Рекомендации по самостоятельной работе студента
Календарно-тематический план работы
№ темы | Название темы | Время, отводи-мое на изучение темы | Виды учебной работы, рекомендуемое время на выполнение | Форма контроля | Сроки представ- ления заданий на проверку | |
Общее понятие о психологическом тренинге | Изучение теоретических материалов | 6 | Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий | В соответствии с учебным и календар-ным планами | ||
Ответы на вопросы для самопроверки | 2 | |||||
Выполнение практических заданий | - | |||||
Всего | 8 | |||||
Виды тренингов | Изучение теоретических материалов | 6 | Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий | В соответствии с учебным и календар-ным планами | ||
Ответы на вопросы для самопроверки | 2 | |||||
Выполнение практических заданий | - | |||||
Всего | 8 | |||||
Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы | Изучение теоретических материалов | 6 | Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий | В соответст-вии с учебным и календарным планами | ||
Ответы на вопросы для самопроверки | 2 | |||||
Выполнение практических заданий | - | |||||
Всего | 8 | |||||
Групповая динамика в тренинговой группе | Изучение теоретических материалов | 8 | Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий | В соответствии с учебным и календар-ным планами | ||
Ответы на вопросы для самопроверки | 2 | |||||
Выполнение практических заданий | - | |||||
Всего | 8 | |||||
Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения | Изучение теоретических материалов | 6 | Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий | В соответствии с учебным и календар-ным планами | ||
Ответы на вопросы для самопроверки | 2 | |||||
Выполнение практических заданий | 4 | |||||
Всего | 12 | |||||
Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга | Изучение теоретических материалов | - | Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий | В соответст-вии с учебным и календарным планами | ||
Ответы на вопросы для самопроверки | - | |||||
Выполнение практических заданий | 10 | |||||
Всего | 8 | |||||
Ведение группы | Изучение теоретических материалов | 16 | Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий | В соответст-вии с учебным и календарным планами | ||
Ответы на вопросы для самопроверки | 4 | |||||
Выполнение практических заданий | - | |||||
Всего | 20 | |||||
Функции психотренера и стили руководства группой | Изучение теоретических материалов | 8 | Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий | В соответст-вии с учебным и календарным планами | ||
Ответы на вопросы для самопроверки | 2 | |||||
Выполнение практических заданий | - | |||||
Всего | 10 | |||||
Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс | Изучение теоретических материалов | 14 | Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий | В соответст-вии с учебным и календарным планами | ||
Ответы на вопросы для самопроверки | 2 | |||||
Выполнение практических заданий | - | |||||
Всего | 12 | |||||
Итого | Изучение теоретических материалов | 70 | Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий | В соответствии с учебным и календар-ным планами | ||
Ответы на вопросы для самопроверки | 18 | |||||
Выполнение практических заданий | 14 | |||||
Всего | 102 |
Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы
Указания по самостоятельному изучению теоретической части
Дисциплины
Учебный материал необходимо изучать последовательно, соответственно рабочему плану, используя в качестве основы предлагаемое учебное пособие. Обращайте внимание на выделенные слова и предложения, на сноски к тексту. Обращайтесь к рекомендованной учебной литературе, а также к INTERNET-источникам и другим информационным источникам. Основные для каждой темы авторы и литературные источники указанны непосредственно в тексте (раздел «Теоретические материалы»). При изучении каждой темы рекомендуется обратить особое внимание на дополнительный материал, представленный в Приложениях 1-5.
При изучении и отработке теоретического материала стоит обратить внимание на содержание и толкование ключевых понятий, выделенных в тексте, а также на различные подходы к рассмотрению тех или иных аспектов тренинга. Однако акцент необходимо делать именно на общих схемах и принципах, позволяющих создать универсальную модель построения тренинга, которая в дальнейшем, в зависимости от поставленной цели, может быть наполнена необходимым содержанием.Практическая часть курса предполагает моделирование различных тренинговых ситуаций и их групповой анализ. В роли ведущего - тренера выступает сначала преподаватель курса, демонстрирующий различные виды тренинговой работы, а затем, по мере получения теоретических знаний, сами студенты. Таким образом, каждый студент к завершению курса имеет возможность выполнить роль психотренера в группе. Указания по разработке и демонстрации тренинговой программыВ течение семестра студент по учебному плану должен разработать тренинговую программу.
Программа разрабатывается группами по 3-5 человек; отдельные элементы программы (на выбор студента, по предварительному согласованию с преподавателем) затем демонстрируют на учебной группе, в которой проходят занятия.
Целью разработки программы является усвоение изученного материала по Разделу II («Организация тренинга») и выработка умения вести тренинг на реальной группе (Раздел III «Ведение группы»).
Требования к тренинговой программе и форма ее предоставления на проверку подробно указаны в Приложении 1.
Для того чтобы тренинговая программа была зачтена, она должна отвечать следующим требованиям:
1. Самостоятельность (авторство студентов).
Программа составляется непосредственно студентами; недопустимо брать готовые программы из печатных и Интернет-источников. При этом студенты могут пользоваться тренинговыми (психотехническими) упражнениями и играми, взятыми из других источников (по возможности, со ссылкой на автора или место публикации).
Для проверки авторства преподаватель может пользоваться Интернет-системой «Анти-плагиат». Если в процессе рецензирования тренинговой программы обнаружится, что это требование не соблюдено, то работа не получит положительной оценки и будет возвращена на пересдачу.
2. Корректность оформления.
Программа должна иметь оформление, соответствующее требованиям, представленным в данном учебном пособии. При нарушении указанных требований программа возвращается студенту на доработку.
Демонстрация отдельных элементов разработанной тренинговой программы (как правило, одного блока длительностью 1-2 академических часа) проходит в рамках лабораторных занятий. Разработчики программы выступают в качестве тренеров; они могут работать как индивидуально, так и парами.
Часть учебной группы (10-12 человек) при этом выполняет роль участников тренинга, остальные являются наблюдателями, которые в процессе фиксируют результаты наблюдения в специальной «Карте наблюдения» (см. Приложение 3). По окончании демонстрации проводится обсуждение представленного тренингового блока и работы ведущих, в котором принимают участие как наблюдатели, так и участники тренинга. Общая логика обсуждения соответствует логике «Карты наблюдения».
Студенты, не побывавшие в роли тренеров (ведущих тренинга), вместо этого сдают две заполненных «Карты наблюдения» с подробными комментариями. «Карты наблюдения» заполняются индивидуально.
Сданные карты наблюдения являются заменой только проведения тренинга. Разработка программы тренинга является обязательным заданием для всех студентов без исключения.