность – ребёнок по своей инициативе начинает придумывать слова и фразы.
С точки зрения Л.С. Выготского – речь развивает мышление. Ж. Пиаже считал, что мышление - первично, речь – вторична. В работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» главной идеей является то, что внутренняя речь возникает из внешней по принципу интериоризации. Выготский выделил три этапа (периода) в развитии внутренней речи:
1. Сначала ребёнок может говорить только вслух, общаясь с взрослыми.
2. Эгоцентрическая речь – это речь вслух, но для себя, обращённая к себе самому.
3. Из эгоцентрической речи по закону интериоризации, рождается речь внутренняя.
Пиаже считал, что внутренняя речь сосуществует с внешней и даже предшествует ей, что внутренняя речь не имеет социальной функции, и поэтому на определённом этапе онтогенеза она отмирает.
Выготский отмечал, что внутренняя речь не отмирает и имеет социальную функцию, т. к. она не оторвана от действительности, а входит основным моментом в развитие ребёнка, на определённом этапе развития онтогенеза начинает служить средством образования намерений и планов.
Эгоцентрическая речь представляет переход к внутренней речи ребёнка и выполняет функцию планирования действия. Позже Пиаже встал на точку зрения Выготского, что внутренняя речь является социализированной.
Что из себя представляет внутренняя речь:
- Это речь почти без слов (фразическая сторона минимальна). Она оперирует семантической стороной (смыслом), во внутренней речи смысл преобладает над значением;
- Во внутренней речи преобладает явление агглютинации (слипания смыслов отдельных слов). Смыслы как бы сливаются друг с другом, и так влияют друг на друга;
- Внутренняя речь (по Выготскому) - это совсем не внешняя речь, минус звук;
- Переход от внешней к внутренней речи – это структурирование речи;
- Во внутренней речи мы наблюдаем процесс испарения речи в мысль;
Мысль не состоит из отдельных слов: то, что мысль содержит одновременно (симультанно), в речи развёртывается последовательно (сукцессивно).
Мышление и речь
Смысл в том, что мысль и речь – есть ключ к пониманию природы человеческого сознания.
Если язык так же древен, как и сознание, значит, сознание не есть одна мысль, связанная в своём развитии с развитием слова. А значит, слово играет центральную роль в сознании в целом, а не в его отдельных функциях.
Главная функция речи – она является инструментом мышления. В слове, как в понятии, заключается больше информации, чем в простом сочетании звуков.
Связь мышления и речи доказана психофизиологическими исследованиями: участие голосового аппарата в решении умственных задач (активность голосовых связок повышается при напряжённом мышлении).
Хотя мышление и речь неразрывно связанны, по генезису и по функционированию они относительно независимые реальности.
Основной вопрос этой проблемы – это вопрос о характере связи между ними, о корнях и развитии этих двух процессов.
Значительный вклад в решение этой проблемы внёс Выготский. Он считал, что слово относится так же к речи, как и к мышлению. Слово, как живая клеточка, содержащая основные свойства, присущие речевому мышлению. Оно характеризует предмет обобщённо, следовательно, акт мышления. Так же слово – это средство общения, входит в состав речи. Если слово лишить значения, оно не будет относиться ни к мысли, ни к речи.
Есть виды мышления, не связанные с речью (наглядно–действенное или практическое у животных). У маленьких детей и высших животных есть средства коммуникации, не связанные с мышлением (жесты, мимика, отражающие состояние, но не являющиеся знаком или обобщением). В филогенезе мышления и речи отчётливо вырисовываются доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
Выготский считал, что в возрасте двух лет наступает перелом в развитии этих функций. Идёт активное расширение ребёнком словарного запаса. Ребёнок открывает символическую функцию речи и функцию обобщения. Решая интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух – это признак речи, как средства мышления, а не только общения. Этот процесс продолжается до подросткового возраста.
По Пиаже, стадия формальных операций длится от 11 – 12 до 14 – 15 лет. Следовательно, весь период развития понятийного мышления занимает около 10 лет.
Смысловая сторона (семантическая) речи разрабатывается от целого к части, физическая (звучащая) – от части к целому, т. е. от слова к предложению. Грамматика в становлении речи несколько опережает логику. Ребёнок раньше овладевает союзами «потому что», «так как», чем смысловыми высказываниями, связанными с ними.
Развитие внутренней речи характеризуется преобладанием смысла над значениями, сокращением подлежащих относительно сказуемых. Эту речь можно отобразить, как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь – есть процесс мышления чистыми понятиями.
Иногда создаётся впечатление, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. На самом деле это означает, что мысль ещё не сформировалась, что это, скорее, не мысль, а представление. Ясная мысль всегда связана с чёткой словесной формулировкой.
Неверно и другое мнение, что мысль и речь, по существу, одно и то же, что мышление – это речь, лишённая звучания, а речь – звучащая мысль. Это мнение ошибочно потому, хотя бы, что одну и ту же мысль можно выразить разными словами, а одно и то же слово может выражать разные мысли, понятия (анонимы: ключ).
Мышление полноценного взрослого человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникать, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим в речевой форме вслух или про себя, во внутренней речи. В речи мысль не только формируется, но и развивается.
Лекция 15.Воображение– 2 часа
Основные вопросы:
1. Воображение, его свойства
2. Виды воображения
3. Представления. Формы синтеза представлений в воображении.
4. Функции воображения