Об организации классов для детей с проблемами в развитии, по-

ведении, обучении в учреждениях общего образования*

К данному типу следует относить классы для детей с ЗПР (вырав­нивания) и классы компенсирующего обучения (педагогической под­держки). Создание и деятельность данных классов создает возможность получения общего среднего образования всеми детьми.

Классы для детей с ЗПР (выравнивания) открываются при обще­образовательной школе на основании приказа Министерства Образования от 03.07.1981г. № 103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР».

Деятельность классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки) регламентируется «Примерным положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреж­дениях», утвержденным приказом МО РФ от 08.09.1992г. № 333.

Приводим сравнительную таблицу условий отбора, обучения и ат­тестации учащихся в классах вышеназванных видов *:

Классы для детей с ЗПР (выравнивания) Классы компенсирующего обучения (педагогической поддержки)
1. Создаются при общеобразовательных школах на основании приказа МО от 03.07.81 № 103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных об­разовательных школ для детей с ЗПР». 2. Отбор детей в указанные классы осуществляет­ся психолого-медико- педагогической комиссией го­рода либо района, которая руководствуется Инструк­цией по приему в спецшколы для детей с ЗПР. Это дети с нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционально-волевой сферы. Зачисление осуществляется на основании зак­лючения психолого-медико-педагогической комис­сии и при наличии направления Комитета по обра­зованию, либо направления РУО. 3. Обучение и воспитание учащихся, коррекционная работа с ними проводятся в соответствии с Типовым положением о специальной общеобразо­вательной шко ле-интернате (школе с продленным днем) для детей с ЗПР, утвержденным МО от 20.03.85 № 47. Типовые программы для начальных классов утверждены в 1986 году. В IV-IX классах обучение проводится по программам общеобразо­вательной школы. Наполняемость класса и группы продленного дня — 12 человек (Рекомендации МО и МФ РФ от 16.07.91 «По предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных образовательных школах-интернатах/ школах») . Состав учащихся начальных классов подвижен: по мере коррекции дефектов развития дети переводятся в общеобразовательные классы. Перевод осуществляется органами образования по заключению медико-психолого-педагогической ко­миссии и решению педсовета. На весь срок обуче­ния (9-10 лет) остаются дети с тяжелыми форма­ми ЗПР. 5. Итоговая аттестация. Закончившие школу ос­новного общего образования выпускники классов выравнивания получают свидетельства об оконча­нии школы установленного для общеобразователь­ных школ образца. Вопрос о выпускных экзаменах решается органами образования на местах.   Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточ­ная степень готовности к обучению в ОУ, выража­ющаяся в низком уровне сформированности пси­хических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются прежде всего предпосылки социаль­но-педагогической запущенности, а также слабо-выраженные симптомы органической недостаточ­ности или соматической ослабленности. В компенсирующие классы могут быть направ­лены или переведены учащиеся по решению педагоги­ческого совета и с согласия родителей (лиц, их заменяющих), не имеющие противопоказаний для этого (ЗПР церебрально-органического гене- за; олигофрения, деменция органического, шизо­френического и эпилепти-ческого генеза, наруше­ние слуха, зрения, речи, опорно-двигательного ап­парата), при наличии психолого-педагогичес- кой диагностики (решение психолого-педагогического консилиума, в состав которого входят педагог, учи­тель-логопед, психолог и др. специалисты школы). 3. Обучение проводится по программе основно­го общего образования (I-IX кл.). Классы компенсирующего обучения рекоменду­ется создавать в основном на этапе получения на­чального общего образования. Программы в компенсирующих классах разра­батываются на базе основных общеобразователь­ных программ с учетом особенностей обучающих­ся. Составной частью программ в этих классах яв­ляется программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учеб­ных, так и внеурочных занятий с учащимися. 4. Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 15 человек (письмо КО от 13.02.97 № 200-уд). Обучающиеся, освоившие программы, по реше­нию психолого-педагогического консилиума пере­водятся в соответствующий класс ОУ, работающий по основным общеобразовательным программам. При отсутствии положи- тельной динамики обучающийся в установленном порядке направляется на медико-психолого-педагоческую комиссию для решения вопроса о формах его дальнейшего обучения. 5. Итоговая аттестация выпускников IX классов проводится в соответствии с письмом МО от 18.03.97 № 267 /14-12. Экзаменационный матери­ал составляется ОУ и утверждается РОУО. Выпус­кники классов компенсирующего обучения полу­чают свидетельство о получении основного общего образования.


