Рекомендации по самостоятельной работе студента

Календарно-тематический план работы

№ темы Название темы Время, отводи-мое на изучение темы Виды учебной работы, рекомендуемое время на выполнение Форма контроля Сроки представ- ления заданий на проверку
Общее понятие о психологическом тренинге Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
  Виды тренингов Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
Групповая динамика в тренинговой группе Изучение теоретических материалов 8 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 8
Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения Изучение теоретических материалов 6 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий 4
Всего 12
Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга Изучение теоретических материалов - Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки -
Выполнение практических заданий 10
Всего 8
Ведение группы Изучение теоретических материалов 16 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 4
Выполнение практических заданий -
Всего 20
Функции психотренера и стили руководства группой   Изучение теоретических материалов 8 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 10
Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс Изучение теоретических материалов 14 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответст-вии с учебным и календарным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 2
Выполнение практических заданий -
Всего 12
  Итого Изучение теоретических материалов 70 Результаты обсуждения вопросов, выполнения практических заданий В соответствии с учебным и календар-ным планами
Ответы на вопросы для самопроверки 18
Выполнение практических заданий 14
Всего 102

Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы

Указания по самостоятельному изучению теоретической части

Дисциплины

Учебный материал необходимо изучать последовательно, соответственно рабочему плану, используя в качестве основы предлагаемое учебное пособие. Обращайте внимание на выделенные слова и предложения, на сноски к тексту. Обращайтесь к рекомендованной учебной литературе, а также к INTERNET-источникам и другим информационным источникам. Основные для каждой темы авторы и литературные источники указанны непосредственно в тексте (раздел «Теоретические материалы»). При изучении каждой темы рекомендуется обратить особое внимание на дополнительный материал, представленный в Приложениях 1-5.

При изучении и отработке теоретического материала стоит обратить внимание на содержание и толкование ключевых понятий, выделенных в тексте, а также на различные подходы к рассмотрению тех или иных аспектов тренинга. Однако акцент необходимо делать именно на общих схемах и принципах, позволяющих создать универсальную модель построения тренинга, которая в дальнейшем, в зависимости от поставленной цели, может быть наполнена необходимым содержанием.Практическая часть курса предполагает моделирование различных тренинговых ситуаций и их групповой анализ. В роли ведущего - тренера выступает сначала преподаватель курса, демонстрирующий различные виды тренинговой работы, а затем, по мере получения теоретических знаний, сами студенты. Таким образом, каждый студент к завершению курса имеет возможность выполнить роль психотренера в группе. Указания по разработке и демонстрации тренинговой программы

В течение семестра студент по учебному плану должен разработать тренинговую программу.

Программа разрабатывается группами по 3-5 человек; отдельные элементы программы (на выбор студента, по предварительному согласованию с преподавателем) затем демонстрируют на учебной группе, в которой проходят занятия.

Целью разработки программы является усвоение изученного материала по Разделу II («Организация тренинга») и выработка умения вести тренинг на реальной группе (Раздел III «Ведение группы»).

Требования к тренинговой программе и форма ее предоставления на проверку подробно указаны в Приложении 1.

Для того чтобы тренинговая программа была зачтена, она должна отвечать следующим требованиям:

1. Самостоятельность (авторство студентов).

Программа составляется непосредственно студентами; недопустимо брать готовые программы из печатных и Интернет-источников. При этом студенты могут пользоваться тренинговыми (психотехническими) упражнениями и играми, взятыми из других источников (по возможности, со ссылкой на автора или место публикации).

Для проверки авторства преподаватель может пользоваться Интернет-системой «Анти-плагиат». Если в процессе рецензирования тренинговой программы обнаружится, что это требование не соблюдено, то работа не получит положительной оценки и будет возвращена на пересдачу.

2. Корректность оформления.

Программа должна иметь оформление, соответствующее требованиям, представленным в данном учебном пособии. При нарушении указанных требований программа возвращается студенту на доработку.

Демонстрация отдельных элементов разработанной тренинговой программы (как правило, одного блока длительностью 1-2 академических часа) проходит в рамках лабораторных занятий. Разработчики программы выступают в качестве тренеров; они могут работать как индивидуально, так и парами.

Часть учебной группы (10-12 человек) при этом выполняет роль участников тренинга, остальные являются наблюдателями, которые в процессе фиксируют результаты наблюдения в специальной «Карте наблюдения» (см. Приложение 3). По окончании демонстрации проводится обсуждение представленного тренингового блока и работы ведущих, в котором принимают участие как наблюдатели, так и участники тренинга. Общая логика обсуждения соответствует логике «Карты наблюдения».

Студенты, не побывавшие в роли тренеров (ведущих тренинга), вместо этого сдают две заполненных «Карты наблюдения» с подробными комментариями. «Карты наблюдения» заполняются индивидуально.

Сданные карты наблюдения являются заменой только проведения тренинга. Разработка программы тренинга является обязательным заданием для всех студентов без исключения.

Наши рекомендации