Составление макета тренингового занятия

Разрабатывается макет отдельного тренингового занятия с указанием перерывов, разминочных и завершающих упражнений. Обязательно указывается время, отводимое на каждый этап работы. Образец макет – см. приложение 2.

Подбор упражнений

После составления тематического плана и макета тренингового дня происходит их наполнение конкретными упражнениями, позволяющими решать поставленные задачи.

Рисунок 4. Общая логика подбора упражнений в течение дня и в процессе тренинга в целом

Составление макета тренингового занятия - student2.ru

Определение условий, необходимых для проведения тренинга, и необходимых средств

После подбора упражнений в зависимости от их специфики необходимо определить требования к помещению, в котором будет проходить тренинг, к его техническому оснащению, а также составить список все необходимых для выполнения игр и упражнений предметов.

Определение методов измерения эффективности тренинга

Существует несколько способов определения эффективности проведенного тренинга, различающихся в первую очередь по достоверности и точности получаемой информации:

· обратная связь от участников тренинга в процессе итоговой рефлексии;

· анкетирование участников после тренинга (в том числе с помощью метода незаконченных предложений);

· проведение психодиагностического обследования участников до и после тренинга;

· проведение психодиагностического обследования участников до тренинга, после тренинга и через некоторое время (чаще всего через 1-2 месяца) после завершения тренинга для выявления устойчивости произошедших изменений.

Нужно отметить, что момент окончания группы вообще считается не самым подходящим временем для исследования ее эффективности, т.к. в этот момент участники наименее объективны и склонны более позитивно оценивать свой опыт, выражать положительные чувства по отношению к группе и тренеру. Отставленная психодиагностика в этом случае дает более точные результаты.

В целом выбор способа оценки эффективности тренинга обычно определяется его целью и видом.

Требования к оформлению программы тренинга представлены в Приложении 1.

Резюме

Таким образом, при формировании тренинговой группы ведущий должен учитывать существующие противопоказания (категорические запреты на участие в тренинге) и ограничения (это спорные ситуации, каждая из которых разрешается исходя из специфики конкретной группы или участника, где каждый случай рассматривается индивидуально). Исходя из специфики взаимодействия в тренинговой группе, идеальное количество участников в ней составляет 12 +/- 2.

Существует ряд классификаций тренинговых групп, в основании которых положен их качественный состав: группы обязательные и добровольные; группы гомогенные и гетерогенные; группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников. Каждая из этих категорий имеет сою специфику взаимодействия и развития и соответственно требует различного подхода при работе в тренинге.

Существуют 4 основных типа поведения участников в тренинговой группе: лидирующий, ведомый, сотрудничающий, отстраняющийся. На основании этих типов поведения в группе формируются ролевые структуры, которые в дальнейшем будут влиять на эффективность функционирования группы.

Одним из важнейших понятий тренинговой работы является групповая динамика – модель формирования стадий малой группы в процессе ее развития. Групповая динамика может характеризоваться с двух точек зрения: с точки зрения групповых процессов и с точки зрения групповых состояний.

Существует три основных механизма групповой динамики: психологический обмен, разрешение внутригрупповых противоречий (в том числе в форме конфликта), идиосинкразический кредит (кредит доверия). Именно они обеспечивают переход группы на следующий этап развития.

Подходы к выделению самих этапов групповой динамики чрезвычайно многообразны и зависят от тех факторов развития группы, на которых делается акцент.

Ведущий тренинга должен осознавать, что любая тренинговая группа, прежде чем перейти на стадию активной работы непосредственно по целям тренинга, обязательно должна пройти необходимые этапы формирования; его задача – уметь видеть эти этапы и уметь строить работу группы исходя из ее актуального состояния.

Выделяют три основных метода тренинговой работы: групповая дискуссия, ролевая игра и тренинговые (психотехнические) упражнения.

Тренинговые упражнения чрезвычайно многочисленны и разнообразны, построить их универсальную классификацию практически невозможно; наиболее подходящие основания для ее построения зависят от того, для чего планируется применять классификацию. При выборе того или иного тренингового упражнения очень важно, чтобы сам тренер четко осознавал цель использования упражнения и его возможные эффекты (последствия).

Процесс создания тренинговой программы включает в себя целый ряд этапов. Общий принцип: сначала полностью простраивается логика программы, и только затем подбираются методы работы (игры, упражнения). Именно это обеспечивает программе логичность и внутреннюю согласованность.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные принципы формирования тренинговой группы.

2. Перечислите противопоказания при наборе в тренинговую группу.

3. Перечислите ограничения при наборе в тренинговую группу.

4. Каково допустимое максимальное и минимальное количество человек в тренинговой группе ?

5. Назовите значимые критерии гомо/гетерогенности группы:

6. Особенности работы с гомогенными и гетерогенными группами.

7. Особенности работы с группами обязательными и добровольными.

8. Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности и специфика работы.

9. Назовите типы поведения участников в группе.

10. Назовите основные групповые роли в тренинговой группе.

11. Типичные ролевые структуры в тренинговых группах

12. Как происходит формирование структуры группы?

13. Дайте понятие групповой динамики применительно к тренинговой группе.

14. Что такое «групповой процесс»?

15. Что такое «групповое состояние»?

16. Назовите механизмы групповой динамики.

17. Раскройте действие механизмов групповой динамики в тренинговой группе.

18. Назовите этапы группового процесса по Келману Г.

19. Назовите выделение стадий развития группы в зависимости от ведущих потребностей участников (У. Шутц).

20. Назовите фазы группового развития С. Кратохвила.

21. Опишите модель жизненного цикла тренинговой группы (Фопель К.).

22. Опишите модель конструктивного изменения поведения (Митина Л.М.).

23. Опишите развитие тренинговых групп со спонтанной и управляемой динамикой (Мастеров Б.М.).

24. Назовите стадии развития тренинговой группы с точки зрения интегративного подхода.

25. Окно “Джогари”: проявления в ходе тренинга.

26. Назовите основные методы работы в тренинге.

27. Групповая дискуссия как метод групповой работы.

28. Каким образом можно классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге?

29. Ролевая игра как метод групповой работы.

30. Перечислите функции ролевой игры в тренинге.

31. Опишите алгоритм конструирования ролевых и деловых игр.

32. Психотехнические упражнения как метод групповой работы.

33. Назовите основания для классификации упражнений.

34. Приведите классификацию упражнений с точки зрения преимущественных задач, решаемым с их помощью.

35. Перечислите основные требования к тренинговым упражнениям.

36. Чем обусловлен выбор тренинговых упражнений?

37. Какие этапы включает в себя процесс создания тренинговой программы (перечислите).

38. Режимы работы группы «погружение» и «периодические встречи»: назовите особенности и области применения.

39. Какова общая логика подбора упражнений в течение дня и в процессе тренинга в целом?

40. Какими методами можно пользоваться для измерения эффективности тренинга?

Наши рекомендации