Дополнительно Комитет по образованию рекомендует:

– обучение в начальной школе в классах компенсирующего обуче­ния проводить по программе 1–4;

– в связи с переходом большинства районов при формировании сети ОУ и классов на принципе территориальных округов откры­тие классов компенсирующего обучения соотносить с потребно­стью всех ОУ данного округа, а не одного отдельного ОУ;

– при наличии свободных мест в классах компенсирующего обу­чения предоставлять возможность ОУ территориального округа
определять в данные классы своих учащихся для дальнейшего обучения;

– при комплектовании классов компенсирующего обучения и клас­сов для детей с ЗПР руководствоваться инструктивно-методичес­ким письмом от 13.02.97 № 200-уд «Об уточнении штатных рас­писаний учреждений общего и специального образования Санкт-Петербурга на 1997, 1998 годы» (минимальная наполняе­мость классов компенсирующего обучения -15 чел.; классов для детей с ЗПР- 12 чел.);

– организацию образовательного процесса в классах компенсиру­ющего обучения и в классах для детей с ЗПР строить по принци­пу «класс-комплект»; в связи с этим наполняемость ГПД должна соответствовать наполняемости класса;

классы компенсирующего обучения создаются при наличии в ОУ высококвалифицированных кадров и специалистов службы индивидуального сопровождения (письмо КО от 13.02.97 № 200-уд), а также учебно-прог-раммного обеспечения. <…>

Основной цельюобщеобразовательного учреждения с классами КРО является осуществление индивидуально-ориентированной педагоги­ческой, психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.

Основными задачами деятельности учреждения являются:

1. Психолого-диагностическое изучение обучающихся в классах КРО:

– диагностика интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, во­ображения и т. д.);

– диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития;

– эмоционально-волевая готовность (умение ответственно выпол­нять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение за­даний по образцу и словесному указанию педагога).

2. Специальное педагогическое изучение (логопедическое и дефек­тологическое) обучающихся в классах КРО.

3. Изучение педагогом класса обучающихся (выявление и анализтипичных затруднений в усвоении знаний, умений и навыков (ЗУН) на основе контрольных срезов и итоговых работ учащихся в течение учебного года). Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов пси­холого-медико-педагогического консилиума (психолога – вос­питателя – учителя; психолога – дефектолога; дефектолога – учителя; логопеда – учителя; психолога – дефектолога – лого­педа).

4. Разработка индивидуальных коррекционных программ педаго­гом, психологом, дефектологом и логопедом, их согласование с учебными программами.

5. Анализ успешности усвоения учебного материала, формирова­ние знаний, умений и навыков при соблюдении предельной на­грузки учащихся.

6. Создание оптимальной системы подготовки домашних заданий с одновременным изучением затрат времени на их выполнение каждой возрастной группой учащихся.

7. Динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся. Диагностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся.

8. Отслеживание и анализ полученных результатов работы по ин­теграции учащихся в традиционные формы обучения.

10. Создание благоприятных условий и психологического микрокли­мата в классах КРО и вокруг них, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ре­бенка, семей, особенностей класса в целом. Включение родите­лей в решение коррекционно-воспитательных задач и их особая подготовка силами школьного консилиума.

Коррекционно-развивающий учебно-образовательный процесс в классах КРО регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них Ми­нистерством образования Российской Федерации программами (Про­граммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеоб­разовательной школе /1996/; Программы для обще­образовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение /2000/), программами для общеобразовательных школ, адап­тированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами (на основной ступени обучения).

Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных учреждений построен с учетом программных, методических и дидактических разработок Института коррекционной педагогики РАО для фронтальной работы учащихся этих классов, а также необходимости допрофессиональной подготовки детей, имеющих трудности в обучении.

Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО (Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение /1998/). Базисный учебный план предусмат­ривает активное обновление содержания образования, повышение его уровня, создание стандарта требований к знаниям учащихся, выделе­ние обязательного базового и вариативного школьного компонента (который полностью отводится на индивидуальные и групповые коррекционные занятия).

Особое место в организации системы КРО занимает начальная школа.

Начальная школапредставляет собой оптимальный по времени отрезок школь­ного образования ребенка, когда интенсивно формируются общие, способно­сти к учению, когда достаточно легко восполнить недостатки дошколь­ного развития ребенка, когда возможна коррекция негативных тен­денций в его развитии, когда еще не упущена возможность повысить успешность обучения каждого ученика.

Организацию коррекционно-развивающего обучения в начальной школе следует рассматривать с позиций преемственности:

– между начальной школьной и дошкольной ступенями образования;

– между начальной и основной ступенями школьного обучения.

