Организация и проведение педагогической практики

Педагогическая практика студентов предполагает организацию их практической деятельности в образовательном учреждении по четырем основным направлениям:

• выполнение профессиональных обязанностей учителя- предметника;

• выполнение функций воспитателя ДОУ;

• освоение элементов деятельности школьного психолога;

• работа по оценке санитарно-гигиенических условий организации

обучения и воспитания школьников.

Руководство деятельностью студентов по каждому из указанных направлений осуществляется преподавателями соответствующих кафедр университета. Руководство летней педагогической практикой осуществляется кафедрой педагогики. Каждой кафедрой на период педагогической практики с учетом специфики факультетов разрабатывается система заданий для самостоятельной работы студентов. Ниже приведена характеристика работы студента - практиканта по первому из названных направлений, отмечаются особенности этой работы на предвыпускном и выпускном курсах.

Перед началом педагогической практики деканат факультета совместно с кафедрой педагогики и психологии проводит установочную конференцию, на которой студентам разъясняют порядок прохождения педагогической практики и ее содержание.

Первая неделя практики отводится на общее ознакомление студентов с образовательным учреждением (задачами, структурой, историей, уставом, правилами внутреннего распорядка, с учебно-производственной базой, с составом и личными делами учащихся, планом, содержанием и формами учебно-воспитательной работы и т.д.), на разработку и утверждение индивидуального плана прохождения практики.

В течение этой же недели практиканты посещают уроки, занятия преподавателей в прикрепленном классе (группе), знакомятся с различными видами внеклассной (внеаудиторной) работы, совместно с преподавателем, к которому прикреплен практикант, составляют индивидуальные планы работы на весь период педагогической практики, в которых определяются объем и содержание намечаемых учебных как обязательных, так и факультативных занятий по специальности, мероприятия по классному руководству и выполнению психолого-педагогических заданий.

В последующие недели студенты работают в соответствии с общим планом педагогической практики и утвержденным руководителями практики индивидуальным планом.

В период активной практики студенты проводят зачетные занятия с дифференцированной оценкой.

Для ведения воспитательной работы с учащимися студенты прикрепляются к классам (группам) и выполняют обязанности помощника классного руководителя. Кроме того, практиканты проводят внеучебную работу по предметам своей специальности.

В период практики студенты выполняют исследовательские задания в соответствии с программой, утвержденной руководителями практики.

По всем вопросам, возникающим в процессе практики, студенты -практиканты могут обращаться к руководителям практики университета,

администрации и преподавателям образовательных учреждений, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики; участвовать в конференциях и совещаниях, пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно -методическими пособиями.

Студенты-практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, выполняют распоряжения администрации и руководителей практики.

Студенты-практиканты выполняют все виды работ, предусмотренные «Положением» и программой педагогической практики, тщательно готовятся к каждому занятию и проведению внеучебных занятий, являются для учащихся образцом трудолюбия, организованности, дисциплинированности, вежливости; активно участвуют в общественной жизни коллектива образовательного учреждения, посещают занятия, проводимые другими студентами, участвуют в методическом анализе проведенных занятий. Оценка за каждое занятие выставляется, как правило, в результате коллективного обсуждения, проводимого руководителями практики с участием студентов, находящимися на практике.

В случае невыполнения требований, предъявляемых практикантам, они могут быть отстранены от прохождения практики. Студентам, отстраненным от практики, а также получившим за педагогическую практику оценку «неудовлетворительно», по решению Совета факультета может быть назначено повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.

На период практики один из студентов-практикантов назначается старостой группы. В обязанности старосты группы входит учет посещаемости практикантами учебного заведения, оповещение их о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики и оповещение их о распределении классов и расписании уроков и т.д.

Оценки за педагогическую практику утверждаются факультетским руководителем практики.

Для оценки результатов педагогической практики используются следующие методы:

1. Наблюдение за студентами в процессе педагогической практики и анализ отдельных видов их работы;

2. Беседы с учителями, классными руководителями, студентами;

3. Анализ характеристик студентов написанных учителями, классными руководителями;

4. Анализ качества работы студентов на методических занятиях, консультациях, семинарах в период педагогической практики;

5. Анализ документации студентов по педагогической практике. Основными критериями оценки результатов педагогической практики являются:

· Уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее целей, задач, содержания, методов и форм работы);

· Степень сформированности профессионально-педагогических умений;

· Уровень профессиональной направленности будущих учителей, их социальной активности (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, ответственное и творческое отношение к работе). Итоги педагогической практики подводятся на совещании, проводимом руководителем образовательного учреждения, и итоговой конференции в педагогическом университете.

Предвыпускной курс

Цель: отработка базовых профессиональных умений на основе комплексного применения полученных знании в процессе учебно - профессиональной деятельности.

Задачи:

• овладение студентами основными направлениями деятельности учителя и классного руководителя в их системе целостности, с использованием опыта учителей-новаторов;

• накопление и освоение опыта самостоятельной организации жизни и деятельности коллектива учащихся в условиях модернизации российского образования;

• овладение основами методики работы с родителями учащихся;

• овладение методами углубленного психолого-педагогического изучения личности в единстве с изучением и анализом воспитательной ситуации, сложившейся в классе и семье ученика;

• освоение методики анализа и самоанализа различных форм учебно-воспитательной работы; умением ставить перед собой перспективные задачи педагогического роста

В содержание практической деятельности студента входит:

1. Ознакомление с учебно-воститателъной работой школы (беседы с администрацией, учителями предметниками, классными преподавателями, воспитателями; анализ планов работы школы; анализ расписаний учебных занятий; знакомство с материальной базой учреждения; посещение уроков и внеклассных мероприятий); ознакомление студентов с альтернативными учебниками и программами.

