Деятельностное направление в исследовании развития малой группы. Модели коллективообразования ( А.В. Петровский, Л.И. Уманский)»

Главные принципы деятельностного подхода: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность над ситуативную как специфическую; интериоризации – эксториоризации как устройств усвоения общественно – исторического опыта; единства строения наружной и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психологического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте деятельностного подхода выделены аспекты появления психики в филогенезе, сформулировано предположение о ведущей деятельности как базе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о уподоблении как механизме формирования вида, о структуре деятельности( деятельность, действие , операция, психофизиологические многофункциональные системы),о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, о иерархии мотивов и личных смыслов как единицах строения личности. Деятельностный подход выступает как конкретно- научная методология для особых отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, социальной и т.п.)[4].

Деятельностный подход.Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов психологии- принципе деятельности

Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы очень плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Посреди их, сначала следует отметить стратометрическую концепцию групповой активности А. В. Петровского, более разработанную на сей день в отечественной социальной психологии модель группового процесса, получившую не так давно предстоящее развитие в системно- деятельностном анализа поведения личности в группе. Из числа остальных теоретических конструкций этого направления назовем предложенный М. Г. Ярошевским программно- ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемую Г. М. Андреевой модель социально- перцептивных действий в совместной деятельности. Не считая того, идеи деятельностного подхода воплотились в исследовании отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, управления и лидерства, межгрупповых отношений.

. Среди моделей развития группы выделяют модели коллективообразования (А.В. Петровский, Л.И. Уманский), двухфакторные модели (Б.Такмен), частные модели (Н. Обер, Е. Мабри, И.П. Волков).

Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры), но он не знает, как они соотносятся.

ТАКМЕН Этапы межличностной активности:

1. проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения)

2. внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства)

3. развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений)

4. функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры)

Этапы деловой активности:

1. ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи)

2. эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями)

3. открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации)

4. принятие решений (конструктивные попытки успешного решения)

Однофакторная модель (Волков) – эмоциональная динамика:

1. фаза первичного восприятия и опознания, формирование первого впечатления о партнере

2. фаза сближения, формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, установки на совместное действие

3. фаза совместного действия, принятие межличностных ролей, определение статуса в общении

4. фаза сцепление (укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения, включение механизмов взаимовлияния

Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации). Но это, малыш, уже совсем другая история…

Важно учитывать, что происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности).

При этом выделяются следующие модели коллективообразования:

- стратометрическая концепция А. В. Петровского, выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественную значимость деятельности. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию). В центре располагается диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации.

- параметрический подход, предложенный Л. И. Уманским, основан на представлении о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями - отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся: содержание нравственной направленности группы - единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций, организационное единство группы, групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности, психологическое единство - интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях. В зависимости от каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, серединную точку которого занимает группа конгломерат, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу - коллективу, сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий - кооперации и автономизации. Между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Наши рекомендации