Это предполагает организацию системы раннего выявления (начи­ная с младшего дошкольного возраста) и отслеживания динамики раз­вития и адаптации ребенка при переходе от одной ступени обучения к другой, что поможет выявить «предвестники школьной и социаль­ной неуспешности» в более ранние сроки и организовать предупреждение школьных трудностей сначала на I, а затем и на II, основной, ступени обучения.

Для описываемой системы дошкольной коррекционно-развивающей работы разработаны программы фронтальных и индивидуально-групповых коррекционных занятий, базисный учебный план для де­тей 6-летнего возраста на один год, для детей 5-летнего возраста — на два года.

Группы подготовки де­тей к школе могут функционировать как в ДОУ, так и в общеобразовательной школе.

Приложение 4.

Методическое руководство для проведения анализа занятия в коррекционной группе ДОУ общего типа (в классе компенсирующего обучения при общеобразовательной школе)

Одна из основных форм руководства коррекционно-воспитательной работой в коррекционной группе (классе компенсирующего обучения или классе КРО) - посещение открытых занятий и оказание методической помощи учителю (воспитателю группы) со стороны педагога-методиста и педагога-дефектолога.

При психолого-педагогическом разборе занятия в условиях коррекционного класса (группы) следует руководствоваться следующими критериями:

Цели занятия: образовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная.

Дидактические требования к проведению занятия: правильный выбор учебного материала, методов работы применительно к каждому из этапов занятия; правильное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы; организационная четкость построения занятия.

Условия: замедленный темп обучения соответственно особенностям протекания нервно-психических процессов у детей с нарушениями развития, некоторое упрощение структуры изучаемого материала и формируемых умений и навыков, многократное повторение (закрепление) усваиваемого материала, максимальное привлечение чувственного опыта ребенка, оптимальное вовлечение детей в выполнение предметно-практической деятельности; соблюдение двигательного режима, использование игровых форм усвоения учебного материала; опора на наиболее развитые положительные качества каждого ребенка и преодоление на этой основе недостаточности его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы; использование разнообразных (по форме и своему содержанию) приемов и методов обучения.

Учебный материал занятия.

Соответствие темы занятия требованиям программы коррекционно-развивающего обучения.

Вид работы и его связь (дидактическая и логическая) с предыдущим и последующими занятиями.

Оценка содержания учебного материала с точки зрения коррекционно-развивающих задач: позволяет ли подобранный педагогом материал активно влиять на развитие сенсорных процессов, познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы каждого ребенка.

Доступность и посильность материала с точки зрения: структуры, объема учебного материала, интеллектуальных возможностей детей. Наличие у детей интереса к теме и содержанию занятия.

Оборудование занятия.

Наличие и готовность оборудования к началу занятия.

Рациональность выбора оборудования и учебных пособий для данного занятия и их соответствие целям занятия и особенностям психофизического развития детей.

Применение технических средств (ТСО, средства индивидуальной коррекции, специальное оборудование).

Рациональный (методически обоснованный) подход к использованию наглядных пособий и дидактического материала.

Структура занятия.

Соотношение и оправданность каждого из этапов занятия.

Обеспечение логической и методической связи между ними и подчиненность их образовательным, воспитательным и коррекционно-развивающим целям данного занятия. Целесообразность отмеченной продолжительности каждого этапа занятия.

Логическая и дидактическая завершенность каждого этапа занятия.

Эффективность (оценка результатов) каждого из этапов занятия.

Коррекционно-воспитательная работа.

Наличие дифференцированной постановки соответствующих образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей занятия, их соответствие задачам формирования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы детей с отклонениями в развитии.

Целесообразность педагогических приемов по усилению мотивации учебной деятельности.

Эффективность методов и приемов обучения и воспитания (сочетание словесного объяснения, наглядности и практических действий самих детей, их соответствие возрасту детей, уровню развития познавательных возможностей).

Коррекционно-развивающая направленность методов обучения и воспитания. Оценка применения этих методов.

Необходимость речевой активизации детей. Продуктивность использованных способов активизации речевой деятельности детей.

Гуманистическое воспитание детей. Используемые в учебно-воспи-тательном процессе средства эмоционально-эстетического, нравственного и трудового воспитания детей.

Учет педагогом психофизических особенностей и личностных качеств детей с нарушениями развития.

Результативность осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к детям на занятии.

Подготовленность педагога к занятию.

Характер речи педагога: ясность, точность, эмоциональная выразительность, лаконичность и др.

Особенности поведения педагога на занятии и их влияние на эмоционально-волевые проявления и поведение детей.

Общая оценка занятия.

Эффективность и продуктивность реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей занятия.

Уровень организации деятельности и поведения детей.

Целостность и законченность занятия.

Приложение 5.

Наши рекомендации