2. Изучение: учебной программы, тематических и поурочных планов учителя, планов внеклассной работы по предмету; психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, особенностей познавательной деятельности, учет мотивации, особенностей педагогического общения, микроклимата на уроке и др.); отдельных учащихся и коллектива класса плана работы классного руководителя; личных дел учащихся их медицинских карт и дневников; классных журналов и методики их ведения;

3. Проведение учебной и внеклассной работы по предмету: изучение уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету; разработка тематического план проведения уроков на период педпрактики; подготовка наглядных пособий, технических средств обучения; проведение отдельных учебных занятий и внеклассных мероприятий с использованием в учебном процессе современных обучающих и воспитательных технологий; посещение уроков учителя и практикантов, участие в их анализе;

4. Проведение внеучебной воспитательной работы в классе: изучение уровня воспитанности учащихся; разработка плана проведения внеучебных воспитательных занятий в период педпрактики; подготовка и проведение внеучебных мероприятий, обеспечивающих разносторонний воспитательный эффект; работа с родителями учащихся;

5. Методическая и самостоятельная работа: участие в работе методического совета, методического объединения учителей, семинаров классных руководителей и воспитателей; систематический анализ своей практической деятельности и опыта учебно-воспитательной работы школы; определение темы аттестационной работы или реферата, разработка планов их выполнения, научно — исследовательская работа по использованию инновационного обучения в школе, накопление эмпирического материала.

Документация студентов - практикантов предвыпускного курса:

1. конспекты всех уроков по предмету;

2. конспект одного внеклассного мероприятия;

3. педагогический дневник;

4.отзыв учителя о результатах педпрактики (характеристика);

5. задание по педагогике, психологии, школьной гигиене;

6. к итоговой конференции должно быть подготовлено сообщение.

Выпускной курс

Цель: Завершение процесса формирования у студентов профессиональной готовности к работе в образовательных учреждениях в условиях модернизации российского образования и профильного обучения. Задачи:

• овладение методами углубленного изучения коллектива учащихся с одновременным анализом сложившейся в нем воспитательной ситуации и проектированием его дальнейшего развития и полноценного использование его воспитательного потенциала;

• формирование у студентов системного подхода к педагогической деятельности, к формированию личности, овладению компонентами педагогического мастерства, инновационных технологий в образовании;

• формирование знании об основных звеньях управления образовательного учреждения (профильной школы) и умений участвовать в управлении учебно-воспитательным процессом на уровне деятельности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, председателя методического объединения учителей и др.

В содержание практической деятельности студентов входит:

1. Ознакомление: с системой учебно-воспитательной работы школы, основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом, формами организации профильного обучения;

2. Изучение: инновационных процессов в образовании, учащихся и коллектива класса; системы учебной и внеклассной работы по предмету; воспитательного процесса на основе теоретических знаний педагогики и психологии (учет педагогами закономерности развития личности, психических состояний учащихся, взаимоотношений в коллективе,, мотивов поведения, профессиональных интересов и намерений, социальных установок личности, соответствие содержания, методов и приемов воспитательной работы классного руководителя возрастным и индивидуальным особенностям учащихся), работы школьной предметной комиссии семинара классных руководителей, педагогического совета школы

3. Самостоятельная разработка и проведение учебной и внеклассной работы по предмету, ее психолого-педагогический анализ. Самостоятельная разработка системы уроков по теме; проведение уроков в старших и профильных классах, проведение лабораторных и практических занятий, курсов по выбору, использование технических средств в обучении; овладение различными формами организации учебной деятельности (комбинированные уроки, уроки-семинары, лекции, конференции, круглые столы, зачеты и т.д.); овладение современными методами и приемами обучения; направленность на « инновационное обучение»; совершенствование методики анализа урока; изучение системы внеклассной работы по предмету в школе и активное участие в ней; руководство кружком, организация олимпиад, конкурсов, предметных вечеров; вовлечение учащихся в районные, городские олимпиады и конкурсы; выпуск стенных газет и бюллетеней, развивающих познавательные интересы учащихся; изучение работы школьной предметной комиссии и участие в ее работе; изучение передового опыта учителей и внедрение его в практику своей работы; продолжение сбора материала и его систематизация для курсовой и дипломной работ, для научно-исследовательской работы.

4. Проведение воспитательной работы сучащимися в соответствии с планом работы классного руководителя.

5. Методическая и исследовательская работа (сбор материала по теме аттестационной работы или реферата по проблемам педагогики, психологии и методики преподавания предмета, методам работы с учащимися в старших профильных классах, подготовка материалов для методических кабинетов и материалов для выставки по итогам педагогической практики); активное участие в работе педагогического совета, методической секции, выступление с тематическим сообщением; систематический анализ своей практической деятельности и опыта учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях в педагогическом дневнике; участие в итоговой конференции по педпрактике. Документация студентов-практикантов выпускного курса:

1. развернутые планы всех уроков;

2. конспект одного внеклассного мероприятия;

3. задание по педагогике и психологии;

4. отзыв учителя о результатах педпрактики (характеристика);

5. одно наглядное пособие;

6. творческое задание к итоговой конференции.

Наши рекомендации